Тут псалтирь рифмотворная 30 страница

Еще же ти совет мой буди: егда приведут какова вора или разбойника, надлежащаго к розыску, а у тебя излучатся прежние воры невершены, то отнюд новоприводных воров не вели сажать к прежним ворам, но посади их в особое место, и ни на мал час не вели их спускать, чтобы им меж собою говорить что. Нет тово хуже, что сажают воров новоприведеных к старым ворам237: естьли новоприводные воры да свидятца с старыми, то уже правды не сыщеши. Буде же похочеши послать по оговорных людей, по домовых, кои своими дворами живут, то их забрав, вели соседей всех, не то что тое деревни, в коей он живет238, ведают ли за ним воровство? И вели им так сказать, что естьли они прикроют, а после явитца, что он ведомой вор, то всем надлежит сказать смертная казнь; а буде объявят, что он на разбои ездит, то им никакой тщеты не чинить. И взяв ево, и в околних деревнях для подлиннаго свидетелства спросить; и буде скажут и те, что он вор, то по трем застенкам чинить ему указ, каков определен будет. А буде кои крестьяня, хотя не ради потачки, но бояся ево, назовут ево добрым человеком, а с пытки он скажет, что они про воровство ево ведали: то и тех надлежит наказать жестоко, дабы впредь не таили воров [аще бо крестьяне ворам поноровки чинить не будут, то скоро всех239 их мочно перевести]. А буде же посланной твой посылщик поноровку какую ему учинит, то едва не достоин ли будет и он смерти. И когда какова вора ни приведут, в общую тюрму не вели их сажать; развее, осудя на смерть, для покаяния на одну неделю посадить. И колко воров ни приведут, вели их держать порознь, за крепким караулом, и чтобы ни с какими колодники не спускали они речей своих, потому что всякие воры с приводу, оторопев, винятца и сказывают правду; а повидавшись с старыми ворами, уже правды не сказывают и первые свои речи спорят. И аз того не мало видел, что в роспросех сперва винились, а последи так закрепились, что и с пытки и с огня не винились. И такова ради неправаго порядка, многие всесовершенные воры оправлени бывают и на свободу отпускаются, и тыи воры, вышед на свободы, горши перваго своего воровства воруют.

Мне ся мнит тако: естьли бы приведеных воров, не дав им надуматца, после приказнаго роспросу, немедля и в застенак, хотя бы после обеда, толко бы надуматца не дать ему, то он оторопеет и скажет правдивее. А егда те новоприводные воры увидятся с прежними, кои до них пойманы, то уже никоими делы прямой правды не скажут. И аще кой вор первые свои речи изменит и, в чом винился, станет запиратца, то надлежит ево с великим пристрастием спросить, кто ево научил с себя зговаривати, и пытать жестоко, дабы он сказал, кто ево научил. И егда скажет, кто ево научил, то того надлежит смертелно пытать, без милосердия, чтобы он сказал то, чево ради он научил его зговаривать с себя и с товарыщей своих? И последи наказание ему, по моему мнению, надлежит чуть не смертное ли же. И о сем великаго Государя доложись, буде в пунктах написано не будет, чтобы воров не держать ни месяца: буде кои повинны смерти, то немедленно их и казнить, чтобы они даром хлеба не ели; а кои надлежат наказания, то тех из застенку да и к наказанию. И наказав, буде на свободу, или в ссылку, или на катаргу, то и великое, что дни два-три подержав, да и отсылай. В сием интерес царственный тратитца напрасно, что колодники годы по два, и по три, и болши в тюрмах сидят. Первое дело, что хлеб едят даром; другое дело, что дни даром теряют, без работы и без промыслу; третие, что, свободясь, воры паче перваго воруют. А естьли бы указ такой состоялся, еже бы в самых скорых числех всяких воров вершити, то воров гораздо будет менши, потому что кой вор ни попадет, вскресу уже ему не будет, и никакой вор не будет надеятися попрежнему на свободу; и такова ради порядку велми будет воровства менши. Скорая казнь велми всякому вору будет страшна, а в протяжной сидке тово, сидя240, и метит, как бы уйти на свободу и за старое свое воровство паки принятца. А буде же кой вор пойман ни был, тот бы и казнен был, то я не знаю, как им плодитися? Но мало-помалу и все бы извелись. И буде кой вор не надлежит смертныя казни, то тех просто отнюд не свобожать, но, учиня ему достойное наказание, иглицами на руках и на лице класть клейма; и аще паки той явится в прежнем воровстве, то уже на свободу таковаго не пускать, но предавать ево смерти241. Я сего не могу знать, что то за честь судье, еже тюрму, и не одну, полны насажает воров? И не токмо тюрмы, но и в канцеляриях инде насажено так много, что меж них и пройти не возможно. Но то бы судье самая честь, чтобы в тюрме ни одного не было. И по такому бы суду и тюрем строить было не для чего, и государеве бы казне в том истраты не было, но на тех местах иное бы было что построено.

По моему мнению, то бы добро было, чтоб не токмо колодников, но и челобитчиков в канцеляриях не много шаталось. Я не знаю, что и в сем красы: еже так в концеляриях челобитьчиков натиснетца, что и до судьи додратца маломочному невозможно. Ты же, сыне мой, так учини, чтобы перед тобою, и болшое, что человек пять или шесть стояло. И коего отправишь, того и вон вышли, и в то место паки одного жь вели пустить; а без дела бы перед тобою никто не стоял. Я не знаю, что то за разсудок, что судьй перед собою человек по сотнице место стоящих в приказех имеют и, ис такува множества, едва человеков и дву-трех отправят? А иное бывает то, что ни одного дела не зделав, да и вон пуйдут: как вошли, так и вон выдут. Ты же, сыне мой, так предел себе положи, чтобы тебе, вошед в концелярию, без дела никогда бы тебе не быть, или бы тебе, посидя, да дела никакова не зделав, вон пойтить. Буде захватит тебя дело трудное, что вскоре разобрать не можешь, и ты, ево послушав, отложи до иного часу, да возми кое дело полегче, и вершив ево, да пойди вон. О том пекись о том и радуйся, чтобы туне приход твой в концелярию не был. И аще и много дел зделав пуйдеши из приказу, ажно встретит тебя обидимый, то и з дороги вернися, и аще оно не весма трудно, то того же часу и окончи его.

И устав в своей концелярии зделай такой, чтобы не то что перед тобою, но и в подьяческих столах никто бы без дела не шатался. Того ради и подьячим всем прикажи, чтобы челобитчиков отнюд долго не волочили, и буде кому выписка или иное какое дело делать, то всякой бы подьячей положил своему делу срок, и челобитчику велел бы токмо во уреченный срок приитти, и до сроку отнюд бы в приказ не шатался. И, для верности, давали бы подъячие челобитчикам за руками своими ерлычки, х коему числу то ево дело он изготовит. И будена тот срок он не зделает и челобитчик придет перед тебя с срочною запискою, и ты по той записке призови подьячего и спроси у него, чего ради он того дела по слову своему не зделал? И буде какое оправдание себе принесет явное и прилучное, а не самоизволное медление, и ты дай ему сроку, на колко дней надлежит, еже242 ему исправитися. И буде и к тому сроку не зделает, то уже дай ты ему жестокое наказание. И естьли тако ты во своем правлении учинишь, то в приказе твоем никогда людей много не будет, но великое будет пространство. А на дом к себе никаких челобитчиков не пускай, и гостинцов у них, ни великих, ни малых не принимай, понеже мзда заслепляет очи и мудрому. Уже бо того дела никоими делы прямо и здраво разсудити не можешь, но всячески будешь тому чинить поноровку, у кого гостинцы возмеши. Господа ради, бойся и малых взятков, дабы тебн в суде своем не погрешити. А кто, перед тебя в концелярии пришед, будет стоять молча, и ты присмотришь, что он стоит давно, а подступить к тебе поближе не смеет, то ты сам пригласи ево и спроси, какое ему до тебя дело. И что он скажет, управь ему паче, нежели словесному и докушливому челобитчику, потому что многие люди бывают такия смирные и застинчивые, что нужду аще и великую имут, а подступить к судье не смеют. И таковым буди ты милостив, и не было бы худо, еже бы за таковых быть тебе и стряпчим. Бог тебе заплатит за него.

А в праздничную пору аще придут к тебе приказные люди, или и посторонние, поклон отдать ради праздника, то ты, поклон и поздравление прияв, и сам им поздрави, и тоя же минуты и отпусти их, чтобы у тебя в доме и четверти часа не медлили, но шли бы, куды кому потребно. Сего бо много бывает, что придет на час, токмо поклон отдать, а тот господин не речет им, дабы они шли, кому куды потребно, то, аще и великую нужду имеют, а пойтить не смеют, и тако час-другой простоят напрасно. У многих господ повычай такой бывает: аще кто приидет поклонитися, да пойдет в иное место такожде поклонитися, и за то гневаются, и того ради поклонницы стоят яко связаны. И от таковаго излиншяго стояния тем людям чинитца пакость великая, а у кого стоят, тому грех немалой. И ты, чадо, греха сего безкорыстнаго и самаго пустотнаго не наводи на себя, и безумства такова не чини, чтобы тебе, накопя поклоньщиков многое число, да вытить к ним; но аще человек пять-шесть сойдется, то немедля и выдь, да поклонясь с ними, рцы: "мир вам" Развекто из них тебе надобен, того можеши и поостановить; а без дела отнюд не держи людей, дабы тебе греха того не было. О сем и сам ты разсуди себе: аще человек десятка три-четыре накопитца, то как ты всех в лицо увидишь? А буде же сто-другое сойдется, то и помыслить невозможно, чтобы всех в лицо видеть и помнити бы их всех, или со всеми бы лицом к лицу поздравитися; но разве десятаго человека из них увидишь, а последи и тех забудешь. А аще по малому числу будешь накапливать, да и отпускать, то ты всем мил будеши, и вси тебя блажити имут, и ходить к тебе243 будет охотно.

А егда поедешь куды, или пойдешь дорогою, челобитчиков за тобою ни мало бы не было. Токмо имей при себе на пути, и в дому своем, и в гостях, дневалнаго подьячего молодого, да салдат, для всякия потребы, человек дву, или и трех, по потребе своей. А буде кто бедный человек и на пути на кого либо побьет чело(м), а дело аще не велико, то тут ево и реши244.

В канцелярии же, егда будеши дела коего слушати к вершенью, то слушай ты не одними ушми, но и ум твой весь при том слушании да будет неотлучен; так же и товарыщи твои слушали бы с прилежным вниманием. И аще ты и болшим судиею будеши, обаче не стыдись, но245 товарыщам своим рцы, глаголя: "Господа ради, послушайте со вниманием, чтобы нам не погрешити в чем и чтобы нашего суда иные судьй пересуживать не стали; а наипаче же того, чтобы нашего суда Бог не пересудил и нас самех не осудил бы в вечную муку". И егда все то дело прочтут, то ты прежде товарыщей своих не оговаривай, ни по исце, ни по ответчике, но спроси товарыщей своих, как которой его оговаривает? И те твои товарыщи, аще разные толки будут издавать, или и в одно слово будут говорить, обаче ты поумолчи и своего толку не объявляй, так ли же и ты разсуждаеши, или инако. Но вели токмо товарыщам своим всем, комуждо их, мнение свое написать, как кто разумеет, и чем кто кого нравит, и чем винит. И те писма возми к себе и сохрани их в свою кантору. Последи же обеда приедь в концелярию, и паки, против товарыщных разсудков, высмотри хорошенько сам; и буде уразумееши, что право они разсудили, и буде дело не велми вязко, то так и верши ево. А буде же велми вязко, то призови подьячего, кой выписку делал, и спроси у него, кого он будет править, и кого винить, и почему; и написал бы он имянно, почему кой прав и почему кой виноват? И тот его оговор сложи с товарыщевыми оговоры. И буде еще тебе сомнение какое является, или и несть ти сомнения ни малаго, а дело велико и многопрително, то отдай то дело в другой стол подьячим, кои из них разумнее, человека два или три; и зашед бы в особой чулан, и разсмотрили ево накрепко, и высмотря, подписали бы все они, еже, по их следованию, той прав посему и посему, а той виноват посему и посему. И те их писма паки сложи с прежними оговоры, и буде сходны, то так и верши. Обаче призови тех подьячих, кои то дело читали, и выспроси их крепонько, чтобы они тонкостно тебе растолковали: по которым статьям или словам кто прав, или кто виноват? И буде кой подьячей будет праваго винить, а виноватаго править, то ты и наипаче тонкостнее выспроси у него. И буде признаешь, что правее он прочих разсуждает, то ты с товарыщами своими поприлежнее потолкуйте, чтобы вам в чем не ошибитца и напрасно бы праваго не обвинити, а виннаго не оправити,

Я судное дело поставляю велми велико, паче всех дел, на свете сущих; и того ради никакому человеку не подобает судеиства искати, но всячески от него отрицатися246.

И ради совершеннаго оправдания, все бы оговорщики, яко подьячие, тако и дьяки, тако и товарыщи твои247, в своих оговорех подписывали бы государевы указы, по коему указу кто прав или виноват. И егда ты все те оговоры и выписанные государевы указы сложишь и разсмотришь, то всячесви познать можеши, кто прямо разсудил и кто криво. И буде кой подьячей подписал криво безхитростно, то таковому наказание учини с милостью; а буде же кой подьячей по какому пристрастию подписал неправо, то, без всякаго милосердия, жйстоко накажи его, чтобы он не токмо сам, но и людям бы заказал, еже неправды отнюд248 не делать, но во всяком деле249 делали бы самую правду. А буде же в другой ряд так же неправо кой подьячей подпишет, то учини ему всенародное навазание на площади. А буде такую же неправду усмотришь в дьяках, или в товарыщах своих, то без стыда поговори, чтобы впредь так не делали; а на дьяков и со гневом покричать мочно. А буде же в другой ряд так же учинит которой товарыщь твой, то ты доложи самому Государю, чтобы он поучил ево по своему царскому разсмотрению.

И егда уже на мере поставишь, как тому делу быть, прикажи подьячему написать приговор с подлинною очисткою, и все правости и винности вели в нем написать имянно, чтобы впредь спора никакова не было. И написав его вчерне, высмотри хорошенко сам, и товарыщам своим вели высмотрить тавожде. А потом призови исца и ответьчика, и тот приговор вели им вычесть; и буде чего в приговор не внесено, тут бы они и спорили, и к тому приговору приложили бы руки, что приговора слушали, и проронки подьяческой никакой в нем не нашли, и руки приложили. И буде кому приговор спорить, то бы тут и спорил, чтобы всякое дело вершить одиножды, а не двожды. И буде кто в то время спорить не будет, и их руками, и подьяческими, и судеискими то дело закреплено будет, и после того вершенья никакова спору уже не принимать, но еще спорщика и страфовать250. А буде кавой истец или ответчик, хотя и до закрепы, оспорит и руки своея не приложит, а оправдания себе не сыщет, то на нем, за неправой спор, взять пошлины вдвое, а правому проесть и волокиту вдвое же.

И аще ты, сыне мой, и весма будеши к разсуждению остр, обаче, наперед товарыщей своих и подьяческих свидетельств, никакова дела не оговаривай. Но егда они разсудят и подьячие подпишут правость и винность, то тогда уже ты, разсмотря их разсудки, свой суд предлагай и объявляй, согласно ли ты с ними разсуждаеши, или вопреки; а одним своим разумум отнюд ничего не делай251.

252своим рбзумом ничего не делай. Но аще и нивесь какую в их приговорех неправость усмотришь, обаче своим одним разумом не верши, но объяви то дело самому Государю, или сигклиту, и свое разсуждение все им изъясни, по чему ты правишь; и буде великий Государь, или санаты, по твоему разсудку скажут, то уже верши так, как ты намерился. А своим одним умом отнюд никакова дела не верши, понеже Бог тем не помогает, кии на свой токмо разум уповают. Но идеже два или три соберутся, с призыванием имяне Божия, и при таковом совете Сам Бог обещался быти (Матф., глава 18, стих 15), тут и помощь Свою Божию посылает; и за Его Божественною помощию, и дело то состоятелно бывает. А идеже един совещает, тамо несть Бога. Сам же Господь и сие рек, глаголя: аще два лли три совещают о какой либо вещи, то будет тако (та же глава, стих 16). И сего ради ты, сыне мой, аще коего дела великому Государю и санатам объявлять не похочешъ, то ты товарыщам своим гордостно не рцы, и не уничижай их, и несмысленными их не нарицай, еже бы они от неразумия своего тако разсуждают; но предложи им весь свой намерок, почесому ты так разсуждаещи и по коим речам или статьям. так ты судишь. И буде и они притакнут, то верши так; а буде же будут спорить и, чем спорят, объявят тебе, то ты паки то дело высмотри. И буде усмотришь, и за спором их, что оно по твоему намерку надлежит вершить, то взнеси ево пред вышших судей, идеже спорные дела разбирать имут. А своим разумом отнюд никакова дела не верши, понеже самоумное дело пакость наводит, а самомнение и в погибель вводит. Господь Бог чрез Исаия пророка глаголет, яко горе мудрым о себе и пред собою хитрым (Исаии, глава 5, стих 21). И сего ради ты, сыне мой, отнюд сам собою не мудрствуй, но во всяком деле совету употребляй. О сем и Приточник глаголет, яко во мнозе совете спасение пребывает (Притч., глава 11, стих 14). А и Исус Сирахов такожде повелевает, дабы без совету всякой старейшина ничего не творил (Сирах., гл. 32, стих 21). И уже когда в совете спасение пребывает, то и держатися во всяком деле подобает совета.

И в которой день сам ты в концелярию за чем либо не будешь, то ты посылай от себя дозорщика: летом в третьем часу дня, да в другой ряд в полдень, а зимою в перьвом часу дня и паки в первом часу пополудни, - и вели всех подьячих, коих нет, переписать. И егда приедешь в концелярию, тех нетчиков сам спроси, чево ради не были? И буде за ленью не были, или за пьянством, то ты дай им наказание, по своему разсмотрению. А буде кто затем не был, что дела все приделал, и тому надлежит словесно наказать, чтобы для всякаго случая, а в приказе бы побывал, а лености бы на себя не накладывал. А буде у коего подьячего дело есть срочное, а он прогуляет и на срок дела своего не зделает, то тому с приложением ран наказание надлежит дать.

И в правлении приказном наипаче всего стереги того, чтобы тебе не проронить чего из данных тебе пунктов. И во всяком деле того себе и смотри, дабы тебе положенным указам великаго Государя чего в противность не учинить. А буде какое дело случитца дикое, еже на него ни в уложенье, ни в артикулах, ни во иных великаго Государя указех, решения не сыщешь, и ты учини докладную выписку, или доношение, дабы сигклитом, или имянным великаго Государя указом то дело решить и ту новую статью впредь для таковых же случбев блюсти в сохранение. Горе неправо разсуждающим, горе и мудрящимся собою и пред собою хитрым (Исаия, глава 5, стих 31).

Глава 7

О ЖИТИИ ЦЕРКОВНАГО ПРИЧТА

Аще, сыне мой, в настоящем сем житии не пощаститца тебе и недостаточество твое принудит тя быти церковным служителем, - сторожем, или понамарем, или дьячком, - то ты ни о чом тако не тщися, яко о уставе церковном. И тако его затверди в себе, дабы тебе весь круг церковной и весь устав наизусть памятствовати. И на церковную службу буди всегда готов прежде своих клевретов.

А презвитеру буди повинен, яко самый последний раб, и буди перед ним трепетен, и ни в каковом деле не буди ему прекословен, или непокорен, но во всем буди ему послушен, яко Самому Богу. И аще в чем либо узриши в нем неисправность какую церковную, не обличай ево явно, но аще можеши, то наодине скажи ему неисправность его. А аще же наодине не примет твоего поправления первостнаго, то ты и другижды изнеси, со смирением; не товарищески, но рабски. И аще он в том своем погрешении не исправится, и ты и третицею покучись ему погрешение его, или неисправность какую, предложить. И аще не будет на тя злобитися, то не поскучь, и предложи ему и еще, со смирением и с самым унижением. А аще жь, за то твое учение, будет на тя злобитися, и ты более никаких неисправостей его не предлагай пред очи его; и аще совершенное его правилное погрешение, то возвести отцу его духовному, таинственно, за словом, дабы тем того презвитера на гнев не привести и на себя бы злобы не навести. Людей надобно исправляти, а и себя охраняти.

И того ради никаковым людям, приходским и посторонним, отнюд ни о каких его неисправностях не изъявляй, и поноснаго слова, ни малаго, ни великаго, не рцы на него. Аще в чесом либо понесеши на него, то смертне согрешиши, понеже он слуга есть Бога Вышняго, а ты кто еси? Аще бо кто и вопросит тя о винностях его, или о неисправах каких, и ты рцы: "аз простолюдин есмь и знать мне неисправностей его непочему". И аще и тебя чем озлобляет, или в доходах обидит, отнюд не понеси на него, но всякому человеку глаголи: "аз в нем никакова худа не знаю". И тако творя, Богу будеши угоден, и за такое твое терпение воздаст тебе Бог253 сторично. А аще же ты тбинственно самому ему, или отцу ево духовному, изнести не можеши, то ты к Богу припади и со слезами у Него, от всего своего сердца, о исправлении его проси; и Бог, видя твое истинное усердие и любовь, имиже весть судбами исправит его, и тебя помилует.

А аще приходския люди, усмотря в нем те неисправности, о коих ты стараешься, будут ему говорить голосно, или и неголосно, ты же буди, яко ничтоже ведый, и ни х какому словеси их не приставай, ни явно, ни тайно. И аще кто и напрет на тя, отповеждь с кротостию, глаголя: "господине, не мое есть сие дело, но дело Бога Вышняго: Он его пастырем сея святыя церкве поставил, он и научит; а я и о себе ничего разуметь не могу, аще не ин кто научит мя". И тако, сыне мой, творя, не токмо людям, но и Самому Богу любимь будеши, и от царствия Божия не далек будеши.

И аще кто, и кроме презвитера, из причетников будет тя в доходе обидети, то всячески утерпевай, а людям и того ничего не объявляй. И такое твое смирение и терпение видя, всячески умилятся и будут к тебе милостивы.

А аще кто чрез тебя подаст презвитеру подаяние к просфиромисанию, за здравие или за упокой, или на молебен, или в церковное строение, или на свещи, или на иную каковую потребу: то ты, аще и в самой последней скудости будеши жить, а того не моги учинить, еже бы тебе то подаяние затаить и себе ево похитить, или и часть некую от того подаяния взять254. И ничего церковнаго, и ни свечки, ни воску, ни малаго огарка, не бери себе в дом свой ни на каковую свою потребу. Аще и самая малая вещь, кирпичик, или полено дров, или и иное что таковое употребитца тебе в дом свой взять, и того без благословения отнюдь не бери. А на сие толкование не слагайся, еже речено: служай олтарю, от олтаря и да питается. То бо слово речено не о том, еже бы брать что церковное, но то слово лежить, еже от подаяния людскаго, во служении церьковном приимая, питатися, а не от торгу какова, но токмо255 от надлежащих церковных доходов питатися; и то питание себе имей прямое правое. И тако творя, благословен будеши от Бога.

А аще же ты подаянием мирским, за скудостью прихожан, или за малолюдством, пропитатися не можеши, то ты пиши книги полезные, четьи или певчие, или детей учи грамоте, или писать иди петь. И в том труде аще не будеши скушлив, то и кроме церковнаго доходу будеши пищу себе приобретати.

Точию пиянства не держись, но всячески от него удаляйся. Аз тебе аще и не заклинаю о питье, но Сам Господь Бог чрез Иезекийля пророка заповеда, да церковники вина не пиют (Иезек., глава 44, стих 21). Обаче и аз совет даю здравый: аще будеши церковником, большим или малым, а256 не токмо вина, но аще и пива, и меда не будеши пить257, то ты истинной служитель святыя Церкви будеши и имаши велик человек быти. И сего ради ты, сыне мой, сам себе избери лучшее: то ли тебе лучши, что пьяницею слыть, или то лучши, чтоб тебя вси люди называли добрым человеком? Паче жь людские похвалы, похвален будеши от Самого Бога, за еже всегда в служении церковном трезв будеши. И сицевую трезвость чини ее питье охуждая, но пиянство порукуя. Питье бо не погано, вмеру приемлемо; но безмерное пиянство, то сквернит человека. ІІьяной человек не то, что(бы) Богу в служении церковном был годен, но и людям не годитца. И аще пьяной человек и будет служить во церкви, то лише на ругание себе, и церковному правлению на порок, а людям на соблазн и на осуждение. И сего ради, чадо мое, всячески тщись, еже бы ти никогда пьяну быть.

И в служении церковном буди подобен ангелу: ступай кротко, глаголи со смирением, книги читай неборзостно и явственно, дабы чтение твое было во церькви стоящим внятно. И не учись такому безумию, еже бы тебе конец прежде начала глаголати, якоже есть обычай у невегласов. Читают прежде: "и ныне, и присно, и во веки веков, аминь", а последи друзии читают: "слава Отцу и Сыну и Святому Духу". Такожде и прежде окончания священническаго вузгласа не моги рещи "аминя", понеже "аминь" - окончание возгласу, а не начало. И паки: мнозии безумнии и страха Божия не имущии, не дав диакону или презвитеру пе токмо окончить ектения, но еще и прежде начала поют: "Господи, помилуй", или "подай, Господи" И много аз слыхал, еже "подай, Господи" крылошане пропоют, а диакон или презвитер прошение последи читает. И за такое небрежение вси тако творящии впадают в проклятие: ясно бо о сем святый пророк Иеремиа глаголет, яко творящии дело Божие с небрежением прокляти суть (Иерем. глав. 48, стих 10). И сего ради ты, сыне мой, блюди сие опасно, дабы тебе, прежде начала, окончания никакова не глаголати, да не впадеши во узаконенное проклятие. Подобне и царь Давид, уча нас, глаголет: пойте Богу, пойте разумно (Псалом 46, стих 8). А сие стало быть безумно, а не разумно, еже прежде начала конец глаголати, а начало последи конца глаголати. Истинну бо царь Давыд глаголет, еже повелевает пети разумно. И аще кто разум имеет, тот может сие разумети; а безумной небрежет о сем, как ни згодится ему. последняя ль наперед. или преднее последи258 глаголати. Царь же259 Давыд и паки подтверждает нас, глаголя: работайте Господеви со страхом (Псалом 2, стих 11). А сие самое есть безстрашие, еже небрещи презвитерских вузгласов и ектенйй, да петь по своему изволу, а не по презвитерскому, или читаемые во ектениях просителные глаголы заминать пением. Истинно, я многократно слышах, еже крилошане пропоют "Господи, помилуй", а диакон или презвитер последи пения станет ектению читати. А возласов и того болши бывает: еже "аминь" давно уже пропет у крылошан, а презвитер в молитвах еще не исправился и, исправясь, последи пения возгласит; и по том презвитерском возгласе крылошане стоят уже, что пни: ничесого по окончании возгласа не отвещевают. И сие стало не самое ль безумие? Се бо самое Божияго дела небрежение и явное безстрашие; и сицеваго дела кто от разумных не збзрит? Ей, имущему смысл морскотно и слышать! А аще кто сему не верит, той да прислушает, а наипаче в коей церькви поют Киевским напевом: егда диакон или презвитер, по260 заамвонной молитве, начнет ектению глаголати, то не дадут и первые ектении проглаголати, - вдруг, единым гласом и не перерывая своего гласа, поют "Господи, помилуй", дважды, и "Тебе, Господи"; а иное бывает, что и "аминь" пропоют, не отлича от того пения. И аще кой презвитер заобыкновенен тому их безумному пению, то всячески поспешает, а и тут мнозии остаются от пения; а которой презвитер не заобыкновенен, то и половины не проговорит, а крылошбне все свое пение отпоют. И о сем всяк да разсудит, коль хорошо? И аще кто внимает сему, то и человеку тому неприятно сие слышати. Колми же паче огу небрежение сие неугодно!

Истинно, по Псаломнику, надобно Богу работати со страхом и радоватися Ему со трепетом, а не з безстрашием. Господа ради, ты, сыне мой, буди пред Богом страшен и трепетен. Аще людие и повелят тебе, от неразумия своего, поспешити, но ты буди разумен; лучши тебе от людей и озлобление прияти, а

Богу бы ти не досадити своим поспешением. В небрежении бо261 какая ти полза будет, аще людям угодное нечто сотвориши, а Богу досадиши? Но аще кто тя, от неведения своего, и будет понуждати на такое небрежение, и ты им ростолкуй, и скажи им сице: "Вы, с сицевым поспешением, вместо благословения, клятву себе, чрез Духа Святаго изъявленную, приимете (Иерем. глава 48, ст. 10), и в той клятве хощете и меня видети. И вам, господие мои, не без греха, еже на такое безстрашие Божие понуждаете, аще и от неведения своего понуждаете мя; а мне велми велик сей грех, еже, ведая, да согрешити пред Богом. О сем Сам Господь Бог изъявил нам, яко ведаяй волю господина своего и не сотворивый ея, много биен будет, а от неведения сотворивый мало биен будет (Лук. глава 12, стих 47). И сего ради вы, господие мои, паче меня, себя поберегите; понеже аще вы и от неведения своего на сие понуждаете, обаче наказания и вам не минуть будет, понеже слово Господне мимо не пойдет, еже рек: аще кто от неведения своего сотворит противно воли Божией, и той мало биен будет; а кто ведая преступит волю Божию, той много биен будет". И сия глаголы слышав, не будут тебя впредь понуждати на таковое безумие.

О поповстве262. А аще приходские люди, не ради твоего проискания, но ради своего какова намерения, возжелают тя посвятить во презвитерство к той церкви, в нейже ты работаеши, или и из иного прихода, то ты, чадо мое, всеми своими силами от таковаго великаго дела отрицайся. И не токмо единым словом, но и самым делом отдаляйся, понеже презвитерское дело велми велико есть и тяжелоносно263, - аще дело сие и святое есть, - и честию не от земныя каковыя власти, но от Самого Бога почтент, и возвышено вышши облак, под небесем сущих. И сего ради велми надобно беречися, дабы от таковыя высокие высоты не упасть в преисподнюю пропасть.

И аще никоими делы того их изволения препрети и отбыть не возможеши, то ты не ходатаиствуй о поставлении своем у архиерея, и своих денег ни приказным людям, ни служителем архиереиским, ради поставления своего во презвитеры, отнюд не давай, и уставленых пошлин от себя не плати. Но аще кои люди восхощут тя презвитером быти, то они все то от себя да и платят. И аще тако о тебе состроится, то разумей Божию званию быти, понеже ты не самозванец явишися. И аще начало твоего священства свято, то и все твое дело во презвитерстве будет свято, токмо ты не ослабевай. Помни свое поручение, от Бога ти врученное, и, по приятии того великаго и святаго чина, буди во всех своих поступках не яко человек, но яко ангел Божий. И елико болший будеши, толико болши смирения себе приложи, и за то благодать пред Господем обрящеши (Сирах. гл. 3, ст. 18)., И по посвящении твоем, егда отослан будеши для учения священнодействий к презвитеру, то смирись пред ним, яко раб. И донележе не изучишися всех священнодеиствий всесовершенно, не моги проситися прочь, но о том проси, дабы тебе поболши побыть под началом, чтобы тебе, отшед к своей церкви, ни в каковом служении запинания не имети. Аз тебе приглашаю во учении пребыть полгодищное время, или и всецелой год. И будучи в подначалстве, празднаго себе дня не имей: вся уставы тверди напамять, и внимай всему прилежно, и у наставника своего обо всем спрашивай в тонкость, как что править, и как детей духовных принимать, и как их пасти. Что тебе он скажет, то ты, для своея памяти, записывай себе в тетратку. И у коего презвитера будеши в подначалстве то, из самаго начала264, почти его почестию неоскудною от своего уже истаго имения, дабы тебя прилежнее всякому священнодействию учил, и еже б на всякое благоразумие и благонравие наставлял тебя, как тебе править святая церковь, и как Христовых овец пасти, и как заблудившихся от заблуждения свобождати, и как коростовые овцы лечити. О всем сем прилежно вопрашивай и подарки давай неоскудные, дабы тебе изъявлял обо всем нескрытно и давал бы тебе книги читать, которые ко правлению церковному надлежат. И егда всесовершенно всех священнодействий изучишися, и всего правления церковнаго навыкнеши, и отпущен будеши, то ты за учение воздаждь благодарение, елико можеши, неоскудное, от своих имений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: