Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Сплоченность группы – мера ее единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, а также практической деятельности.
Коллектив формируется педагогом для создания оптимального воспитывающей и развивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива.
Важную педагогическую задачу составляет управление межличностными отношениями в детских группах. Главной задачей развития личных отношений является укрепление и обогащение их нравственной основы.
В процессе формирования коллектива важно также, чтобы цели развития и жизни детского коллектива ставились четко и увлекательно.
Этапы становления воспитательного коллектива:
1) Педагог как организатор выступает с требованиями к коллективу, которые необходимо неукоснительно выполнять. Уже в этот период педагог должен опираться на возникающий актив, создавать его и сплачивать вокруг себя.
2) Начинается с возникновения в нем актива, не только поддерживающего педагога в его требованиях, но и самостоятельно выступающего с этими требованиями.
3) Когда «требует сам коллектив», детский коллектив становится воспитательным в полном смысле слова.
В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом, и наоборот. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в коллективе сложно: всегда будет сохранятся избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содержанию, средствам и методам достижения цели и т.п.. Важно научить детей терпеливо относиться к недостаткам других, прощать, быть толерантным, сотрудничать, помогать друг другу и т.п..
Процесс развития коллектива не есть плавный переход от одного этапа к другому. Главное, чтобы коллектив не останавливался в своем развитии, даже если он достиг высокого уровня развития. «Движение вперед – закон жизни детского коллектива».
Этап формирования коллектива:
1) Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования.
2) Требования педагогом поддерживаются активом, который предъявляет их другим членам коллектива.
3) Большая часть группы помогает педагогу корректировать развитие каждого, предъявляет требования к товарищам и себе.
4) Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива.
41. Роль и значение семьи в воспитании ребенка. Виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения..
Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Значимость семейного воспитания:
1) Глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувств детей к родителям.
2) Постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
3) Наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
4) Социально-культурные факторы (гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей и т.д.).
5) Социально-экономические факторы (определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе).
6) Технико-гигиенические факторы (характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий проживания).
7) Демографический фактор (структура и состав семьи).
Виды семей:
1) По количеству детей (многодетные, малодетные, однодетные, бездетные семьи).
2) По числу поколений (однопоколенные: только супруги, двухпоколенные: родители и их дети).
3) По признаку полноты (полные, неполные: один из родителей).
4) По характеру взаимоотношений (идеальные, средние: скандально-раздражительные).
5) По устойчивости семейных отношений (гармоничные, распадающие, распавшиеся, неполные семьи).
6) По уровню благополучия (благополучные, псевдоблагополучные, неблагополучные семьи).
7) По месту жительства (городские семьи, сельские).
Ошибки семейного воспитания:
· Бездарность, бесконтрольность – излишняя занятость родителей, которые не уделяют должного внимания детям, которые представлены сами себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества.
· Гиперопека – Вся жизнь ребенка находится под неустанным надзором. Ребенок ограничен многочисленными запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказания родителей. Результат – нерешительная, безинициативная, боязливая неуверенность в себе личность. В результате может возникнуть бунт … всем можно, а мне нельзя… уход из дома.
· Кумир семьи – разновидность гиперопеки. В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд полностью подчинена ребенку. Ребенок в центре внимания, выростаетизнеженным, капризным, эгоцентричным.
· Золушка – Обстановка эмоциональной отверженности, холодности, безразличности. Ребенок чувствует, что мать и отец не любят его, тяготятся им, хотя окружающим может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности ребенка. Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым.
· Жесткое воспитание – За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном стрессе. Родители действуют методами физического наказания. Результат жесткость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность и другие личностные и поведенческие нарушения развития.
· Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. Итог… у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких.
42. Педагогические технологии. Классификация педагогических технологий. Характеристика информационных технологий.
Педагогические технологии воспитания – набор различных предметов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.
По уровню применения технологии бывают: общепедагогические, частнопредметные, локальные или модульные.
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на: информационные, операционные, технологии саморазвития, эвристические, прикладные.
По организационным формам технологии бывают: классно-урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, коллективных способов обучения, дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной деятельностью: традиционные, дифференцированное, программированное.
По подходу к ребенку технологии подразделяются на: авторитарные (жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения), сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство), свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности), личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка), гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности), массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика), технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования), технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).
По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие, воспитательные, светские, гуманистические, технократические, моно- и политехнологии, проникающие.
Общая характеристика информационных технологий обучения.
В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки данных).
43. Воспитание физической культуры личности в школе и семье..
Физ. Воспитание – многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физ.культурой и спортом, осмысление их психо-физических основ, развитие физ.сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и ЗОЖ.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным трудом. Эмоционально-нравственным, эстетическим воспитание.
В комплексной программе физ.воспитания учащихся 1-11классов общеобразовательной школы к основным задачам отнесены:
· Укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности.
· Воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физ. Упражнениях, понимание необходимости физ.культуры и заботы о здоровье.
· Стремление к физ.совершенствованию.
· Готовность к труду и защите Отечества.
· Приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физ.культуры, спорта, военно-прикладной деятельности.
· Обучение двигательным наукам и умениям, их применению в сложных ситуациях, развитие двигательных качеств.
· Формирование эстетического восприятия красоты человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях.
Содержание физ. Воспитания определяется Программой и Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.
В процессе занятий физ.культурой осуществляется умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решения в экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физ.культура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умения и навыки.. Физ.занятия формируют у детей добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа.
Школьники развивают в себе способность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, проявляющейся в движении, борьбе, преодалении препятствий. Физ. Воспитание – неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.