double arrow

Жизненный путь личности. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности


Понятие потребности. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей. Мотивы поведения. Мотивация и эффективность деятельности. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты.

Психика человека, мир его психических явлений – производное не только его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, общественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – это не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят её не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.




Личность – существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно

отслеживать и фиксировать, в с другой – в процессе обучения и воспитания

человека можно активно влиять на этот процесс.

Движущие силы психического развития - это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и сформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.



Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности. Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Индивид.Впонятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность– это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса вцелом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека

позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность – не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности.

Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т. д.

Социализация личности– это аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Развитие личности - это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс его духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:

1) в анатомо-физиологической сфере (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы);

2) в психической сфере (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие психических процессов);

3) в социальной сфере (развитие ребенка как члена общества, накопление им разного социального опыта).

Развитие личности – это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательного воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации.

Социализация личности – это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет свою автономию по отношению к обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения, предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личные ценности и ориентиры.

Стадии социализации:

- первичная социализация, или стадия адаптации – от рождения до подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает;

- стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как не все еще устроилось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18-25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

- стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или обществом. Если же не принимаются, то возможны два исхода:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

б) изменение себя, стремление стать «таким как все», конформизм, соглашательство, адаптации.

- трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и обогащает его в процессе активной социальной деятельности.

Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и др. Компании сверстников облегчает также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности.

С другой стороны, нарушения могут приводить к социальному или девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе.

Причины девиаций в поведении молодых людей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценностных ориентациях молодежи, и в результате неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов.

Разновидности девиантного поведения:

- делинквентное поведение – характеризуется склонностью к правонарушениям или преступлениям;

- аддиктивное поведение – предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующей внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и представляющие особое значение для ее членов.

Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Во-первых, прежде всего коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например группа преступников).

Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда. Это определение относится прежде всего к первичному (контактному) коллективу, который создается по организационно-производственному признаку: таковы коллективы бригад, секции в магазине, отделов и т.д. В первичном коллективе работники находятся в непосредственном контакте друг с другом, и именно совместная трудовая деятельность позволяет им лучше знать о потребностях, интересах, мотивах поведения своих товарищей. Первичный трудовой коллектив входит в основной, которым является коллектив всего предприятия (магазина, фирмы, акционерного общества и т.д.). Могут быть промежуточные коллективы между первичным и основным (так называемые вторичные коллективы, например коллектив цеха на фабрике, заводе).

Первичный трудовой коллектив характеризуется соответствующими структурами и выполняет определенные функции. Его развитие происходит в соответствии с процессами групповой динамики.

Коллективы можно классифицировать по различным признакам:

1) по основной цели (производственные, спортивные, учебные, военные и т.д.);

2) по размеру (большие, малые);

3) по их сложности ( трех-, двух- и одноуровневые структуры управления) и т.д.

Знание каждой из этих особенностей поможет менеджеру анализировать их и работать с ними, в том числе планировать управление коллективом. Как правило, на большинстве предприятий государственной и коллективной форм собственности можно выделить четыре типа коллективов по степени их формализованности.

1 Директивные коллективы имеют четкую организационную структуру, отношения между сотрудниками строго формализованы, работа выполняется по указаниям вышестоящего руководства. Директивность их указаний приобретает характер приказов.

2 Целевые коллективы обычно существуют ради решения определенной задачи в течение конкретного промежутка времени (их примером может быть акционерное общество с контрактной системой работы). Как показывает зарубежный опыт, менее формальные целевые группы оказываются подвижнее и продуктивнее, чем традиционные директивные коллективы.

3 Коллектив (группа) по интересам создается на основе общих интересов работников (рационализаторы, садоводы-огородники, спортсмены и др.).

4. Дружеские коллективы (группы) образуются по признаку симпатии работников друг к другу (дружеские компании, связанные общим интересом к политике, любимому занятию и т.д.).

В трудовом коллективе различают прежде все­го официальную и неофициальную структуры.

Официальная (или деловая) структура коллектива определяется целями, задачами и особенностями трудовой деятельности. Взаимоотношения работников в рамках официальной структуры регулируются соответствующими уставами и должностными инструкциями, официальными правами и обязанностями каждого члена коллектива. Положение отдельного работника определяется должностью, которую он занимает (продавец, товаровед, заведующий секцией и т.д.).

Неофициальную структуру коллектива определяет совокупность взаимоотношений, строящихся на взаимных личных интересах работников, симпатиях и антипатиях. Эти взаимоотношения регулируются принятыми большинством членов коллектива неписаными правилами — групповыми нормами поведения. Положение работника в рамках неофициальной структуры определяет его социально-психологический статус.

Официальная и неофициальная структуры влияют одна на другую, менеджер (руководитель) должен стремиться к тому, чтобы они совпадали, т.е. чтобы деловые отношения между работниками, как вертикальные (между руководителем и подчиненными), так и горизонтальные (между рядовыми работниками) строились на отношениях симпатии, близости личных интересов в сфере труда, досуга, общения.

Нередко эти структуры не совпадают, что является причинами конфликтов: в частности, когда официальный руководитель не пользуется авторитетом в коллективе, а также в коллективе имеется несколько лидеров (наиболее авторитетных работников), у отдельных работников наблюдаются явления группового эгоизма и т.д.

Каждый коллектив имеет свою социальную структуру, которая включает следующие элементы: должностную, профессионально-квалификационную, социально-демографическую, статусно-ролевую структуры.

Должностная структура коллектива представляет собой совокупность должностей, определенных штатным расписанием предприятия. Она характеризуется наличием конкретных рабочих мест, требованиями технологического процесса и целями трудового коллектива (например, согласно цели предприятия торговли, заключающейся в обслуживании населения и связанной с процессом продажи товаров, штатное расписание будет включать такие должности, как продавец, кассир, товаровед, бухгалтер и т.д.).

Профессионально-квалификационная структура включает образование, профессию, уровень квалификации. Эта важная составляющая свидетельствует об интеллектуальном, профессиональном потенциале коллектива.

Третья - социально-демографическая составляющая — половозрастной состав коллектива. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения. Известно, что каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности (начало или завершение) и зрелости.

Особенности мужской и женской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жёстки, рациональны, но и ригидны, т.е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в коллективе является благоприятным фактором для развития коллектива и его социально-психологического климата.

Статусно-ролевая структура связана с необходимостью выполнения работником социальной роли, определяющей его статус в коллективе. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. При этом критерии ожидания у работников могут отличаться в разных коллективах. Одни, например, ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие — более строгого и авторитарного (в производственных группах).

Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования к нему предъявляются. После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить, если она не соответствует его индивидуально-психологическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Следующий этап в системе ролевого поведения — исполнение роли, которое имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Исполнение роли связано с самооценкой человека, с одной стороны, а с другой — оценкой другими людьми (коллегами по работе), занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому.

Порой бывает, что самооценка человека и оценки его другими людьми могут расходиться, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь. Особенно это важно для руководителя, который должен знать, что о нем действительно думают подчиненные и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Трудовой коллектив выполняет четыре функции:

1) целевая – это основная функция, ради чего организован коллектив (производство определенной продукции, обслуживание населения, оказание услуг и т.д.);

2) интегративная функция связана с процессом объединения работников, их разрозненных действий в единый сплоченный коллектив;

3) функция развития личности — одна из важнейших задач коллектива, она заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей работников (в том числе обеспечение их самореализации в сфере труда);

4) воспитательная функция направлена на создание условий по усвоению каждым работником групповых норм поведения (проявление инициативы, ответственного отношения к труду, взаимопомощи и др.).

В социальной психологии выделяют четыре стадии развития трудового коллектива, различающиеся между собой уровнями социальной зрелости.

Первая стадия — стадия формирования коллектива; она связана с взаимным принятием работниками друг друга. Новички присматриваются к своим товарищам, совместно вырабатывают нормы делового взаимодействия. Однако в личных отношениях работники руководствуются собственными нормами и правилами поведения.

Вторая стадия — стадия становления или выработки решений. Как правило, на этой стадии не все члены коллектива принимают равное участие в выработке и принятии решений. В этот период формируется актив трудового коллектива, который состоит из более опытных, имеющих высокий должностной статус работников. Они составляют ядро коллектива. Эти работники окончательно формируют групповые нормы поведения, однако уровень усвоения их членами коллектива достаточно низкий.

Третья стадия — стадия идентификации; она характеризуется формированием развитой мотивации работников, когда они постепенно усваивают групповые нормы поведения в коллективе, идентифицируют (отождествляют) себя с ним. Эта стадия определяет переход коллектива к зрелости, когда работники совершенно искренне «подгоняют» друг друга в работе, побуждая их добросовестно и инициативно относиться к своему труду.

Четвертая стадия — стадия зрелости трудового коллектива; она характеризуется тем, что внешний контроль работы членов коллектива полностью становится внутренним и превращается в самоконтроль. Коллектив становится самоуправляемой организацией.

Функционирование трудового коллектива во времени представляет собой постоянное движение всех элементов его структуры, их воспроизводство и изменение. Оно осуществляется через ряд социальных процессов, которые можно охарактеризовать как последовательную смену состояний.

Важно помнить:

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: