Формирование научного мировоззрения учащихся. Возрастные возможности овладения учащимися научным мировоззрением

Мировоззрение – специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни.

Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений.

Научное мировоззрение формируется:

1) На всех учебных занятиях.

2) Во время общения и взаимодействия.

3) В процессе разнообразной деятельности школьников.

4) Во внеклассной и внешкольной работе.

5) Под воздействием СМИ, телевидения, радио.

6) В процессе самообразования и самовоспитания и др..

Формирование научного мировоззрения осуществляется на всех этапах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгляды и убеждения.

35.. Нравственная культура личности и ее компоненты. Пути и средства
формирования нравственной культуры учащихся в школе.

Нравственная культура личности – степень (мера) освоения личностью морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения.

Основные критерии сформированности нравственной культуры личности являются:

1) Развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии).

2) Развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору.

3) Сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.

Педагогу следует:

· Организовывать целенаправленную работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и т.д.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

· Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационную (оценочную) деятельность учащихся.

· Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом, взаимодействия образовательного учреждения с социальным окружением, духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т.д.)

.

36.. Воспитание гражданственности у учащихся. Пути и средства формирования
гражданских качеств учащихся.

Гражданственность – качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина (знание гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные интересы, выполнение гражданского долга, непримиримость к антигосударственным проявлениям, умение сочетать личные интересы с общественными).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: