Разностороннего и гармоничного развития невозможно без развития его телесного и физического здоровья.
Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
ЗОЖ – способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Условия формирования ЗОЖ:
· Внедрение здоровье - сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
· Формирование ценностного отношения к ЗОЖ, его пропаганда.
· Систематические занятия учащихся физ.культурой, спортом, туризмом.
· Педагогический коллектив как эталон ЗОЖ.
· Противодействие распространению вредных зависимостей.
· Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха.
Основными направлениями работы по сохранению, укреплению и формированию ЗОЖ являются:
|
|
· Учебно-воспитательная работа (введение в учебный план новых предметов, факультативных и групповых занятий; система классных часов, направленных на оздоровление; использование и пропаганда здоровье - сберегающих технологий; уроки физической культуры).
· Диагностическая работа (мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; медосмотры, обследования и т.д., мониторинг функциональных резервов здоровья учащихся и т.д..).
· Профилактическая работа (оптимальный режим обучения и воспитания, использование медицинских средств профилактики, профилактика вредных привычек, витаминотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика и т.д.).
· Коррекционная работа (работа специалистов, медсестры, психолога, социальных педагогов, логопедов, консультации для педагогов, родителей, школьников и т.д.).
46. Ученическое самоуправление в школе, его формы и пути развития.
Ученическое самоуправление – такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей.
Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.
Формы ученического самоуправления разнообразны. При этом формы самоуправления в общешкольном коллективе имеют свои особенности по сравнению с самоуправлением в классном коллективе.
Высшим органом самоуправления в школе явл. Общее собрание учащихся, проводимое не реже одного раза в год (выбирают органы самоуправления: ученический комитет или совет, школьный парламент, думу, старостат и др.) и определяют их полномочия.
|
|
В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общественных делах.
Условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе:
1) Вариативность, свобода выбора деятельности во внеучебное время, добровольность включения в ту или иную деятельность.
2) Сотрудничество и творческое партнерство педагогов и учащихся в разных видах деятельности, взаимодействия классного руководителя и ученического самоуправления.
3) Периодическая сменяемость и преемственность органов самоуправления, его временных и постоянных участников.
4) Состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления.
5) Проведение специальной воспитательной работы с коллективом.
6) Формирование у школьников, участвующих в самоуправлении, умений планирования, организации, анализа результатов деятельности.
7) Педагогическое стимулирование лидерства учащихся.
8) Наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
Важнейшим из перечисленных условий развития ученического самоуправления явл. Подготовка учащихся к организаторской деятельности:
· Сообщение разнообразной информации, необходимой учащимся для выполнения организаторских функций в процессе обучения и внеклассной работы.
· Формирование организаторских умений и навыков на основе применения управленческих знаний в процессе практической деятельности, тренингов, деловых игр и т.д..
· Закрепление приобретенных знаний и умений, коррекция управленческих действий в ходе управленческой практики.
47 Детские объединения как фактор социализации личности. Функции детских объединений. Типы, содержание и методика деятельности.^
Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в обществе.
Детское общественное объединение или организация – особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.
Сущность детских и молодеж ных объединений и организаций проявляется прежде всего в целях детских и молодежных организаций, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка.
Функции детских, молодежных организаций и объединений:
1) Развивающая – обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.
2) Ориентационная – обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни.
3) Компенсаторная – создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.
С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются:
Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);
По характеру управления среди детских общественных объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.
|
|
В РБ действуют: Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО), Ассоциация белорусских гайдов (ДОО «АБГ»), Лига добровольного труда молодежи, Белорусская республиканская скаутская организация (БРСО), организация «Молодежные против преступности» и др. детские и молодежные объединения.