Глава 6. «Какой сегодня ужасный мне приснился сон» – думал, сидя за чашкой кофе на летней террасе, Жан Котлер

«Какой сегодня ужасный мне приснился сон» – думал, сидя за чашкой кофе на летней террасе, Жан Котлер.

Его отнюдь не радовало то, что сегодня вечером состоится конференция в Лувре, посвященная тамплиерам, ведь его произведение действительно принадлежало другому автору. Что если его тайна будет раскрыта? Как тогда отбиваться от журналистов? Ведь это будет прямой эфир! Люди сразу же поймут, кто он на самом деле: мошенник, трус и… «Но этот факт из моей жизни им точно не узнать!» – радостно выдохнул Котлер, после чего направился в дом, чтобы раздать распоряжения слугам.

* * *

Дом Ариадны Кру находился в одном из пригородов Парижа. Широкая улица вела прямиком к ее усадьбе. Дом был очень большим и роскошно обустроенным. Два этажа по двести квадратных метров, что составляло лишь сотую часть площади этажей Лувра. На первом этаже помещались все хозяйственные помещения, большой холл-гостиная, столовая, кухня с кладовой и ходом в винный погреб, большой кабинет с библиотекой, а также турецкая баня, бассейн и сауна.

Через широкие ворота из палисандра, покрытого лаком и окованного чугунными вензелями, можно было попасть в гигантский холл-гостиную, где хозяйка частенько собирала компанию своих друзей из историко-географического университета. Они размещались на длинном диване, обитом дамасской парчой ярко-бежевого, почти золотистого, цвета, и комфортных широких креслах, обитых, теперь уже, бирюзовым бархатом. На полу, между мягкой мебелью, лежала большая медвежья шкура, муляж, на котором стоял стеклянный столик с извилистыми стальными ножками. На нем расположилась небольшая лампа-торшер с молочным абажуром и золотыми обрамлениями. Того же цвета были и шторы, скрывающие четыре огромных витража, выводящих в сад. Чуть дальше, за зоной отдыха, находился громоздкий камин с вставками из чистой бирюзы, над которым висел большой портрет деда Ариадны на белом мустанге посреди бескрайних полей его имения. По обе стороны от камина на стенах висели средневековые щиты с воткнутыми в крепежи саблями и мечами разных эпох. Из гостиной на второй этаж вела широкая лестница – точная копия парадной лестницы суперлайнера «Титаник». На ней имелась даже фигура ангела с факелом из дерева, поднятая со дна Атлантического океана во время одной экспедиции, в которой довелось побывать и хозяйке дома. Через гостиную можно было попасть во все концы первого этажа. Одна из дверей вела в просторный кабинет, смежный с библиотекой, вмещавшей двенадцать тысяч книг. В кабинете стоял шикарный лакированный стол, вырезанный из цельной породы палисандра и украшенный вензелями из кованой бронзы. Вообще, в доме было множество творений ее деда, который был выдающимся архитектором-дизайнером, имевшим четыре мастерские в каждой из четырех столиц королевства.

Другие двери выводили на открытую террасу, в банный комплекс и кухню со столовой. В столовой находился старинный стол из массива венге. Вокруг него стояли двадцать стульев, обтянутых синим бархатом, с деревянным каркасом из тика. Стол украшали две венецианские вазы с фруктами и большой золотой подсвечник в центре, подаренный владельцем замка Версаль из Парижа за большие заслуги мсье Кру, отцу Ариадны, в разработке проекта королевских конюшен.

Кухня имела все необходимое для приятного приготовления изысканных блюд, и была отделана в стиле кантри с легкими нотками модерна. Единственный коридор, который вел в оранжерею с декоративными экзотическими растениями, был украшен множеством картин, купленных хозяйкой имения во многих странах, где ей довелось побывать.

На верхнем этаже разместились три просторные светлые спальни и три гостевые, каждая из которых имела балкон с множеством цветов в горшках, прикрепленных к чугунным кованым перилам. Была там и огромная терраса с колоннами из секвойи по периметру. В имение специально было доставлено дерево, заказанное мадемуазель Кру. Терраса была открытой, но все проемы между колоннами и перилами заполнял кофейно-молочный шифон, поверх которого свисали плотные портьеры из золотистого бархата.

Частой гостей в имении была близкая подруга хозяйки мадемуазель Мерьем Дэвран – всемирно известная дизайнер-архитектор, чьим творениям обязаны десятки домов в Париже. Мерьем Дэвран – успешная, красивая и амбициозная дама, которую уважали и любили многие, а ее неподражаемое умение завуалированно говорить всегда помогало во всех делах. Именно ораторские способности свели ее с Ариадной Кру, а очаровательная внешность не могла оставить равнодушным ни одного мужчину.

Высокая, рыжеволосая с большими изумрудными глазами она была весьма обворожительной. Ее строгие черты лица скрашивал прямой крупный нос и пышные губы.

В одежде преобладали платья и сарафаны самого разного кроя и цвета, а ее страсть к лошадям и высокой скорости нередко заставляла надевать брюки-галифе и блузки. Также как и Ариадна, она любила драгоценности и украшения.

Ариадна и Мерьем проводили субботние вечера в большом кинозале дома Кру, где смотрели свои любимые фильмы.

Одним теплым весенним утром по прямой ровной дороге на запад мчалась маленькая белая «Феррари». За рулем сидела эксцентричная и обворожительная леди в белом дорогом костюме с широким кремовым поясом. Большие белые солнцезащитные очки закрывали почти половину лица. Густые пряди рыжих волос были собраны сзади и скреплены большой заколкой. На тонкой изящной руке, переключавшей передачу на пятую скорость, красовались дорогие золотые часы. Она выжала педаль газа до упора, и машина, взвизгнув, понеслась по пустой дороге.

Наконец, «Феррари» остановилась у больших кованых ворот, на которых висела старинная бронзовая табличка с золотыми буквами:

Имение Вэспер Каррэн

Эта леди проследовала к воротам и нажала кнопку домофона. На другом конце послышался треск, после чего в трубке зазвучал мелодичный мягкий голос хозяйки усадьбы.

–Добрый вечер, чем могу быть полезной? – сказала стандартную фразу Ариадна Кру.

–Если позволите, мадемуазель Кру, то я хотела бы, наконец, попасть в ваш гараж и пройти в дом, чтобы выпить чашечку горячего кофе с круассаном в вашем обществе, – иронично сказала Мерьем.

–Мерьем? Но когда ты вернулась? – спросила хозяйка.

–Я понимаю, что на улице большой плюс, но это не дает тебе права держать меня здесь! – воскликнула она.

–Прости, я совсем забылась.

Прозвучал сигнал, похожий на сигнал азбуки Морзе, после чего ворота распахнулись внутрь имения. Мерьем вернулась за руль и въехала в гараж, ворота которого уже были открыты.

Она прошла к входной двери, радушно распахнутой Ариадной.

–Привет, подруга, – обняла Мерьем Ариадна. – Ну, рассказывай, как ты, где ты была, что видела?

–Да что тут, собственно, рассказывать? –сказала Мерьем. – Я просто решила приехать и повидать тебя, а то последний раз мы общались почти полгода назад.

Повисла театральная пауза. Тишина, казалось, давила со всех сторон, в то время как Мерьем не терпелось выложить все, что накопилось у нее за полгода, а Ариадне больше всего на свете сейчас хотелось это услышать. Обеих распирал невиданный прежде интерес, но никто из них не решался нарушить тишину.

–Ладно, – сдалась Мерьем. – Я была в ЮАР. Там у меня был большой заказ на не менее внушительную сумму. Президент этой страны предложил мне построить для него и его семьи огромный, просто безразмерный, дворец на скалистых берегах, прямо над бушующим океаном. Ты представляешь, насколько это сложно? Нужно было рассчитать, выдержат ли каменистые породы вес пятнадцатиэтажной постройки или рухнут вместе с рабочими и мной в океан.

–Ну и ну! Такого даже я себе представить не могла. А зачем ему такой колоссальный дворец? – спросила Ариадна.

–Ума не приложу, но все-таки мне пришлось выполнить заказ. Но не это было самым интересным в моей поездке. То, что мне довелось услышать, стало апофеозом всего моего пребывания там, – мадемуазель Дэвран закатила глаза и глотнула из чашки ароматный кофе.

–Не томи, рассказывай! – Ариадна была в жутком напряжении, ожидая финала истории своей подруги.

–Я узнала тайну, которая повергла меня в неимоверное смятение и пробудила во мне жуткий, всепоглощающий интерес, – Мерьем театрально округлила глаза, что придавало ее словам еще больше таинственности и загадочности.

– Тайна? Что еще за тайна? – с неподдельным интересом спросила Ариадна.

– Она касается прошлого одного очень важного человека, который… – Мерьем остановилась, словно размышляя, говорить или не говорить. – Он является наследником тамплиеров!

– И что с того? – изумленно спросила Ариадна.

– Дорогая моя, ты даже не представляешь, что я узнала в последний день пребывания в ЮАР. Говорят, что орден тамплиеров воскрес и снова действует где-то в Португалии. Его основали девять наследников великих магистров, чтобы отомстить…

– Чушь какая-то! Как это орден тамплиеров возрожден? Это невозможно…

– Почему? С чего ты взяла, что орден тамплиеров нельзя возродить? Сегодня и не такое можно узнать! Например, в Китае готовятся построить «Титаник-2», который станет точной копией погибшего лайнера. Почему ты думаешь, что всех тамплиеров уничтожили, ведь некоторые семьи остались в той же Португалии, Испании и на Кипре. Все возможно, что они решили объединиться для мести… – слова мадемуазель Дэвран подействовали.

– А известно, кто стоит за всем этим, и что является целью мстителей? – спросила Ариадна Кру.

– Боюсь, на эти вопросы нам не найти ответов, – загадочно ответила Мерьем, – но, кто знает, что ожидает нас в будущем… – Ариадна не дала ей договорить.

– В ближайшем будущем, конечно, знаем: сегодня вечером мы идем на конференцию в Лувр. Нам срочно нужно ехать в магазин!

– Что за необходимость?

– У тебя безупречный вкус, – ответила мадемуазель Кру. – Пройдемся по магазинам, нужно подобрать вечерние наряды!

– Отлично, а кроме того, давненько я не дарила тебе подарков, подруга! Мой гонорар надо срочно потратить! – улыбнулась Мерьем.

– Тогда, что же мы ждем?

Женщины сели в машину мадемуазель Дэвран и направились в город за обновками.

Остановившись у высокого застекленного фасада одного из бутиков Парижа, Ариадна и Мерьем поспешили зайти внутрь. В этом магазине были представлены эксклюзивные модели вечерних платьев трех коллекций известнейших домов моды со всего мира. Высокое здание со стеклянными потолками напоминало по форме ограненный алмаз в перевернутом виде. На второй и третий этажи можно было попасть только по эскалаторам.

– Вау, Мерьем, это все так красиво, что глаз не отвести! – воскликнула Ариадна, смотря на длинные витрины, где в свете солнца, проникающего через стеклянные стены и крышу, блистали расшитые стразами вечерние наряды.

– О, милая, не беспокойся, не торопись, сейчас осмотрим все отделы этого чуда. Мы перемеряем кучу платьев, пока не найдем лучшие, достойные торжества в Лувре, – спокойно объяснила Мерьем.

– В таком случае… – Ариадна улыбнулась и направилась к первому стенду с платьями.

Первое, что ей приглянулось, был яркий синий ансамбль, состоящий из короткого платья строгого делового стиля и длинной легкой сатиновой юбки, которая была собрана сзади и расстилалась, словно бурная река, по полу. Платье украшала большая роза на правом плече, которая была собрана из множества лоскутов синей ткани. Она прекрасно дополняла роскошный шлейф из воздушного шифона.

– Как тебе это платье? – спросила она у Мерьем.

– Просто прелесть. Примеришь?

– Ты еще спрашиваешь? – удивилась она.

– Ты иди пока в примерочную, а я присмотрю к нему обувь.

– Хорошо.

Через минут пятнадцать Ариадна уже покупала себе синее платье для вечерней пресс-конференции в Лувре. Мерьем подошла к ней с парой белых туфлей и маленькой сумочкой, расшитой стразами.

– Как раз впору, – сказала Мерьем, после того, как Ариадна их примерила.

– Платье просто шикарное!!! – радовалась обновке мадемуазель Кру. – Теперь я хочу показать тебе то, что я присмотрела для тебя. Ты будешь в восторге!

Зная вкусы своей подруги, Ариадна без труда выбрала красивое и элегантное красное платье. По своему крою оно напоминало перевернутую роскошную крону дерева: внизу расклешенное, собранное в тысячи лепестков оно плавно поднималось вверх, обтягивая стройную фигуру девушки.

– Прекрасно, мне очень нравится, но пока я выбирала тебе туфли, увидела там необыкновенно красивое платье! Я хочу, чтобы ты стала его обладательницей, – сказала Мерьем Дэвран.

– Но у него слишком глубокое декольте, – пожала плечами мадемуазель Кру.

Мерьем оставила без комментариев слова Ариадны и продолжила:

– Такое платье тебе нигде больше не найти! Это жемчужина коллекции Лилиан Пристли, единственное в своем роде, – настаивала Мерьем.

– Если оно тебе так нравится, то почему ты не купишь его себе? – спросила Ариадна Кру.

– Потому что, на меня это платье маловато, а вот тебе оно в самый раз.

– Я уже купила одно платье, не пойду же я на конференцию в двух.

– Упускать такой шанс нельзя! Нужно подобрать лучшее платье, ведь тебя будет видеть вся Европа! – последние слова сыграли свою роль, и Ариадна купила жемчужину коллекции мировой моды.

После такого удачного похода женщинам уже трудно было останавливаться, и они с радостью направились в соседний магазин.

Два совершенно не похожих платья они выбрали в соседнем магазине по невероятно большой цене. Мерьем с удовольствием примеряла платье платинового цвета с элементами серебристых оттенков. Платье делил пополам пояс с пряжкой из натуральной платины, что и делало его столь дорогим. Но чего не купишь ради удовольствия, ведь после конференции у Мерьем было свиданье в дорогом ресторане. Широкое треугольное декольте, делало его легким и открытым, к чему и стремилась Мерьем.

Ариадне же подобрали платье такого цвета, которого давно не было в гардеробе администратора музея. Ариадна выглядела в таком фасоне совершенно по-другому. Она мгновенно превратилась в блистательную молодую леди в шикарном кораллово-золотистом платье. Внизу оно было собрано в многоярусную гармошку, словно тканевый ролет, а вверху, как и платье Мерьем, было перевязано тканевым поясом с золотой пряжкой.

– Эти платья просто чудесны, – сказала Ариадна, безмерно радуясь покупкам.

– Я вчера перед приездом к тебе заглянула в свой любимый отдел. Там продаются роскошные вечерние платья. Может быть, зайдем и туда?

– Я не против, но мы и так сильно оббили твою кредитку.

– Да, ладно. При том гонораре, что я получила за строительство замка в ЮАР, теперь год могу жить, ни в чем себе не отказывая! – радостно ответила Мерьем.

– Ну, если так, то пошли.

Они завернули в следующий салон, где продавались самые дорогие в Париже наряды из коллекций лучших дизайнеров в мире моды. Глаза девушек загорелись, глядя на витрины. Такого многообразия красок давно они не видели.

– Добрый день, леди. Что вам угодно? – видя множество пакетов в руках у молодых дам, спросила консультант.

– Я вчера видела здесь одно очень красивое деловое платье. Оно как раз подойдет для моей подруги.

Мерьем направилась к правой витрине и указала на строгое классическое платье черного цвета с большой белой меховой шалью. Плечи платья украшали вензеля из накрахмаленной ткани. Платье перепоясывало плечи и плавными обтягивающими обводами спускалось вниз, в форме бокала с удлиненным верхом. Черные перчатки и белая меховая шаль прекрасно подчеркивали тонкие грани платья.

После таких дорогих, но очень красивых покупок, женщины вернулись в имение, где начали долгую и кропотливую работу над созданием маникюра, прически и макияжа.

Наступил вечер. На стоянке перед Лувром собралось множество машин и микроавтобусов с названиями различных телеканалов Европы. Журналисты спешили занять самые удобные места в конференц-зале. Все с нетерпением ждали начала конференции, где будут рассказаны новые факты из истории тамплиеров.

На расставленных по кругу стульях разместились пресса и журналисты, чуть выше, на специальных площадках, выставили свои кинокамеры операторы, а около входов замерли фотографы, готовясь к появлению трех великих особ, так или иначе связанных с историей средневековья.

Итак, момент настал. Парадные двери зала открыли, и по начищенному до блеска серому мрамору зашагала герцогиня, всем видом показывая, что ей безразлично, снимают ее на камеры и фотоаппараты или нет, хотя в глубине души ей все это доставляло огромное удовольствие. Следом на скользкий пол ступила Ариадна Кру, чье великолепное платье вызвало необычайное волнение у мужчин.

В этот момент Ариадна вспомнила, как настойчива была ее подруга, подбирая платье в одном из модных салонов Парижа. Тогда они едва ли не поссорились, ведь Ариадна настаивала, чтобы ее платье было сдержанным и строгим, а подруга указывала на глупость и неуместность этой затеи. Наконец, победил вкус подруги, и Ариадна купила бирюзовое платье, с глубоким декольте, расшитое серебряными узорами и к нему подобрала белые туфли на высоком каблуке, белую сумку с серебристыми вставками и серебряное украшение в виде кулона с жемчужиной.

Следом, словно не выходя из своего вещего сна, осторожно ступал историк Жан Котлер, осматривая зал и выискивая среди прессы своего давнишнего друга, а позже злейшего врага, Лью Бовейна. Но его в зале не было, а потому волнение понемногу угасало.

Администратор открыла конференцию и передала слово историку.

– В этот знаменательный день, мне хотелось бы поведать всем историю величайшего из рыцарских орденов – Ордена тамплиеров.

Тамплиеры — духовно-рыцарский католический орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных Орденов, наряду с госпитальерами.

В XII—XIII веках Орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично папой римским, которому Орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя главной целью его учреждения была защита паломников, посещавших Святую землю.

Однако в 1291 году христианские поселенцы были изгнаны из Палестины мусульманами, а тамплиеры, чтобы сохранить Орден, почти полностью переключились на ростовщичество и торговлю, накопив значительные материальные ценности, и тем самым вызывая зависть королей и папы.

В 1307—1314 годах члены Ордена подвергались арестам и жестоким преследованиям со стороны римско-католической церкви, крупных феодалов и королей, в результате чего Орден был упразднен и распущен папой Климентом V в 1312 году.

По поводу численности Ордена в историографии существует тенденция, которая преувеличивает число его последователей: Вильке считал, что в Ордене около 15 000 рыцарей; Цеклер — 20 000 рыцарей; Мальяр де Шамбюр — 30 000 рыцарей. Все эти цифры слишком велики и не соотносимы с количеством рыцарей, участвовавших в войне Филиппа IV с Орденом: во Франции было арестовано 538 рыцарей, на Кипре — 75 рыцарей, на Майорке — сражались 25 рыцарей, и все были повержены. И Франция, и Кипр, и Майорка были отдельными наставничествами Ордена. Очевидно, историки переносят численность самого Ордена, в целом, на количество рыцарей в нем.

– Расскажите о связи тамплиеров с храмом Соломона и Храмом Господним! – попросила кто-то из журналисток.

– С радостью, милейшая! – не скрывая удовлетворенности вопросом, согласился Жан Котлер. – «Храм Господень» — имеется в виду Второй иерусалимский Храм, построенный вернувшимися из Вавилонского изгнания иудеями, во главе с пророками Ездрой и Неемией, и разрушенный римлянами в 70-х гг. н. э. Во время существования Иерусалимского королевства Храмом Господним именовался т. н. «Купол Скалы», он же — Золотой купол или, на арабском, Куббат ас-Сахра. Мечеть «Аль-Акса» («Крайняя») именовали Темплум Соломонис — Храм Соломона. Они — а также, позднее, и дворец Иерусалимского короля, были построены на территории Храмовой горы — там же, где стоял разрушенный римлянами Иерусалимский храм. Первой резиденцией стал домик рядом с Храмом Соломона. Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном крыле дворца. На средневековых планах и картах, изображающих Иерусалим, вплоть до XVI века Храмовая гора носит название Храма Соломона. К примеру, на плане Иерусалима 1200 года ясно можно прочитать «Темплу Соломонис». Отсюда и название самого Ордена. В документах 1124-1225 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма».

– Из чего состояло снаряжение рыцарей? – спросили из зала.

– Наступательное вооружение тамплиера регламентировалось «Уставом». Каждый рыцарь должен был иметь длинный обоюдоострый меч. Конному воину полагались копье и палица. В походе использовались три ножа: боевой кинжал, нож для хлеба и нож с узким лезвием, который применялся в качестве шила. Большую часть походного груза вез оруженосец, который не следовал за своим сеньором, а ехал впереди него, чтобы тот мог держать слугу в поле своего зрения. Для ночевки в полевых условиях у рыцаря имелась небольшая палатка. Основой тамплиеров была дисциплина. Знамя Ордена до начала атаки нес подмаршал, находившийся рядом с маршалом. Чтобы дать сигнал к атаке, маршал брал знамя. Так как он не мог защищаться, то его окружали 5–10 рыцарей.

Каждый из рыцарей имел право иметь трех животных и одного оруженосца, а четвертую лошадь и второго оруженосца – по дозволению Магистра. Доспехами являлись кольчуга, кольчужные чулки и рыцарский шлем (горшковый шлем). Кольчугу рыцари надевали поверх стеганой куртки, которая называлась les espalieres (оплечье). Гербовая котта, надеваемая поверх доспехов, с красным крестом спереди и сзади, была из белой ткани для рыцарей, из черной — для сержантов. Меч носили на поясе, его подвешивали на двух широких идущих накрест ремнях-перевязках так, чтобы ножны были расположены вертикально, острием в землю. В качестве оружия помимо меча тамплиеры пользовались копьем с металлическим наконечником и турецкой палицей. На шею вешали треугольный щит, обтянутый кожей.

– Расскажите о секретной встрече короля Франции и папы римского! – попросили журналисты.

– Воспользовавшись в качестве предлога каким-то случайным доносом, Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в Ордене. Опасаясь обострять отношения с королем, папа после некоторого колебания согласился на это, тем более, что встревоженный Орден не рискнул возражать против проведения следствия.

Осенью 22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелегкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов (а также местные инквизиторы) до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох. Нечего было и думать о сопротивлении.

Король делал вид, что действует с полного согласия папы. Тот же узнал о мастерской «полицейской» акции, проведенной Филиппом, лишь после ее свершения. Арестованным сразу же были приписаны многочисленные преступления против религии и нравственности: богохульство и отречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения.

Допрос вели совместно инквизиторы и королевские слуги, при этом применялись самые жестокие пытки, и в результате следствие добилось нужных показаний. Филипп IV даже собрал в мае 1308 года Генеральные штаты, чтобы заручиться их поддержкой и тем самым нейтрализовать любые возражения папы. Формально спор с Римом велся о том, кому надлежит судить тамплиеров, по существу же — о том, кто унаследует их богатства, – закончил увлекательный рассказ Жан Котлер.

– Посвятите нас в легенды о тамплиерах! – попросили из зала.

– Думаю, что время конференции подходит к концу, не так ли, мадемуазель Кру? – спросил мсье Котлер.

– Думаю, что мы можем выделить дополнительное время, ведь всем действительно очень интересно услышать легенды о Великом Ордене и его последнем Магистре, – ответила Ариадна Кру.

– Что ж, в таком случае я с удовольствием продолжу, – заверил историк. – Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Молэ, взойдя на костер, вызвал на Божий суд Филиппа IV, хранителя печати Ногарэ и Климента V. Вроде бы сломленный морально и физически Великий Магистр неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы слышал народ, произносит: «Справедливость требует, чтобы в этот ужасный день, в последние минуты моей жизни я разоблачил всю низость лжи и дал восторжествовать истине. Итак, заявляю перед лицом Земли и Неба, утверждаю, хотя и к вечному моему стыду: я действительно совершил величайшее преступление, но заключается оно в том, что я признал себя виновным в злодеяниях, которые с таким вероломством приписывают нашему Ордену. Я говорю, и говорить это вынуждает меня истина: Орден невиновен; если я и утверждал обратное, то только для прекращения чрезмерных страданий, вызванных пыткой, и умилостивления тех, кто заставлял меня все это терпеть. Я знаю, каким мучениям подвергли рыцарей, имевших мужество отказаться от своих признаний, но ужасное зрелище, которое мы сейчас видим, не может заставить меня подтвердить новой ложью старую ложь. Жизнь, предлагаемая мне на этих условиях, столь жалка, что я добровольно отказываюсь от сделки… – а затем громогласно продолжил, чтобы слышали все. – Папа Климент! Король Филипп! Рыцарь Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..» Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии – это было последнее желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени – последнее желание перед гильотиной, например, или современная практика завещания – весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.

Таким образом, Божий Суд из испытаний раскаленным железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец – покойник, а ответчики – живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове Великим Магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.

Задыхаясь в языках пламени, Жак де Молэ предал анафеме папу, короля, Ногарэ и все их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру.

Здесь-то и начинается самое загадочное. Чуть более, чем через месяц (20 апреля 1314 года), от кровавого поноса в ужасных судорогах скончался папа Климент V. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де Ногарэ (на самом деле к моменту казни Магистра (18 марта 1314) Ногарэ не было в живых уже около года — он умер в марте 1313 года). В ноябре того же года якобы от инсульта скончался абсолютно здоровый Филипп Красивый. Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили «проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314—1328) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив наследников. Со смертью Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась.

Как ни странно, но и это еще далеко не все. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко известная Столетняя война (1337—1453). В ходе этой войны один из Валуа, Жан Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошел с ума.

Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547—1559) погиб на турнире, Франциск II (1559—1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560—1574) умирает от болезни, Генрих III (1574—1589) смертельно ранен монахом-фанатиком.

И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Молэ: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы, последний же её представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По словам современников, после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на помост, окунул руку в кровь мертвого монарха и показал ее толпе, громко крикнув: – Жак де Молэ, ты отмщен!

– Но ведь легенды говорят и о неслыханных богатствах тамплиеров! Где они?

– Сокровища тамплиеров, как и их бесценный для истории архив, вероятно, был надежно укрыт Жаком де Молэ накануне казни. Никому еще не удалось разыскать архив, но существует одна очень зыбкая версия, согласно которой тайну должен открыть некто, рожденный в Священной Земле, и этот кто-то должен быть женщиной, в чьей крови также есть гены Великого Магистра Жака де Молэ, – таинственным и театральным голосом закончил Жан Котлер. – Но многие века прошли с момента гибели последнего Магистра, а эта таинственная личность так и не объявилась. Историки даже не надеются, что когда-нибудь она все-таки ворвется в зал какого-то исторического университета и скажет, что она знает, где хранятся сокровища тамплиеров, – по залу послышались смешки.

– А вы лично верите в то, что тайны тамплиеров будут раскрыты?

– Тайны, они на то и есть, чтобы их раскрывать. Но совсем другой вопрос – время, которое потребуется для этого, – со вздохом окончил историк.

– Благодарим вас за великолепный рассказ, мсье Котлер! Уверена, вы зажгли сотни огней неистового желания броситься на поиски архива и сокровищ. Некоторые атрибуты, оставшиеся от тамплиеров, вы найдете в нашем новом зале. Итак, момент, которого все так ждали, наступил! – торжественно объявила Ариадна Кру.

Все трое встали из-за стола и направились к дверям, выведшим их и журналистов в просторный холл. Перед ними предстали массивные дубовые резные ворота, чья округлая вершина скрывалась где-то под сводами потолка. Перед дверями была натянута красная лента, а на постаменте лежали серебряные ножницы. Ариадна, герцогиня Шербурская и Жан Котлер взяли эти ножницы и легкими движениями рук разрезали ленту на четыре части. Ворота зарокотали и распахнулись, открывая перед журналистами огромный отдел рыцарства.

В окно Лувра за конференцией и открытием отдела рыцарства пристально наблюдали послушники Магистра. Они четко определили цель. Теперь оставалось доставить преферити[2] в Алмоурол…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: