Профессиональная ориентация учащихся. Развитие профессиональных интересов, способностей и склонностей школьников в процессе обучения и внеклассной работе

Профессиональная ориентация – обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий.

Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направленно на решение следующих задач:

1) Формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала.

2) Развитие стремлений к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся, убеждение в необходимости развития профессионально значимых способностей и качеств.

3) Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие учащихся (знание иностранных языков, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ЗОЖ, организаторские умения и т.д.).

4) Дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от пола, возраста, склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей учащихся.

Средствами профессиональной ориентации школьников выступает изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах естественно-математического цикла. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого учащиеся получают информацию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям.

Логическим продолжением профоориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа (кружки: предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления, художественного или технического творчества; научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др.). Профессиональному самоопределению учащихся содействуют приобщение учащихся к традициям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические походы и т.д..

Многообразие занятий по интересам и трудовых дел позволит выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, воспитать трудолюбие и творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: