Экологическая культура личности и технологии ее формирования в школе

Экологическая культура личности – уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

Структура экологической культуры:

· Система экологических знаний.

· Экологическое сознание, ценностное отношение к природе.

· Экологическая деятельность.

Экологическая деятельность способствует осознанию школьниками своих возможностей по сохранению природы.

Задачи воспитательной работы: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействий человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентаций экологического характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности.

В качестве условий воспитания экологической культуры школьников выделяют: сочетание разных форм, методов, средств экологического образования; повышение экологической культуры родителей и педагогов; практическую деятельность учащихся по охране природы; взаимодействие учреждения образования с предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями. Субъектами природоохранной деятельности, непрерывность экологического образования и воспитания.

Наиболее эффективными путями формирования экологической культуры являются: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание.

Технологии организации экологического воспитания:

· Эколого-ориентированные: эколог-психологические тренинги, праздники, дискуссии, натуралистские мероприятия, экологические, деловые, имитационные игры, тематические недели и др..

· Природоохранные: субботники, экологические акции, детское экологическое движение, акции по охране природы, посадка деревьев и др..

· Проектно-исследовательские: экологические практикумы, олимпиады, коллективные творческие дела, летний экологический практикум, полевая экологическая практика и др..

· Просветительские: информационные часы, мониторинг окружающей среды, слеты, выпуск экологического листка и др..

· Эколого-краеведческие: экскурсии, экспедиции, путешествия, учебная экологическая тропа, школьный экологический музей и др..

Эффективными формами воспитания этого направления являются конкретные коллективные дела, в ходе которых подростки осознают полезность результатов своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: