Методы воспитания – способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности.
Классификация методов воспитания:
1. Группа: Методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие).
2. Группа: Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие).
3. Группа: Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и другие).
4. Группа: Методы контроля и самоконтроля.
Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации педагога, его методическое мастерство.