double arrow

Тут псалтирь рифмотворная 27 страница

И на сие зря, ты, сыне мой, ни о каком злоключении своем не скорби, без воли бо Божия ничто тебе не содеется. Токмо буди ты Божий, ни о чом не печалься, но во всяких своих благих и злых случаях живи по Его Божией воле, и ни о чом не токмо на Бога, но ни на какова своего злодея злобься, понеже нищета и богатство человеку приходит от Господа (Сирах. гл. 11, ст. 14). И никаковым людям того не изъявляй, кто ты по отце был [всем бо, яко богатым, тако и убогим, един есть Отец нашь, Иже на небесех, и пред Богом вси мы равны мирским бытием; токмо духовным не равны]. Его же бо восхощет Бог богатити, богатит, а его же восхощет убожити, убожит; во всех бо людех, и во всяком деле токмо Его Божия воля, а не наша. И сего ради ты, сыне мой, ни о чесом не скорби, и не сетуй, и первых своих дней не воспоминай не токмо словом, но ниже помышлением своим. И аще будеши жити, яко же аз предрекох ти, то благословляя благословит тя Бог, не единым здешным благом, но и во грядущем сторично ти дарует.

И аще и в самых убогших рубищах оболчен будеши, не воспоминай своих прежних мягких одежд, но буди яко един от убогих и худородных. И того ради, от всего своего усердия всякому человеку служи и работай с прилежанием. И аще господин твой будет тя куды посылати на работу, или для известия какова, в близость или в далькость, не моги преслушати повеления его. Аще у него и много есть иных рабов и работников, а он, тех минув, да будет тебя посылати, не отрецы ему и не моги отрещися тем, ежели ты и болши их работаеши. И аще кой твой клеврет и гуляет, не указывай на него и очередей не расчисляй, но, что ти ни повелит работать, работай, такоже и сходить куды повелит, сходи без замедления; и аще грязь, или слота, ничем не отговаривайся и во всяком деле буди услужен и безответен. Но токмо в том не буди послушен, естьли станет тебя посылати на разбой, или на татьбу, или на убивство какое, или и на иное какое дело богопротивное, или закону христианскому развратное, или людем досадителное. А и в таковом деле отрицайся кротостно, чтобы ти его не озлобити; рцы ему сице: "господине мой, благоволи иного кого послать посмелее меня; я человек несмелой и несловесной; Господа ради, помилуй ты меня", или как тебя Бог вразумит; толко бы ти себя поберечь, а его бы не оскорбити.

Работная же дела вся, великая и малая, отправляй со усердием, елико можеши понести, без всякаго прекословия. И аще которой брат твой гуляет, не указывай на него, но ты знай о себе, чтобы тебе даром не прогуляти и времяни бы сего света напрасно не потеряти. Ты сам всегда тщися в работе быти, а иной как кто хочет. То себе веждь, сыне, еже от излишние работы греха не наживеши, а от гулянья без греха не пробудеши. От гулянья не токмо в грех токмо впадеши, но и вечно себя погубиши: от праздности бо всякое зло случается и в нищету входят, а люботрудные люди всегда в безпечалии пребывают. Несть бо того на свете утешнее, еже во трудех забавлятися; егда бо что от своего вымыслу зделаеши художеством тщателным, то ты и последи, зря на то дело, будеши веселитися. И трудолюбия ради, аще господин твой и не тебя куды нарядит, а ты, заслышав тот ево наряд, приступив к нему, рцы: "господине, аз иду и сие ти сотворю". А иное и без наряду делай; аще что узриши в доме неисправно, не дожидаясь наряду поправь. И аще будеши сице творити, то - первое, еже Богу будеши мил; второе, еже и господин твой будет тя паче клеврет твоих любити тя; третие, еже житие твое веселостно ти будет. И аще господин твой будет пьяница, или и иной какой мотыга, не поноси его, но единаче буди ему во всем покорен. И аще безвинно тя избранит, или и зашибет, не гневайся на него, и не токмо людям, но и Богу не жалуйся на него. И аще кто и спросит тебя о нем, каков он к тебе, сказывай: "тих и милостив"; а досад и непорядочности его никому не объявляй. И тако творя, велми к Богу близок будеши.

А аще пуйдеши к господину каковому служить на урочные годы, и аще той твой господин и велми будет к тебе зол, или пищею скуден, всячески ко пропитанию его способствуй. И того не моги сотворити, еже бы тебе, не дожив, прежде срочнаго числа отойти прочь от него, или, живучи у него, не радеть ему, или, за досаду его или за недостаток пищи, красть что у него. Велми сего, сыне мой, у всякаго господина, яко у благаго, тако и у злаго живучи, бойся, дабы тебе не быть вором. Аще бо и у иноверца будеши служить, такожде и тамо верно живи, и там себя храни. Не то, чтобы тебе красть что, но аще что и найдеши в дому его, не токмо в хоромах, но аще и на дворе, или в саду, не моги взять себе, ни пенязей, ни иные какия вещи; великую или малую найдеши вещь, вся господину своему, или госпоже своей отдаждь. И аще и на пути народном что найдеши, и того не моги себе усвоити, еже никому не объявя, но всякому изъявляй словесно о своей находке. И аще кто явитца погубивый, то спроси у него свидетелства, и свидетелство аще сходно, то отдаждь ему; а аще не сходно, то удержи у себя до двонадесяте дней; а потом как ти понравитца, так и учини, токмо чужому ничему и найденому не весма прикасайся. А на господина своего, за скудость его или за злодейство, такожде и на госпожу свою, никаковым людям, ни своей братье, жалобы не твори и недостатков их никому не объявляй, но все свое злоключение на грехи свои возлагай. И не то, чтобы тебе людям что глаголати, но и сам в себе помышляй, яко за грехи твои таков ти господин случился; и того ради вся та на себе понеси. А аще прочия рабы, товарыщи твои, злы до тебя будут за твое смирение, или за верность твою, паче же от диаволския ненависти будут тя бранити и всячески ругати, ты же буди, яко ничесого не слышай, и поставляй сие себе в находку, еже за добрые твои дела будут ти зло чинити. Понеже, за таковое твое терпение, от Бога будет ти венец соплетатися. И аще, ругающе, будут тебя и бити, всячески понеси на себе; а буде же тягостных побоев понести не в мочь ти будет, то ты присвидетелствуй и рцы им, глаголя: "буду на вас господину своему жалобу творити". И аще они изменятся, то умолкни; а аще не изменятся и попрежнему будут тя несносно бити, то ты донеси господину своему. А аще же можеши понести на себе, ради своея вящшия душевныя ползы, то вся претерпи; аще болши будет твоего терпения, то болши будет ти и воздаяния от Бога; претерпевый бо до конца, той спасен будет. И за такое твое кроткое и беззлобивое христианское житие, и за благодарное твое терпение Бог тебя не оставит, и ими же весть судбами Своими из тоя твоея нужды извлечет тя не твоим происком, но Своим Божественным Промыслом; и не токмо здешним токмо богатством наделит тя, но и грядущаго царствия наследие за такое твое благодарное терпение дарует ти. И какие труды ты ни понесеши ради своея душевныя ползы, то ты тех трудов и болезней своих не воспоминай не то что пред Богом, или пред человеки, но нижи сам пред собою. Тако их имей, якобы ничего того не бывало; но токмо то помышляй, како бы тебе в предьгрядущее время труд какой понести164, или добродетель какая ти соделати, и чтобы ти в праздности предгрядущих дней не изгубити.

13. О художестве. А аще будеши в каковых либо художниках, то тщися всякое свое мастерство делати тщателно, самым добрым и искусным мастерством, за что бы тебе при иных художниках быти похвалену. И того ради делай неспешно, самым неспешным тщанием и, зделав, на всякой своей работе клади своего звания клеймо, дабы кто ин не мог твоего мастерства нарещи своим, или своего худого твоим. И аще твое мастерство и плохо будет, обаче за своим клеймом отпускай. А того, сыне мой, не моги учинить, еже бы ти подделатца под чужое, руское или и иноземческое, клеймо: велми бо сие правде противно, а и по гражданскому правому суду подчинишися жестокому наказанию.

И кому даси слово, еже на срок состроити какое дело, и то слово свое памятуй крепко, дабы тебе лживцом не слыть. И кое ты дело чаеши треми денми зделать, клади срок на неделю; а буде кое дело можеши зделать в месяц, не имайся его зделать в месяц, но рцы: "аще Бог помощь Свою святую ми послет, то, чаю, месяца в полтара зделаю; а аще учинитца помешка, то и в два месяца не зделать будет; аще же и прежде срока зделаетца, то не медля отнесу к милости твоей". И всякое дело, аще велико, аще и малое, обаче неизменно тщися на уреченный срок отнести, или и прежде срока; а того весма бойся, дабы тебн за срок не задержати. И аще така будеши вся своя дела управляти, то всяк тебя будет блажити и добрым человеком будеши слыти. И того ради, не омысляся, никакова слова не давай; но первее омыслись, да тогда уже слово свое дай, дабы тебе последи не раскаятися и во лжу бы того своего слова не претворити. А егда уже даси кому какое слово, то всею своею силою держися, дабы тебе в нем не погрешити.

О сем бо издревле еще Исус Сирахов написал, дабы слово было в нас едино (Сирах. глава 5, ст. 12). И аще ты слово свое будеши хранити нерушимо, то ты честен будеши между своими клевреты, и Бог тебя возвысит, и слава про тебя протечет добрая. А аще будеши непостоянен, то прословеши трусом и недобрым человеком, слава про тебя пронесется злая. Паче же того, храни себя, с великим опасением, еже бы ти от врученных вешчей не похитити чего, ниже что бы ти переменити, не взяти бы тебе доброе и вместо того не положить бы своего худово; по каково что возмеши, доброе или худое, ис того и делай, и примесу никакова отнюд не клади. Аще золото возмеши, ни меди, ни серебра в него не примешивай, и золота своего плохово не прилагай: но каково возмеши, из того и делай. Такожде и серебро, каково возмеши, из такова и делай, а меди в него и плохово серебра своего не примешивай. Такожде и олово, доброе или плохое возмеши, из того и делай, а свинцу в него, ни плохова олова не примешивай. Подобне и железо, или и иную какую вещь, от древес или от каменей: каковы у кого возмеши, таковы и в дело клади, а изменить не моги ни единые искрицы. И всякое свое дело делай правдиво, без всякаго фалшивства, чтобы в работе твоей никакова и малаго повреждения не было, и чтобы тебе худово не отдать за доброе. И никакова дела своего мастерства, совершенно не осмотря, не отдавай, чтобы не было в нем никакова пороку. А такова безумия не учись глаголати, яко нецыи невегласы глаголют: "мне бы де с рук, а там хотя все пропади"; но тщися ты так делать, чтобы твоя работа и по смерти твоей была славна.

И аще будеши оружейным мастером, то на ружье отбирай самое железо мягкое и чистое, чтобы и непленасто было, и чтобы внутри ствола непроварки и малыя бы не было, потому что от того чинятца великия беды. Ружье имеетца для охранения от неприятеля; а аще кое ружье сковано из ломково железа, и таково ружье не оборонь от неприятеля, но само оно имеющсму е великим неприятелем будет, понеже, за плохость железа и за невыварку, много ружья розрывает и держащих е самих убивает. И аще кого убьет от твоего небрежения, то взыщет Бог убиеннаго душу на тебе, а великий Государь взыщет человека своего убитаго на тебе же; и за плохость мастерства, и за неразсмотрение в железе подпадеши смерти, понеже ты будеши убийца. А аще будеши делать купии, или палаши, то избирай самую добрую сталь, а из голого железа отнюд не делай, дабы было оно острт и крепко165.

А буде же будеши молярум, то наипаче тщися, еже бы ти не погрешити пред Богом в рисовке и во изображении Лица Спасителева. И знай во всем меру. Есть бо в иконописцах великое неискусство: пишут младенцов не во младенческой мере, но в самой совершеннаго возраста человеча166 мере. И, ради примеру, имей у себя азбуки розмера человеческаго личные и писменные розмеры. Разумей же совершеннаго человека сице: возми меру с болшого пальца, и что меры в нем, то и в носу; а в ноздрях ширины та же мера без трети; и между глаз та же без трети мера; во главе четыре меры; в шее поперег167 две меры; от плеча до плеча седмь мер; от плеча до локтя шесть мер; от лохтя до запястья пять мер без четверти; от запястья в ладони168 две меры без трети; от длани средней перст мера с третью; а от запястья со дланию три меры. Седящему человеку от сиденья до плеча 10 мер, а до поясницы от плеча полосмы меры, от поясницы же до колена 7 мер без трети, или полсемы; от колена до169.

14. О купечестве. Аще же вступиши в купечество, то в слове своем буди тверд, яко недвижимый камень. Аще сторгуеши себе какой товар и выше настоящия цены, уже возми его; и аще и великая тщета от него тебе будет, обаче слова своего не моги изменити, и у росплаты денег из договорные цены не отварачивай, и росплатою не волочи. Паки: аще за какую цену и свой товар с кем помолвиши, а последи того твоего слова ин человек будет ти аще и сугубый прибыток давати, не мог, и слова своего изменити, но отдаждь тому, с кем ты прежде слово молвил, и цены уже не изменяй, но на чом слово свое поставил, на том и стой. И аще тебе повидится и скорбно, еже проронил у себя много, обаче вспять не обращайся, не буди столп слан: Бог бо, видя твою правду и постоянство, наградит тебе и, откуду ты и не чаеши, пришлет тебе.

Понеже Бог правда, правду Он и в нас любит; а ложь - диавол, диавол ее и любит. И ты, сыне мой, сам в себе разсуди, что ти угоднее: правды ли держатися ти лучши, или лжи? Аз ти сказую: аще во всяком деле будеши творити и говорити правду, то правдолюбец Бог будет в тебе жити и вечных благ уже не лишишися. А аще же будеши неправду делати, неправду и на словах говорити, то лженачалник диавол будет в тебе жити. И аще не возненавидиши неправды и правдивыми делами не проженеши от себя диавола, то по смерти твоей сведет тя во ад. Аз тебе, сыне мой, прежде рех и ныне верно ти сказую, яко лучши, правды ради, смерть прияти, нежели лжи ради живу быти. И аще в каковом чине ни будеши, ни о чесом тако не старайся, яко о правде: правда бо не токмо в животе добро, но и по смерти благо, ибо доведет тя до царства небеснаго. Соломон сказует, яко правда и от смерти избавляет (Притч. глава 10, стих 2). И паки той же Соломон возвещает, глаголя, яко правда безсмертна есть (Премудр. глава 1, стих 15). Той же Соломон глаголет, яко с правдою лучшц нищета терпети, нежели со лжею богатство (Притч. глава 19, стих 22).

И сего ради ты, сыне мой, паче богатства и паче живота своего люби правду; неправды же и малыя не припускай к себе. Каковое слово кому даси, в том уже и стой неподвижно; молвя, уже не потрушивай. И, ради своего постоянства, не буди продерзлив на слово170, но всякое слово первее рожжуй ево, не будет ли в нем какова пороку; а егда уже молвиши и правдою подтвердиши, то уже не моги его нарушити. И ради правды, и весы у себя имей самые правые и верные, дабы в них не было ни малыя неправды. Такожде и в мерах во всяких, яко в хлебных и в питейных, тако и в локотных: все бы у тебя были правые, и чтобы в них не было ни малыя неправды; и в какову меру что примеши, в таковую жь и отдавай, а других мер неправых отнюд у себя не имей. Сам бо Господь Бог запретил двои меры имети [то есть, великие и малые] (5 Моис., глава 25, стих 14), и, того ради, пилно смотри, колико каких мер у тебя ни будет, чтобы одна одной ни болши, ни менши была. И товаров своих плохих не называй добрыми, и закрасы в товарех своих ни малыя не чини, но каков есть, таков бы и был весь. И чужово товара добраго не нарицай худым; но аще и совершенно чей товар узриши не токмо плох, но аще и непотребен, купующим не моги охулити его. Развее кто тебя нарочно спросит, каков де сей товар, добр ли, то уже тут не можно ти неправды сказать, но, каков есть, объяви ему; обаче объяви ему не голосно: не положи ты меж(д)у продавцом и собою вражды. Буде же нелзя тебе скрытно объявить о плохости того товару, то ты у него же спроси, глаголя: "брате, нет ли у тебя иного товару, получши сего?". И буде скажет: "нет",то ты ко иной лавке поведи и выбери ему самой доброй; а к своей лавке отнюд не води; и рцы первому продавцу, глаголя: "для Бога, на меня не подосадуй; ей, нелзя мне инако зделать; понеже он на меня положился, то как мне его оболгати?" А буде же кой купец придет к тебе и положитца на тебя в выборе товару твоего, то самой лучшей выбери ему; а аще же и в цене положитца на тебя кто, то не моги ты болшого барыша с него взять. Такожде аще кто придет к тебе от малых отрочат, то не моги ты лишняго и пенязя у него взять; товару какова он спрашивает, такова ему и дай, а цену возми с уступкою; то Бог тебе сугубо наградит, аще сице будеши творить. И купцов от чужих лавок отнюд не перезывай, и товару своего, аще и добр, не весма выхваляй, но токмо глаголи: "господине, будеши ты меня и заочно хвалити, понеже аз безо лжи и без всякаго лукавства продаю тебе, и товар мой зело добр". А буде же товар твой не весма добр, то ты так и сказывай, что "товар твой средней, или росхожей, и я потому у тебя и цену нрошу самую малую". А буде же у тебя есть и доброй товар, то предложи пред него доброй, и средней, и самой плохой, и объяви ему: "сей товар самой доброй, цена ему сия; а сей средней, цена ему сицевая; а сей товар плох, то и цена ему сия малая". А аще какой товар продаси обманом, наипаче же аще незнающаго человека обманеши, то, по закону, проклятию подпадеши.

Аз тебе, сыне мой, ни о чесом тако не завещеваю, яко о любви к Богу и к своей братье, и еже бы тебе ни в каковом деле неправды не касатися: понеже неправда от диавола, а правда от Самого Бога. И того ради во всяком своем деле правды держися, дабы тебе на сем свете и на оном с Богом жити и во царстве Его небеснем быти в некончаемые веки веков.

15. О салдатском бытии. А аще, сыне мой, каким случаем будеши в салдатех, то и тамо живи праведно; так себя храни, чтобы тебе ни в малом чем Бога не прогневати. В начале великому Государю служи всею своею правдою: в ратном деле буди тверд, противо неприятеля стой неоплошно и буди безстрашен; нарочно отнюд в руки не давайся, но всею своею силою брань твори, донележе на ногах будеши стояти. Всего же паче блюди себя от измены, дабы тебе в проклятии и в вечной погибели не быти; лучши ти смерть прияти, нежели изменити. Аще бо и скудость хлебная случится, то яждь не токмо чистых скотов мясо, но и нечистых, ничтоже сумняся: в нужде бо бывает и закону пременение. А аще каковым случаем, сонного или падшаго, тя вузмут в плен, не моги ты о недостатках своих хлебных, или о недостатке войнских припасов изъявляти неприятелю,171 но глаголи: "вси мы всем доволны, нет у нас никакой скудости". И аще и мучити тя будут, не моги недостатку своего объявити им; лучши смерть приими, а недостатку никакова не объявляй, да с мученики святыми причтешися. А аще спросят: колико людей военных? рцы: "аз знаю толко тех172, колико нас в каше", десять ли вас, или болши, или менши человек173; "а в армии колико нас всех, знать мне непочему, потому что я салдат". И аще и ведаешь, что немного, сказывай вдвое, или и втрое. И про людей, своих полчан, сказывай, что "велми на бою жестоки и велми уметелны старые салдаты, а нашей братьи новиков немного; все наголо боец". И аще ты и много служил, не объявляй, что бывал на боях, но глаголи: "я новобраной, и взят в салдаты неволею174, и сия мне первая баталия, и того ради ничего и не знаю". Своему ты Государю служи всею правдою, а неприятелю во всяком не токмо деле, но и в словах, правды ни малыя не объявляй, но сплошь говори им лошь, дабы они страшны были. А буде како от них эйдеши паки в свои полки, то ты, что у них видел какую исправность, объяви тайно полководцу своему; а своей братье отнюд не объявляй, что они силны и всем изобилны.

Буди ты, сыне мой, Богу и великому Государю истиной раб, и буди ты доволен своим жалованием. Аще же определенным ти жалованием пропитатися не можно, то ты какое ни есть заведи рукоделие, от чего бы тебе прибавка в пищи приобрести. А в неправедное дело ни в каковое не вступай, никого ничем не обижай и насилством своим ни у кого ничего не отъимай, но неправеднаго паче огня бойся, дабы тебе Бога не прогневити и, за неправду, души бы своея не погубити. И аще у кого на кватере будеши стояти, не моги того дому хозяина чем потеснити, но буди ему рабом, а не господином. Аще ты чином и службою своею и велик перед ним, обаче буди перед ним низок и во всем послушен, а не противен, ни в чем ему досады не чини и всякое свое слово глаголи с ним смирно и ласково. Понеже он иногда последнюю свою копейку на строение свое издержал, а ты пришед, да начнеши его теснити и из хором выживати, и он от горести сердца своего возопиет к Богу, и Бог, видя его скорбь, тебя паче оскорбит. Господа ради, буди кроток: тем ты своея чести не урониши, что с хозяином кватерным смирно и любовно будеши обходитися. Ты, сыне мой, веждь, яко идеже любовь, тут Бог пребывает; а идеже вражда и досада, тамо диавол бывает. И ты сам в себе разсуди: з диаволом, или з Богом лучши быти? И не вем, кто бы от православных христиан пожелал з диаволом быти, а не з Богом? Но всяк соизволит лучши з Богом быти, а не со диаволом. И кто хощет з Богом быти, тому подобает смирну быти яко овце. И аще смирно и любовно будеши стояти, к тому же аще и услугу хотя малую пред ним175 будеши имети, то всякому человеку будеши мил. И за такую твою добрую поступку всяк176 будет тебе рад, яко ближнему своему свойственнику, и покоить тебя будет, яко самого своего кровнаго свойственника. Салдаты ничем народу тако не мерзеют, яко обидою, и нахальством своим, и гордостными поступками. И ты, сыне мой, Господа ради, не буди досадителен, но буди ко всякому человеку любителен. Тем тебе на войне храбру не быть, еже своих православных христиан будеши изобижать. Мнози бо дома храбрственно собя ведут, а на бого за инех туляются. А кто у себя во граде между своими смирйн, а на бою тыя люди бывают храбри.

Аз известно знал в Шепелйве полку салдата, прозванием Кулнова, и таков он при Москве был смирен, еже уподобился курице, и за ево великое смирение нелзя было и салдатом ево назвати. А в Чигиринскую первую службу товарыщи ево, салдаты жь, сказывали про него, что изо всего полку на бою нарывчиве ево не было; чаять де десятка два-три Турков своими руками он порубил, и егда де Турки ево отхватили, то всего ево в малые части изрубили. И так товарыщи ево про него сказывали: "естьли бы де да таковы салдаты все на бою были, то бы де разве чорту против их стояти, а не людем; самая де забытая голова была! А естьли на образ ево посмотрить, то никто не поймет веры, потому ростом невелик, лицом был без меры сух, к тому жь еще и сутэл, и в летах был уже не молод, а смирением и милостию не скоро приберешь такова человека, каков он был; а на бою таков напорен явился, что все ево товарыщи удивлялись ево храбрости. И яве есть, яко за его безмерную кротость Бог ему помощь Свою посылал. И сего ради и ты, сыне мой, не ревнуй злым озорникам, но ревнуй сему Кулнову: между своими сожители буди смирен и милостив, а на бою против неприятеля буди зол и безстрашен; в дому своем буди яко кроткая овечка, а противо неприятеля буди яко волк хищный и яко лев страшен. А и при военном деле, между своими клевреты буди паки кроток, и ко всем, тамо обретающимся людям, яко к военным, тако и к мастеровым, такожде и к купецким людям, нисходителен и любителен буди. А того велми бойся, еже бы тебе не изобидети и не солгать на кого.

Святое Евангелие воинам подаде заповедь токмо сию, еже никого не обидети, ни оклеветати кого, и доволну быти оброки своими [то есть, определенным себе177 жалованием] (Луки глава 3, ст. 14). И токмо за те три добродетели, или рещи, заповеди, обещано воинам спасение: колми же паче, аще приложиши пост и молитву с богомыслием, и от блуда воздержание, понеже на бою чистота - паче щита железна, а и во гражданском житии чистота велми добро. Израилтяне были люди на боях непобедимы, и того ради иноязычники нарочно подпускали жен своих и девиц, дабы с ними в блуд впадали, дабы им, за блуд, Израилтян преодолети (4 Моис., глав. 25 и 31, ст. 15-16). Виждь, сыне, яко издревле и иноязычники знали, яко чистота паче щита на бою, а блуд - погибель. Есть же и повесть, в писании обретающаяся, яко178 некоторый князь греческий шел войною на Болгары, и на пути случись ему начевати в дому некакова человека. И в нощи к тому полководцу пришла девица, и начала его лобызати, и на блуд понуждати; он же удержался и проженул ее от себя трикраты. Потом, уснув, виде в сонном видении поле, и на том поле виде Греков побиенных: лежаша, укрыв все то поле; посреде же того трупа виде место просто, еже на нем лещи единому человеку. И бысть ему речено: "сие место, еже видиши просто, быть было тебе убиену и на нем лежати; а за еже брался еси со змием трикраты, убиен не будеши". Тако бо, сыне мой, чистота телесная хранит человеки на бою; а аще Божия воля и придет, еже убиют кого чистаго, то он со святыми мученики сопричтен будет. А кии живут блудно и во всяких неправдах пребывают, и тыи, аще и за веру убиени будут, обаче о воздаянии их Бог весть. Велми ты, сыне мой, бойся блуда.

И аще в кое время и несть бойв, обаче дважды в году исповедывайся и Тела Христова причащайся. А во время военное во все четыре посты исповедывайся и Тела Христова причащайся. Буди на всяк день готов умереть. Иноцы бо, аще мира сего и отреклйся, обаче, аще и согрешит в чесом, может по времяни покаятися и за грех свой отслужити. А воину сторично паче иноков надлежит от всякаго греха себя хранити, и житие свое свято имети, еже бы никого не изобидети, и в самой чистоте паче монахов жити, понеже всегда ему подобает готову быть к смерти.

В полковом же деле командирам своим, яко великому тако и малому, не буди ослушен, дабы тебе скорби на себе не понести. Ружье же свое имей чисто, каково извне, паче того извну; и замок бы был у тебя смазан салом квашенинным. Порох держи в сухом месте, чтобы он не отсырел. Буде фузея у тебя не целна, отдай ее броннику, чтобы ее приправил к цели. Пороху и свинцу отнюд даром не теряй, но стреляй с прикладу, чтобы пулки даром не пропадали, и казна бы государева напрасно не пропадала. И навыкай стрелять с руки в цель179. Буде на бою, то стреляй человеку в груди, а по обыкновению древнему на ветер отнуд не стреляй. И аще все будете стрелять целно, чтобы пулки даром не пропадали180, то и худое дело, что от тысящнаго полку, в один залп, неприятелей пятьсот человек повблите; а буде же Бог помощь Свою пришлет к вам, то сот семь, или и восемь повалите; и в таковой целной181 стрелбе, пороху и свинцу будет неизъянно, а война будет спора. И егда бою не случится, а фузйя заправлена с пулею, то долго не держи ее, и болшое, что три дни подержа, да и выстрели; а просто отнюд не стреляй, но постави цель и стреляй по ней, с приклады с руки182, дабы у тебя твердо было стреляние и рука бы не тряслася183. И буде тебе государева пороху командиру, для навычки мастерской к стрелбн, давать и не будут, то ты купи пороху на свои денги; и того не моги учинить, чтобы тебе неделя или другая пропустить без стрелбы, но на всякую неделю раза два или три выстрели в цель. И буде ты навыкнеши целно с руки стреляти, то ты один за десять человек не умеющих заслэжиши. Буде твердо навыкнеши с руки стреляти в цель, то и на кораблях силен будеши: аще корабль волнами и шатает, а твоя пуля даром не пропадет.

А того, сыне мой, не моги учинити, еже бы тебе какие заговоры у себя имети. Аще заговбры иметь будеши, то з Богом вражду возъимееши, понеже вместо Бога будеши у себя имети заговоры. И аще с теми заговоры убьют тебя, то будеши ты чорту баран, и кровь твоя и з душею твоею ни за что погибнет.

И аще ты и весма в том своем салдатском бытии оскудееши и пищи лишатися будеши, обаче не моги ты нахалством своим у кого что отняти, и от того себе пищу приобретати. Но лучши Христовым имянем питайся, или у своей братьи нанимайся, а силою ни у кого ничего не отъимай, да благословит тебя Бог и во грядущий век даст тебе венец славы. Салдатством души своея не погубиши, но погубиши злыми делами. Аще и в духовном чине будеши, а дела злая будеши творити, то погубишь свою душу; а и в салдатех будучи, да будеши жить по Бозе, то наследиши живот вечный.

16. О афицерстве. А аще же будеши афицером, то на болшую добродетель и на богоугождение подвигнися: сам никого не обижай, и подданным своим обидеть никого не попускай. И наказуй сперва словом, а потом уже и наказанием неоскудным, дабы под командою твоею того не помянулось, еже бы кого изобидели чем. Буди к подданным своим за исправное их бытие милостив, яко отец; за злыя же дела буди им великим злодеем: не щадя, их наказуй. И аще кой салдат учнет ти какую почесть давати, в вине сущей, то ты, за принос ево, вдвое, или и втрое вящши накажи, дабы впредь никто не смел под тебя подвалитися; велми взятков бойся. Буди ты им началник, а не они тебе. Аще поблазнишися и коснешися приносам, то ты и Богу солжошь, и Царю неправду будеши делати. Мзда бо и мудрому заслепляет очи и правды видети не допускает. И аще узриши и не твоея команды салдата или драгуна, обидяща какова человека, всячески потщися изъяти обидимаго от обидящаго его; и, за такую добродетель, великую и сугубую мзду себе от Бога приимеши.

И всем своея команды солдатам накрепко запрети, чтобы на кватерах стояли смирно, хозяина бы того дому ничем не теснили, и никаковые обиды ему не чинили. И не обленись, на всякую неделю по всем кватерам сам объежай, и спрашивай хозяина и хозяйки, и работников ево и работниц спрашивай иманно, смирно ли салдаты стоят, нет ли какой обиды от них? И буде кой хозяин или хозяйка пожалуетца на коего, что он не смирно стоит, или чем приваливается, или хотя словами какими ругает, то вдаль не откладывай, тут ему и указ учини, без болшого свидетелства, потому что салдаты не могут смирно стояти: на притчу кто издастца из нах смирной человек. А буде станет запиратца во озорничестве своем, то ты спроси за имянем Божиим, чтобы безо лжи сказали. То веждь, что купецкие люди не солгут, а се и не смеют лгать; а у салдат то и лучшее, что лгать. И буде салдаты будут своего брата оправливать, и аще признаешь, что они лгут, то и их высеки хорошенко, чтобы впредь товарыщам своим не потакала и ложно бы не третьевали. И аще тако будеши чинить, то ты великую мзду от Бога приимеши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: