Одаренность – высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных.
Общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.
В систему диагностических методик одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности. Основным методом изучения детской одаренности является наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области. В мировой образовательной практике предложены следующие пути образования одаренных детей: обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения, обучение их по индивидуальным программам.
Для обучения одаренных детей используют технологии развивающего обучения, проблемно-поисковую, технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм), технологию исследовательского обучения коммуникативно-диалоговая технология, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения и информационные технологии.