Потребности

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающих источником его активности.

Потребностей существует великое множество, и их очень непросто свести к общему знаменателю. Содержание потребностей человека определяется условиями его жизни, уровнем его развития. В отличие от потребностей животных потребности человека имеют не адаптивный характер, а их можно понять как наиболее общие типы отношений, в которых нуждаются индивиды и которые они ищут в бесчисленных конкретных формах поведенческих контактов с миром.

Потребность как состояние личности все­гда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, свя­занного в дефицитом того, что требуется организму (личности).

Потребность есть у всех живых существ. И этим живая при­рода отличается от неживой. Другим её отличием, также связан­ным с потребностями, является избирательность реагирования жи­вого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потреб­ность активизирует организм, стимулирует поведение, направлен­ное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой орга­низм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организ­ма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые су­щества, зависит от уровня их организации, от образа и условий жиз­ни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволю­ционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у че­ловека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представ­ляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отлича­ются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

 
 

Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. со­здал иерархическую модель мотивации ("Мотивация и личность"), предложив следующую классификацию человеческих потребностей.

В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Что же касается самого высокого класса способностей — самоактуализа­ции, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого мень­шинства она является в какой-то степени свершившейся.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополни­тельной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной куль­туры, с помощью которых данная потребность может быть удовлет­ворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связан­ное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потреб­ность.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачива­ющийся в данный момент времени мыслительный процесс и боль­шая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероят­но, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мо­тивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы личности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), по­требностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотива­ции следующим образом. Более гибкой считается такая мотиваци­онная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуж­дения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера челове­ка, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в зна­ниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разно­образные книги, периодическая печать, общение с людьми. У после­днего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядо-положенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте акту­ализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, уп­равляющие поведением человека, им осознаются, другие - нет. Мно­гие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осоз­нают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На са­мом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: