Немецкая историческая школа (Шмоллер, Бюхер, Брентано, Зомбарт, Вебер)

Немецкая историческая школа и ее этапы. «Старая» школа (Лист, Рошер)

Историческая школа – научное направление экономической мысли в Германии 2 пол 19в., которое рассматривает политичную - экономию как науку о нац хоз.

1 этап – «старая школа» - 40е – 60е г. 19в.

2 этап – «молодая школа» или «новая школа» - 80 г. -19в, 30 г. -20 в.

Представители 1 этапа:

Фридерик Лист – «Национальная система политич экономии»

1) Для каждой страны характерна своя политич экономия т.к сущ нац особенности развития.

2) Задача нац. эконом. науки – определение наиболее благоприятных условий развития производственных сил страны.

3) Выражал интересы госуд политики протекционизма – поддержки тех отраслей которые не конкурентно способны на мировом рынке.

4) Разработал один из первых вариантов периодизации эконом. теории.

Вильгельм Рошер

1) Полит – экономия наука о соц хоз.

2) В эконом жизни имеют значения национальность, религия, искусство, право и государство.

3) Человек стремится не к выгоде, а к справедливости, опираясь на традиции и обычаи общества

Отличительной чертой «новой школы» - стремление ввести эконом законы за счёт конкретно исторических и статистических исследований.

Немецкая историческая школа (Шмоллер, Бюхер, Брентано, Зомбарт, Вебер)

Историческая школа – научное направление экономической мысли в Германии 2 пол 19в., которое рассматривает политичную - экономию как науку о нац хоз.

1 этап – «старая школа» - 40е – 60е г. 19в.

2 этап – «молодая школа» или «новая школа» - 80 г. -19в, 30 г. -20 в.

«Новую» (или «молодую») историческую школу отличала меньшая ка-

тегоричность по отношению к универсальности и объективности экономиче-

ской науки. Она, как и «старая» школа, по-прежнему отрицала возможность со-

здания универсальной экономической теории, но уже не отвергала наличие

объективных экономических законов. Ее представители полагали, что такие за-

коны можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счет кон-

кретно-исторических, а также статистических исследований. Другими отличи-

тельными особенностями подхода представителей новой исторической школы

были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а

не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических,

моральных и психологических факторов.

Основные отличия новой (молодой) исторической школы от старой

определялись особенностями исторической обстановки конца XIX – начала XX

вв. – переходом от капитализма свободной конкуренции к монополистическому

капитализму и усиливающимся рабочим движением. Это исключало для бур-

жуазии возможность опираться на теоретические положения старой историче-

ской школы. Основным предметом новой (молодой) исторической школы стали

проблемы эволюции капитализма, движущих сил и периодизации историческо-

го процесса.

Представители 2 этапа:

Густав Шмоллер - «Об основополагающих вопросах социальной политики и народнохозяйственного учения»

1) Создание любой эконом теории, конкретных исторических исследований («генетический подход»)

2) Объект исследования – хоз намерения, уровень развития техники соц институты, природные условия.

3) Необходимость активного государственного вмешательства в эконом для смягчения классовых противоречий.

4) Классовая борьба- это необходимое условие общественного прогресса, её цель- достижение компромисса, основана на этических нормах.

5) Государство должно находится над интересами различных соц групп и классов.

6) В экономике сущ моральные и правовые нормы которые естественным образом подчиняют в себе все общественные отношения.

Карл Бюхер

К. Бюхер предложил свою периодизацию истории развития хозяйства. В качестве критерия периодизации он избрал длительность пути товара от его непосредственного производителя до конечного потребителя. Им были выделены следующие стадии развития.

а) Домашнее хозяйство. На этом этапе развития продукты потребляются там же, где произведены.

б) Городское хозяйство. Здесь производитель и потребитель - уже разные субъекты, но на пути товара от одного субъекта к другому не возникает никаких посредников.

в) Народное хозяйство. А вот на этой стадии такие посредники как раз и появляются. Производитель работает на точно неизвестный ему рынок; прежде, чем дойти до конечно потребителя, товар проходит через «руки» множества посредников. На этой, самой высшей стадии развития, большую роль играют финансовые рынки и учреждения.

Вебер – Зомбарт

1) Капитализм возник в западной Европе.

2) Жажда мотива и благосостояния привели к появлению и возникновению евреев в центральной и северной Европпе.

3) Развитию капитализма способствовало появление преобладающих женщин среднего класса.

4) Был сторонником принципа «вождизма» как на предприятии так и в государстве в целом.

Маркс Вебер

1) Религия влияет на общественную жизнь и хоз деятельность.

2) Сформировал этику ответственности в бизнесе.

Отличительной чертой «новой школы» - стремление ввести эконом законы за счёт конкретно исторических и статистических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: