double arrow

Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции


Структура приема и обработки информации. Ощущения и восприятие. Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Механизмы развития и тренировки памяти. Сущность, определение, стадии и формы мышления. Типы и виды мышления. Понятие о сущности и функциях представлений. Воображение и его виды. Понятие о речи и языке.

Познание — общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. Раскрывая законы действительности, познание воссоздаёт в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности. Предметы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческой деятельности, подвергаются активному воздействию со стороны человека; лишь благодаря этому обнаруживаются, раскрываются их свойства. Потребности практической деятельности определяют направление развития познания, ставят перед ним актуальные проблемы, которые необходимо разрешить, обусловливает темпы развития тех или иных наук.

Действительность отражается человеком с помощь различных форм познавательной деятельности. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материла, который он получает от органов чувств в формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Которые чувственно-наглядное воспроизведение предметов, их отдельных свойств. Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В процессе познания человек использует также различные логические приёмы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т.д.), позволяющие ему теоретически воссоздавать изучаемый предмет. Большую роль в познании играют и различные знаковые системы, в которых фиксируются результаты познавательной деятельности. Это создаёт возможность общения между людьми, передачи знания другим поколениям.




Ощущение – это есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на орган чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и даёт ощущение. Физиологическая основа ощущений — сложная деятельность органов чувств.

Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трёх частей: 1) рецептор или орган чувств; 2) проводящие нервные пути; 3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приёму только определённых видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Рецепторы могут находиться на поверхности тел (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Для всех анализаторов общими являются волевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.



Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражён внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояний нервной системы и индивидуальных особенностей. Выделяют три основных класса ощущения: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные, сигнализирующие о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль и т.д.); 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (прикосновения, холод, тепло, давление, вибрация и т.д.), статистические (положение тела в пространстве), температурные, болевые.

Нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше нижнего порога, человек не ощущает. Верхний порог — максимальная величина раздражителя, которую способен воспринимать анализатор. Интервал между нижним и верхним порогами носит название “диапазон чувствительности”.

Восприятие. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективного восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личностей носит название апперцепции.

Свойства восприятия: 1) целостность, т.е. восприятие, есть всегда целостный образ предмета; 2) константность восприятия — благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.; 3) структурность восприятия не является простой суммой ощущения, мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру; 4) осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов; 5) избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Т.е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: “Что это такое?”

Выделяют виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека; движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объёма и отдалённости предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение — ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а событие ожидаемого будущего после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название “временной перспективы”.

Приём сигнала может происходить на двух уровнях. На нижнем уровне окружающая нас энергия воздействует на наши органы чувств, и как только энергия раздражителей становится достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется порогом. На более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить другой порог — порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Физиологический порог определён генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия изменчив, он зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог. Итак, между двумя этими порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечёт за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Эти сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подсознательное, подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком, но эта информация, накапливаясь, способна влиять на поведение человека.

В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Непроизвольное восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядоположением, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нём и волевая активность. В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определённые волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия. В процессе познания человеком окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность — умение видеть характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к внешним раздражителям, и появляются видения, которые могут быть подвижными или неподвижными, не меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (одиночные галлюцинации). Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

Выделяют псевдогаллюцинации — когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: “голоса звучат внутри головы”, видения воспринимаются “умственным взором”. Псевдогаллюцинации могут быть в любой чувственной сфере: тактильные, вкусовые, зрительные, звуковые, но в любом случае они не идентифицируются с реальными предметами, хотя и являются чёткими образами, в мельчайших деталях, стойкие и непрерывные.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, — главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий - насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намёки на какие-то неблаговидные поступки, скрытые угрозы в его адрес.

Очень показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

Представления. Представления — образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщённый характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому, и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчётливости. Тем не менее, чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности. Представления бывают зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. Опора на представления хорошо знакомых сцен или мест служит одним из эффективных мнемонических средств. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового видения ситуации.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующим воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциации представляют собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные по времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти. Непроизвольная память, когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильна, развита в детстве, когда информация следует целенаправленно с помощь специальных приёмов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания, от приёмов запоминания, от приёмов заучивания.

Структура памяти. Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Её систему удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1—0,5 сек. Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга, она будет храниться ещё около 20 сек без повторения или повторного воспроизведения сигнала, — то это второй уровень: кратковременная память. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности, необходимой для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и информации, накопленной за прошедший день, переводя её в долговечную память.

Для долговременной памяти свойственна закономерность забывания: забывается всё не нужное, второстепенное, а также определённый процент и нужной информации. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них - время. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после неё. Важным фактором забывания является степень активности использования имеющейся информации.

Виды памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печать на машинке, пользоваться инструментами и т.п.), затем формируется образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (словесная) память. С её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий.

Расстройства памяти. Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять и воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше. Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего сохраняется манера держаться, походка и т.п.

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать её продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объём, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам относятся: характер материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.

Мышление как процесс.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества. Последовательные ступени интеллектуального развития : — наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. Далее мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.

Виды мышления. Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это понятие законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

К разрешению задачи мышление идёт с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя их сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии. Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Обобщение — отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому они — основные формы логического мышления. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. В понятии раскрываются существенные стороны явлений и их взаимосвязь. Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными или истинными. Суждения реального субъекта редко представляют собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщенно эмоциональностью. Суждение является и волевым актом, так как в нём объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение — это работа мысли над суждением. Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основе изучения определенных фактов и явлений. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индивидуальные различия в мысленной деятельности людей проявляются в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в тоже время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в её свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Можно выделить индивидуальные стили мышления. Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат, практический выигрыш. Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методической, тщательной манере решения проблем. Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и “реальным” является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться.

Внимание.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволяет нам настроить на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

Внимание следует рассматривать как психологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Характеризуя внимание как сложное психологическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, то есть соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания являются регуляция и контроль протекания деятельности.

Свойства внимания — объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное(не произвольное).

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Одной из важнейших причин непроизвольного внимания является интерес.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина поддерживают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Послепроизвольное внимание возникает через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Тема 3.Социальная подструктура личности

Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: