Тут псалтирь рифмотворная 29 страница

Ты, сыне мой, памятно памятуй вся моя ти наказания. То себе и смотри, чтобы в чем пред Богом не согрешити, и пред человеки лжи бы какой не явити; и в делах своих опасно ся храни, дабы ти тщеты какой не нажить своею какою простотою. Во всех своих делах буди бодр и памятлив, и во всяком деле заживай себе имя доброе, и во испущенном из уст твоих слове ни малаго порока не наводи на себя. И аще во всяком деле будеши совершенную правду делати, то ты и на сем свете блажен будеши, а на оном свете вечных благ наследник явишися.

3. О судеистве. Аще же, сыне мой, будеши судиею, то тамо паче угодити Богу можеши, неже во ином каком мирском пребывании. Аще праведный суд будеши имети: обидимых от обид их будеши изимати и миловати их, обидников же отторгати от них200 и немилостиво наказовати, и во всяком деле росправу праведную и правдивую имети, и таковое твое управление паче поста и молитвы тебе заслужит. Аз же, для примеру, предлагаю ти малые статьи, по своему ми мнению; ты же у Бога неумолчно проси, дабы даровал тебе здравое разсуждение во всяком ком твоем правлении. И к тому судеискому правлению всю свою мысль приложи, и ни о доме своем, ни о вотчинах, ни о жене, ни о детях своих такова попечения не имей, яко о управлении судеиском, како бы тебе людей Божиих разсудити в правду. И аще и в церковь святую внидеши, то и тамо иного ничего не помышляй, точию о правосудии, како бы тебе без погрешения разсудити люди Божия в правду, и у Бога ни о чесом не моли тако, яко о правосудии. Мое ти приказание такое, что не токмо о чом тебе житеиском пещися, но и самого себя всего презри. Токмо едино твое помышление и попечение да будет о разсуждении правды с неправдою: то201 тебе пост, то и молитва, еже право и нелицеприятно судити.

И на кийждо день, по окончании утренняго правила, очи свои возведи телесныя ко образу Спасителеву, а душевныя возведи на небо, пред Самого Бога, и рцы языком своим и умом: "Господи, отверзи ми ум, да возмогу пони и от малыя частицы разумети в делах правость и неправость человеков прящихся. Аще бо и грешен есмь202, обаче желаю, како бы ми разсудити правостно; токмо Ты, Трисвятый Боже, не остави мя в деле сем и посли ми помощь Свою святую! Не мое было сие дело, еже судити ми люди Твоя, но дело сие благородных людей и высокоразумных, кии в делах сицевых искусны; обаче Ты мя не остави: уже убо егда вручил ми еси сие такое великое дело, то Ты, Боже, и управи е. Кто есмь аз? токмо червь, а не человек, и поношение человеческое, и аще Ты, Боже мой, не пуслеши ми святыя Твоея Божественныя помощи, то что я могу сотворити? токмо поношение вечное. И сего ради всю свою надежду на Тя, Господа Бога моего, возлагаю203 и припадая молю: помилуй мя и посли ми святую Свою помощь, како ми правду с неправдою разсудити! И аще и от малыя частицы даси ми правду с неправдою познавати, потщуся труд, елико возмогу, полагати; за Твое же такое великое дарование должен во вся дни живота моего хвалити и благодарити Тя, Бога моего!"

И аще во церкви отправляют литургию, или вечерню, или утреннюю, или и иное какое действо, неумолчно на всяком деиствии у Господа Бога проси, дабы тебя Он204 не оставил в правлении твоем, и еже бы ти виновнаго не оправдити, а праваго не обвинити. О ином же ни о чесом не проси тако, яко о управлении дел приказных. И аще и остр будеши к разсуждению, обаче не надейся на свою остроту, но непрестанно Бога моли, дабы Он не оставил тебя в правлении твоем, то аще и туп будеши к разсуждению, обаче, за всеусердное твое моление, вразумит тя Бог205 тако, еже и мудрый тако разсудити не возможет. И аще поемен или непоемен к разсуждению будеши, единаче, путем идучи, и стоя, и седя, ни о чесом ином не размышляй, токмо о управлении правостном, како бы ти прямо разсудити.

Егда же внидеши в концелярию свою, то, став пред образом Божиим, рцы: "Боже Человеколюбче, не остави мене в правлении моем, но управи дела моя, якоже Ты, Боже мой, веси!" И егда телесныма своима очима на образ Спасителя нашего зриши, тогда, умные свои очи возвед на небо к Самому Богу, глаголи тая словеса, их же выше ти рех, и сотворив святому. образу три поклоны, сяди на уготованное ти место, с возложением на ся крестнаго воображения, с богомыслием. И сед на место, в начале всех дел, повели пред себя всех колодников новоприведеных, кои без тебя приведены, поставить. И коегождо их сам спрашивай, за какую вину приведен, и что его дело, и кто челобитчик; и спрашивай в тонкость, тихим глаголом. И аще присмотриши в тех разглагольствах какую винность, или правость, вели, для памяти, потребные речи записать, и ту записку держи у себя, и разсмотря, кои дела невелики, тут и решение им учини.

А коих того дни решить не можно, тех прикажи на поруки и на росписки свободить; а в концелярии отнюд в исцовых делех колодников не держи, но токмо в царственных. И коих свободиши на поруки, прикажи им являтца не по вся дни, но, по делам их смотря, поставь сроки, в коем кому явитися, и потщися, чтобы к тем срокам тыи их дела тебе разсмотрити и вершити, чтобы тем людям излишные волокиты не было. А аще же коего дела к тому нареченному сроку управить не успееши, то ты, омысляся, паки срок положи, чтобы им не по вся дни волочитися.

Аще же кто тебе подаст, в какой обиде, или в чесом ни есть,206 на какова человека, под судом твоим сущаго, и ты, приняв, заметь ее, а к записке не отдавай207; а и подъячим в стол не отдавай же, но первее сам разсмотри ее в тонкость. И аще признаешь правость челобитчикову, или признаеши нападок ево, или и ничего не признаеши, обаче возми того челобитчика в особую кантору, и спроси ево сам, глаголя сице: "Друже, подал ты на онаго человека челобитную; правдою ли ты на него бьешь челом?" И аще он речет: "самою правдою", и ты ему рцы: "Господа ради, сам себя осмотри хорошенко, чтобы тебе не впасть в убыток; паче же убытка, в грех не впади, дабы тебе во втором пришествии Христове праведным Его судом осуждену не быть. Мы судим овогда право, овогда же и неправо, понеже мы не сердцеведцы. А тамо не нашь гнюсной208 суд будет, но самый истинный, правый суд будет, иже не утаитца от него и самая малая чертица, яко209 винности, тако и правости, понеже Сам Серцеведец судити будет. Святый апостол Павел глаголет, яко страшно есть впасти в руце Бога жива (Евр., глава 10, ст. 31). И сего ради ты, друже мой, в себе помысли, дабы тебе не впасти в Божей суд. Велми бойся суда Божия, понеже Бог ни на каковые лица не смотрит, но на самое дело смотрит. И аще ты сего человека изубытчишь напрасно, и на нашем суде аще и прав будеши, а тамо оправдание наше будет тебе в болшую неправду и в горшее осуждение, аще напрасно его изубытчиши; а и нас на грех приведеши210. А аще же ты перед ним чем винен, или211 должен еси, а надеючись на свою мочь потолучишь ево, то уже самое горшее осуждение приимеши, и аще тогда и каятися будеши, да уже не поможеши. И того ради ныне осмотрись, дабы тебе в вечную погибель не вринутися. Кто перед Богом не грешен, и кто перед Царем не винен? Такожде и между собою, другу з другом, како бы о чом не розмолвитися? Господа ради, не входи в болшую ссору, и ево в болшой убыток не вводи. Естьли ты и прав будеши, то не без убытку тебе будет; а естьли же да неправ будеши, то ево изубытчишь, а себя в великую напасть ввалишь, понсже все убытки, что он ни скажет, безсрочно доправлю на тебе, да в казну заплатишь пошлины, а приказным людям дашь за работу. Пойди себе, и з добрыми людми подумай, и как ни есть, хотя на себя поступя, а лучши помирись". А челобитную ево сам заметь, и положи ее у себя, дондеже он о миру договор учинит.

А буде ответчик случится в приказе, - или и нарочно вели сыскать, - то возми его212 перед себя, и такожде на словах его пороспроси, чем он ему виновен? И спроси его за верою, чтобы он тебе сказал всю правду, как у них было и за что стало. И буде он тебе повинитца, то ты ту ево вину запиши для памяти у себя; а буде за твоим притужанием запретца и с клятвою скажет, что он ни знает, ни ведает, напал на него челобитчик напрасно, - и ты такожде, что он скажет, запиши. И всячески поводи ево на словах, как тебя Бог вразумит; и аще умно с ним будеши разговаривати, то можешь признати, правду ли он тебе сперва сказал, или неправду. И буде признаешь в нем вину, то понудь его великим принуждением, чтобы он помирился. А буде же признаеши ответчикову правду, то исца понудь великим притужением к миру213, чтобы ни ево, ни себя не убытчил, и вражду свою порвали бы без допросов, чтобы им в том убытку и разоренья напраснаго не было. А буде же истец, или и ответчик214, гордостно будет говорить и на мир итти не лохочет, и ты ему скажи: Друже, добро то, буде ты прав будеши, то и убытки твои все на нем доправлю и отдам тебе; а буде же явишися винен, то ты тогда ни малыя милости от меня не жди. Однако же, аще ты и весма прав, а пойди и с добрыми людми подумай. И как ни есть, а лучши без болших убытков помиритца, потому что и худой мир лучши добрые брани215; и живите себе попрежнему в любви. Ведаешь ли ты, что идеже любовь, тут и Бог?"

И дай им сроку дни на три. И аще во всем помирятся, то пришли бы они оба перед тебя, и изъявили бы, еже помирились. И ты, востав, воздай Богу благодарение, глаголя: "слава Тебе, Господи, слава Тебе, яко сподобил мя еси сиих суперников в мир пришедших видети"; и святому Спасителеву образу сотвори три поклоны. И вели мир их записать в книгу, на то устроенную, и записывать вели имянно, кто был челобитчик, и кто ответчик, и в чем у них то дело было. И прикажи с них по указу мировые денги взять216, как о том определено будет. И егда мир их в книгу записан будет, и мировые пошлины взяты и в приход записаны, и придут пред тебя, то вели им обоим к мировой записке руки приложить, и тот мир закрепи своею рукою217; а челобитную, подрав, отдай челобитчику, понеже челобитье его будет записано в книгу, за ево челобитчиковою рукою. И отпуская их, рцы им: "Бог мира да будет с вами, идита в мир, и впредь живите хорошенко! И буде кто кому и досадит чем, и вы призовите кого с стороны, и розводитесь домашним судом, а не приказным. Диаволу в себе вогнеждатися не допускайте, и егда ссора какая учинитца, долго не тяните ее, но днем или другим и порывайте ю, дабы враг, ненавидяй в мирности живущих, не радовался".

А аще же в мир не пойдут, то вели их допросить перед собою, и кто чем станет уличать, внемли, и на словах всячески поводи их. А того, сыне мой, Господа ради Всемогущаго и Всевидящаго, не моги учинить, чтобы тебе с кого взять какой взяток, и винному в суде помогати, а на праваго посягати. И аще и не ради взятки какой, но токмо един тебе случится знакомец, а другой незнаемый, или един тебе и друг, а другой враг, обаче на суде поведи самую правду, без всякого посягателства и без поноровки. Во время допроса обоих на словах поводи, с тонкостным вопрошением, и на самом умном вопрошении можеши познать, чья правда и чья неправда. И буде из них один силен, и богат, и честен, и словесен, а другой беден, или и небеден, да безсловесен, к тому же аще и малосмыслен, то ты не устыдись силнаго лица. Аще во убогом, или и неубогом безсловесном исце, или ответчике, усмотришь правость, а тот ябедничеством своим не даст ему в словах выправитца, то всячески, ради любве Божия, помози бедному, не даждь его силному сопернику изобидети. Понеже суд имянуется Божий, то тако и чини, чтобы суд твой подобен был суду Божию, нелицеприятный, и чтобы истец и ответчик сами были, а не наемные ябедники. Ябедников наемных ни в допросы, ни в очные ставки отнюд не допускай, понеже они, ябедническим многословием, и самую правду заминают и так ухищренно забивают, что и судьям трудно разобрать и правда познать.

И егда в допросе или на очной ставке будут истец и ответчик стояти, при себе держи тое записку, которая записана у тебя в канторе в первых их разговорех, и прилежно смотри, не будет ли кой истец, или ответчик, с первыми своими словами разбиватца. И буде кой станет иное говорить, изменно первым словам, то приложи своего истязания во изменных речах и всячески, как тебя Бог вразумит, дощупывайся самые силы во прении их. И аще бсзсловеснаго явятца слова сходны с первыми, и естьли признаеши в нем правду, то всячески помози ему и не дай обидящему напрасно малосмысленнаго изобидети. Аще ты и судья, а за обидимаго буди стряпчим, обиднику же буди судиею жестоким и немилостивым. Так здраво и нелицеприятно суди, что аще и самый кровный твой сродник будет у тебя на суде, не пощади его, аще с неправдою приидет, но самою истинною суди, чтобы твой суд и на том свете ненарушимь быд. Так пилно смотри правды и неправды, чтобы и Сам Бог не нашол в твоем суде неправости какой, и суда твоего не токмо иной судья мог пересудити, но чтобы и [Богу пересуживати твоего суда не надлежало. Аще бо в суде и малую обиду правому учиниши, то всю ту обиду, юже ты по пристрастию каковому учиниши, взыщет Бог на тебе десятерицею, или и вящши.

И у коих суперников учинитца какая ссылка, аще общая, аще и необщая, то, паче судной записки, прилежно и разсмотрително надлежит в них поискать прямые правды, понеже ни в чем так, что в свидетелстве, лгут. И того ради первее, по обыкновению приказному, взять подъячим у них сказки за руками; и чтобы подъячие ничем их не розбивали, дали бы им волю, что они ни скажут, добро или худо, сходно или и несходно, и чтобы к тем допросным речам приложили они руки; а дьяк бы, или и сам ты, того же часу и закрепи те скаски, дабы последи не перемолвили и не переменили бы218. А и всякие допросы закрепляли бы дьяки того же часу, егда кто допрошон будет, и того ради, ни в каких делех подъячие без судей не допрашивали бы. А после записки допросные, день-другой спустя, или и болши, прикажи им явитца, и в то время возми их допросные сказки и просмотри, как они сказали: с исцовыми ли словами, или с ответчиковыми сходно219. И егда все они сойдутся, вели всех их розвести розне. И одного из них позвав в кантору, пред образ Божий поставь и рцы ему:

"Ты, друг мой третйй, скажи мне ты так, как тебе на втором пришествии Христове стать220. Не моги ты ни единаго словесе ложнаго сказать, потому что стал ты быть свидетелем верным; кого ты оправишь, тот будет и прав, а кого обвинишь, тот и винен будет. И того ради убойся ты Бога, не моги ни малаго слова прибавить или убавить: как что было, так и сказывай.

Я тебе не обинуясь сказываю, что естьли ты солжешь, и скажеши по дружбе, или изо мзды какой, или по досаде посягнешь на кого, то, кто на тебя слался, виновен будет платежом, а тебе, за неправое твое свидетелство, по положенному великаго Государя указу, отсекут голову, а пожитки твои все взяты будут на Государя, и жена твоя и дети твои меж двор будут скитатца. И того ради сам ты себя и детей своих побереги. Буде ты подьячему сказал ложно, то теперь мне скажи самую истинну, как ты видел или слышел, скажи имянно221 ". И аще повинитца перед тобою, и ты ево побереги: первую ево сказку оставь и гораздо ево словесно накажи, чтобы он впредь так не делал; от наказания же его свободи, за ево правое повиновение. Обаче в книгу вели записать, что он сказал было неправду, а покаелся пред судьею, и того ради от наказания свобожйн. И кто о каком деле ни принесет повинную, вели на такие дела учинить книгу особую, и всякие повинные писать в тое книгу, для того, что естьли кто, повинную принесши, паки в том же деле явится, хотя в десять лет, и аще впредь в такой же лжи явитца, то222, аще и повинную принесет, чинить ему указ, каков о таких делех состоится. А буде же перед тобою в канторе не повинитца, а в словах своих станет поминатца, то ты наипаче напри на него, и всякими образы роспрашивай ево в тонкость. И спроси ево имянно: давно ли то было, и товарыщи ево, кои написаны в ссылке, все ли тут были, и преже ли тебя они пришли, или после, и как то дело у них началось, и как кончилось, и о коем часе дня или нущи то дело было, и в какой хоромине, или на дворе, и буде в хор(о)мах, то в каковом месте, за столом ли, или где в ыном месте, и сидя или стоя, и на дворе в то время каково было, ведрено или ненасливо, и после того случая как розошлись? И, как тебя в той час Дух Святый научит, роспрашивай в самую дробь, паче сего ти моего предложения, и все те дробные речи вели записывать имянно, что он ни скажет.

А последи вели другово свидетеля223 привесть, и слово в слово таким же поведением распрашивай. И у того роспросу никто бы посторонней человек не был, но токмо товарыщь твой, да подьячей, кой записывает, да фискал. И к той каморочной записке вели ему руку приложить; а буде грамоте не умеет, то ручника не вели приводить, чтобы выносу не было, но ты закрепи, да фискал. И вели ево отвесть в особое место, чтобы с протчиими своими товарыщи никаковб слова не промолвил; а буде же каким образом промолвит с своими товарыщи, то уже надлежит роспросить его и с пристрастием, в застенке, каковыя ради вины товарыщам голос пудал? И потом вели другово к себе привести, и таковым же образом в тонкость же роспроси, и роспрося, в особое же место вели отвести, чтобы он ни с кем никакова слова не промолвил, дондеже все они допрошены будут. И по такому тонкостному допросу и сам ты увидишь прямую правду, и буде кои свидетели нарядным делом будут свидетелствовати, то на сицевом тонкостном и хитром допросе никоими делы утаитися не возмогут, но вси, колико их ни будет, разгласятся, яко же и при Данииле пророце, иже два старца свидетелствовали на неповинную Сусанну и за неправое свидетелство смерти предани (Даниил. глав. 13, стих. 51-62).

А буде же случится в свидетелстве токмо один третей, то такожде вели ево допросить, по обыкновению подъячему. И егда от иных нужных дел упразднишися, - а наипаче для сицевых допросов приежжай по обеде, и тогда тебе никто роспрашивать их не помешает, - и в то время, по обеде, челобитчиков не вели пускать; но токмо управляйся з допросами и с прежними делами, кои к вершенью приходят. И приходилй бы те исцы и ответчики и третие, коим когда присрочено будет. А допросные сказки, кои подьячие допросят в столе, чтобы ни четверти часа у себя не держали, относили бы к закрепе; а закрепя, к подьячим в столы уже не отдавать, донележе канторные допросы кончатся. И по обеде, вшед в концелярию, вели к себе в кантору привести того одинокова свидетеля и роспроси ево таким же тонкостным порядком, яко же выше рех, или и вящши того, как тебя на той час Бог вразумит. И того свидетеля выслав в особое место, вели привести пред себя исца или ответчика, коему тот свидетель на оправдание сказал, и роспроси ево имянно, противо вышеявленнаго же порядка, без уятия тонкостных вопрошений; но еще и приложи тонкостей, дабы тебе и за одним свидетелем правду и неправду сыскать. И спроси ево о свидетеле: прежде ли суперника ево пришол к нему, или после, и, пришод, в коем месте он стоял или сидел, и от него вместе ли с суперником пошол, или прежде, или после? И на сицевом роспросе, кто бы каков хитр ни был, а неправды своея скрыть не возможет, но вся правда и неправда обнажится. А потом вели привести пред себя того, кого винят, и объяви ему, что свидетель сказал224; и буде он, видя себе обличение, повинитца, то и конец делу.

А буде же не повинитея и скажет с клятвою, что свидетель на него свидетелствует неправо, и ты, изыскивая правды, и ево спроси тонкостно же, как они случились с суперником, чтобы сказал весь порядок началу и концу, без прибавки и без убавки, но как что было, и прежде ли ево пришол, или после, и пошол от них прежде, или после, или вместе? И буде есть чем ему того лжесвидетеля обличить, то вели ему без всякаго сумнения уличать. И буде он прямо уличит, или ты, на тонкостном своем роспросе, розобьешь ево и неправда ево означится, то ты, оставя все дело, примись за свидетеля, и спроси его в застенке: иным кому такожде не лжесвидетелствовал ли прежде того? И буде первое ево то лжесвидетелство, и поставился свидетелем по прозбе, а не изо мзды, то, мнитца мне, мочно ему, вместо смерти, и живот дать, толко наказать бы ево с великим страхованием и положить на нем знак, что он лжесвидетелем был, и чтобы и до старости все могли знать, что он лжесвидетель, и никто бы ему ни в чем не верил. А буде один придет свидетель, без суперников, то в канторной роспрос не бери ево, но, всех соглася, допрашивай по вышенисанному ти предложению; и спрашивай их не слагая им, но прети судом Божиим, и царским наказанием, и казнением смертным. Я егда уже свидетелей, и исца с ответчиком, в тонкость роспросишь, и правду их разсмотришь, и буде которой истец, или ответчик, или свидетель повинится тебе в канторе, то над ним всячески потщись милосердие свое показать. А кои винности своея225 тебе не принесут, а в словах своих размолвились, и тех всех отправь в застенок и роспрашивай их с великим пристрастием, дабы они размолвку свою очистили: чево ради в словах неправо сказали? И аще в застенке винность их сыщетца, еже они свидетелствовали ложно, то доложи Государя: на смерть ли их осудить, или, наказав, дать их всему свету на поругание, аще, вместо смерти, на лице и на руках обеих, наколов иглицами, еже он лжесвидетель, и натереть сажею или порохом, дабы во вся свои дни был всем явен, чтт он свидетель? И ни х каким делам его не избирати, и кто ево избранит или и зашибет, суда не давать, понеже такой ему живот дан вместо смерти; а буде кого он зашибет, хотя самаго последняго человека, то его бы кнутом высечь; а буде кого изувечит, или что укрбдет, или в каком ни есть воровстве явится, то, аще пункта на такое дело дано тебе не будет, то доложи Государя, или санатов: что тебе повелят учинить, то и чини. И на таковое жестокое наказание зря, впредь лжесвидетелствовать отнюд не будут.

О сем же молением молю тя: Господа ради, буди у дела своего люботруден. Дела всякия, не токмо Государевы, но и челобитчиковых, отнюд не волочи. Так тщися, чтобы тебе малыя дела обыденно вершить; а буде за чем не мочно одним днем вершить, то болши бы трех дней челобитчик в малом деле не волочился; а и болшие дела болши бы месяца отнюд не волочились. И того ради зделай ты в концелярии своей две таблицы, одну малым делам, а другую болшим делам; и которое дело коего числа начнется, в том числе вели и записать, а когда кое дело вершитца, то в том числе и записать. И вшед в концелярию, на кийждо день, по вышеписанному, по росписи колодников всех пересмотри, и, пересмотря их, возми те таблицы и просмотри их, не затянулось ли какое невершеное дело? И того не моги учинить, чтобы тебе, быв в концелярии, дел каких не верша вытить. И по малой, и по болшой таблице тщися очищать задние дела, чтобы они в забвении не были и вдаль бы не затянулись.

А паче, всяких исцов и ответчиков приводи всякими образы в мир. Не радуйся пошлинам: пошлинами казны государевы не наполниши. Но аще восхощеши великому Государю порадеть и интерес его царственной умножить, то ты о миру паче суда прилежно подвизайся, понеже от тяжбы истец и ответчик разоряются, а в миру живучи всячески сами будут в полности, и Государю прибыли от них болши сойдется. Потому, купецкой человек с торгу своего болши приказных пошлин прибыли принесет, а мастеровой болши сработает; а в приказной тяжбе и болшой волоките всех своих пожитков лишаются. И ты, сыне мой, коих людей в мир привести не можешь, то их докуки не дожидайся, но верши их и болшое дело в месяц, а малые, аще не захватят нужные дела, то верши их дня в три, или в четыре.

И учини себе книжицу карманную, и записывай в нее всякая своя вершенья повседневно, переченком; записывай же в нее и мировое вершенье, дабы тебе знать вся своя дела, колико в мир привел, и колико приказным порядком вершил; и по той записке явно тебе будет, колико и пошлин с тех вершеней взято будет. А в приказе учини две книги: мировым вершеньям особую, а приказным вершениям особую же; и вели в приказные книги записывать пространнее, кто чего искал, и кто из них обвинен, и почему обвинен; и ту записку закрепляй ты своею рукою226. А другую себе карманную книжку учини памятную, и записывай в нее, какие указы за кем куды пошлешь; тут же записывай вся своя повеления: кому что прикажешь зделать, и х коему числу, или что и иное прикажешь, или слово кое кому дашь, чтобы тебе во лжи не быть. Тамо же записывай и сроки: кому в коем числе к ответу, или к свидетелству быть, и в коем часу, до обеда или по обеде, чтобы людям Божьим излишние волокиты не было и тебе бы в слове своем постоянну быть. И в сию книжицу, по утру встав, правило отправив, просмотри, что нет ли каково сроку или дела, к тому дню пасомаго? Вошед же в концелярию паки просмотри, по обеде втретьи посмотри, и тако творя, в слове своем никогда не погрешиши, кроме Божия или царевы воли. И егда тако обыкнеши, то и легко тебе будет. А ныне многие судьи, еже аще и ясно что прикажет, а последи от повеления своего отпираются, и в том порок на себя наводят немалой, и на душу свою грех наносят227, а людям пакость чинят великую. А аще ты всякое свое повеление будеши записывать, то никогда повеления своего не забудеши, и никто тебя ничем не оболжет, и слова дурного никогда на себя не наведеши, и товарыщи твои имянем твоим ничего, без твоего ведома, зделать не возмогут.

Буде же кои люди повинны будут смерти, не держи их не токмо лет пяти-шти, но ни месяца, и болшое, что неделю; и то ради покаяния, дабы в тыя дни постился и молился о оставлении грехов своих. А буде кои люди явятся богохульцы, иже Тела Христова и Крове Его не приемлют, скверня е, и нарицают ту пресвятую святыню мерзостью, то тем не надлежит сроку давать ни на сутки; но, из застенка вывед, немедля, того же часа и на виселицу, или на главоусечение, или на сожжение, како о том указ будет повелевати. Понеже таковых Сам Бог, еще при Моисеи, повелел предавати смерти. А буде станет он проситца на покаяние, не верь ему: несть ему покаяния. И аще даси ему от смерти отраду, то ты сам за него постраждеши, понеже он, избыв от смерти, горши перваго будет разврат в вере чинити, прочия же его клеврети будут его исповедником нарицати. И аще совратит в вечную погибель и десять душь, то ты чем их искупишь? А я вем, что он многие сты душь погубит. То ты веждь, сыне, яко всех тех погибших душь взыщет Бог на тебе, аще ты собою его свободиши. А аще ту ему свободу учинит вышшей твой товарыщь, иди санатыри, то на них Бог и взыщет, токмо ты не приобщайся его свободе; обаче, елико можеши, спорь.

А аще же мирскаго и духовнаго чина наступят на тебя, чтобы ты дал ему свободу, и ты иглицами228 на челе его и на руках назначь, что он расколник, и собери поручную запись по нем крепкую, з добрыми поруки. А в записи напиши имянно, что ему людей Божиих из благочестивые веры во свои расколничьи логибелные веры не приводить, но и старых своих товарыщей на свет истиннаго благоверия изводити; и еликих увещает, приводил бы в тебе на объявку к записке. И ты, прияв их, на словах всячески поискуси. Вели ему проговорить Символ веры, или заставь ево при себе павечерницу прочитать, пред образом стоя: то тамо увидишь и услышишь, как он станет читати и персты свои к воображению слагати229. И кого ни есть и с стороны подошли под него, чтобы его поискусили на словах230. И буде явитца ложное того исповедание, то ты новопросвещеннаго того лестца прими за каравул, и в застенке пытай ево накрепко: тот, кой ево привед, прямо ль принуждал ко благочестивой вере, юже святая Церковь содержит, или для обману какова привел? И буде явитца, что приведен лестию, то уже непочто его много спрашивать; толко поспросить ево товарыщей, кои учителми ходят и в раскол приводят, и где они живут? И дни два или три погодив, паки их попытать крепчае, чтобы истинну сказали. А потом предать их обеих огню; а буде кости их останутца, то, разбив их, паки изжечь, чтобы в пепел претворились; и тот пепел в помет человечь вмесить, или в непроходимое болото развеять, чтобы ученикам их собрать и во святыя мощи причести им было невозможно. А кои по нем ручались, учинить им жестокое наказание, как о том пункты предложены будут, и страфование учинить им великое.

О сем ты, сыне мой, не сумняйся; еже злых зле погублять: тако бо от Господа повелено (Матф. глава 21, стих 41), а не от себя я сие глаголю. И совершенныя богохулцы никогда на совершенное покаяние обратитися не могут, понеже от таковых благодать Божия отъемлется и владеет ими диавол. Того бо ради Сам Господь ясно нам изъявил, глаголя, яко всякой грех, иже творят человецы, отпустится, а иже восхулит на Духа Святаго [то есть, на действо Духа Святаго], и той грех ни в сей век, ни в будущий не отпустится (Матф., глава 12, стих 31; Марк., глава 3, стих 29). И, по сему Господню словеси, нечего нам много толковати и паче Бога мудритися. Паки Господь рек, яко древо злое не может плода добра сотворити (Матф., глава 7, стих 18); и, по сему Господню словеси, како злой человек и богопротивный может в добраго претворитися? И того ради никаким их молбам не верить, и буде кой богохулец в застенке первом не повинитца, то, дни два-три погодив, паки его крепчае попытать, спросить о товарыщах и о учениках ево. И коих скажет, вели записать имянно, а его долго не держи, но, как тебе указано будет, верши немедля. А тех, кого он оговорил, вели сыскать и, буде грамоте умеет, вели павечерницу прочитать, то тут услышишь, как он будет говорить Символ, и как аллилуию, и как будет персты слагати к воображению на себе крестнаго знамения; то тут можеши познать, прямой ли он расколник, или ни так ни сяк. И кой явитца под сумнением, а не всесовершенной расколник, то того, понаказав и словесно, мочно без жестокаго наказания отпустить, а вместо поруки на обеих руках положить знаки иглицами, что он расколник; и буде паки явитца в расколе, то уже231 без всякаго милосердия надлежит его предать смерти.

А разбойники и протчие воры, по моему мнению, болши трех застенков не пытать; и кого он с трех застенков оговорит, тех вели записать, а ево немедля вершить. И тако творя, ворам страшен будешь, и воровать будет неповадно. И на коих людей с первых и последних пытак говорил, а при самой смерти, приведши к плахе, или к виселице, паки надлежит приступить к нему отцу ево духовному232 спросить у него, глаголя: "Теперь ты, чадо233, идешь на тот свет. Господа ради, очисти свою душу! О своих грехах покаяние ты Богу и Царю принес, скажи же ты ныне234 истинну, как тебе перед Христом235 стать, прямо ль ты говорил на того и на того, не поклепал ли кого напрасно? Господа ради, очисть свою душу, чтобы тебе на том свету за неправедной оговор муки вечныя не прияти". И аще что при кончине своей и изменит, убавит что, или прибавит, вели записывать все ево слова, записать имянно, что он при смерти своей и при отце своем духовном236 сказал; а его, не отлагая, верши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: