1 цель совместной деятельности должна быть ясна и понятна всем участникам;
2 участники по возможности должны знать, что каждый из них делает и какие задачи решает;
3 наличие взаимопонимания и свободный обмен информацией;
4 мешает кооперации в группе тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счет других ее участников;
5 любая удача должна сопровождаться поощрением всех, имевших отношение к успешно законченному делу.
Мотивационно-потребностная и эмоционально-чувственная сфера личности.
Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Под мотивацией понимаются:
- мотивы – опредмеченные потребности. Делятся на внешние (положительные (высокосоциальные и узколичностные) и отрицательные) и внутренние.
- интересы
- потребности
- установки
- отношения
- убеждения
- идеалы.
Мотивация рассматривается как непосредственный источник активности и как источник направленности личности на предметы и явления действительности.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, пред-настройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.