Тут псалтирь рифмотворная 28 страница

Ради же лучшаго воинскаго умения, на всякую неделю, всех команды своея собрав, вели при себе, раза по два или по три, выстрелить с руки по цели, и кой из них целно стреляет, того запиши. И буде которые солдаты мимо цели не стреляют, тех ты велми люби, и береги их, и, егда улучишь потребное время, великому Государю о тех салдатех имянно донеси, что сии салдаты даром ни пороху, ни пулки не потеряют. И аще дерзновение при Царском Величестве имети будеши, то ты каким ни есть способом, как тебя Бог вразумит, воспомяни, дабы Его Царское Величество тем салдатам, которые даром не стреляют, учинил бы от неумеющих отмену в жалованье. Мне ся мнит: аще великий Государь прибавит совершенным уметелем по рублю денег на год, то многие будут тщателно навыкати к стрелбе; а аще да рубля по два прибавить, то я вем, что будут вси салдаты без принуждения тщатися, дабы им всем уметелным быти к стрелянию. И аще вси салдаты будут целно стреляти, то одна тысяча заслужит тысячи за две, или и за три. Первое дело, что на бою184 свинцу и пороху росходу будет менши. Другое дело, что аще тысяча человек выстрелят, то и малое дело, что сот пять положат неприятелей своих, а буде Бог помощь Свою послет, то иногда и тысящу же положат; и за такую уметелную стрелбу будут наши велми неприятелным людям страшны и служба велми спора будет. Третие, что и на кораблях таковые салдаты не то, чтобы один за два, или за три заслужил, но я так помышляю, что один человек заслужит паче десяти человек, понеже на воде корабли и прочие сэды смирно стоять не могут; и того ради кой человек не умеет с руки в цель185 стреляти, то и в двадцати выстрелах вряд убить человека, и пулки ево все на ветер полетят; а которой человек с руки целно стреляет, то как бы корабли ни шатались, то даром пулки не потеряет. И естьли ты, сыне мой, токмо одну свою роту научиши, чтобы никогда мимо цели не стреляли, то и один твой корабль, или фрегат страшен будет неприятелю: потому разве кои внутри сидят, тех не могут побить, а кои на полубе, или на маштах, то запала в два-три всех очистят. И аще казеннаго пороху на такое тщателное вышшие командиры давать не будут, то ты хотя от себя, по фунту место, или и по другому дай для того. Хотя ты десятка два-три рублев своих и издержишь ради такова великаго дела, а егда великий Государь усмотрит, что они весма уметелны и в деле споры, то им не без прибавки учинит, а ты и сугубо за такое радение пожалован будеши. И аще таковых салдат где случится человек пять-шесть, то их неприятель сам-дватцать взяти не возможет, потому естьли они пули по три выпустят, то всех побьют. Умеющей человек в дватцати, или и в тритцати саженях не допустя убьет, а неумеющей и в пяти саженях едва.

И в ратное время аще что у неприятеля салдаты твоея команды возмут какова скарбу, и аще неведомо какие честные вещи, не моги у них отняти. Велик бо есть грех, аще и у деревенскаго мужика что отнимеши, аще они и от земляныя своея работы приобретают; а салдаты кровью своею добудут, а ты аще отнимеши у них, то како не вящши согрешиши? Буде царскаго определения о военных корыстях, како их между собою делити, не будет186, то возми ты себе от взятых корыстей187 толко десятую часть; а буде отделить десятые доли немочно, то вели ты цену ей положить и дай им денги сполна, и из того полнаго числа вычти себе десятую часть. А буде великий Государь не поволит у них брать, то уже нимало х корыстям их не прикасайся. И тако творя, и на сем свете славен и богат будеши, а на оном свете уже и сторичную приимеши себе мзду. И аще кой салдат и своею волею принесет к тебе в дар какую вещь, а тебе она нравна, то ты ее процени, и что будут за нее давать, толико ему отдай денег. А буде же тебе ненравна, то и близ себя не припускай с нею; не прикасайся к салдатским взяткам, дабы они в свою волю тебя не усвоили. А аще кой салдат будет тебе услужлив паче прочиих салдат, а явится в воровстве каком, или и во озорничестве, то и мало не ослабь ему, но еще излишние раны наложи на него, чтобы и прочие салдаты учились христиански жить и не обидеть кого. И не токмо своих салдат, нод командою твоею сущих, но и посторонних страху Божию учи, и свою братью афицеров, елико можеши, учи, чтобы салдатам своим188 воровать и озорничать не попускали, и всячески бы их смиряли, и сами бы жили христиански: ни у кого бы ничего не отнимали, и досад бы никому никаких не чинили, и честию бы своею не гордидись, понеже гордым Бог противится, а смиренным дает благодать Свою.

А аще узриши своего какова афицера, или салдата, или хотя и из работных людей, какова ни есть человека, или189 аще кто190 и досадитель тебе был, а гонитца за ним неприятель и хощет его убити, или в полон взяти: и ты не попомни его досады, но всячески потщися, еже изъяти его от гонящаго его. И аще тако сотвориши, еже, видя своего досадителя, поступиши еже душу свою положити за него, и аще измеши от беды его, и от смерти свободиши его, и сам здрав возвратишися: не моги ты тем похвалитися, еже ты, не попамятав его досаждения, себя не пощадел, и врага своего от смерти избавил, но вся сия остави единому Богу. Понеже сие дело весма велико есть, еже любити врага своего и злобы его не памятствовати. Сам бо Господь Бог, о сем заповедая нам, рек: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас (Матф. гл. 5, ст. 44), и аще кто тако сотворит, той сын Божий наречется (Лук. гл. 6, ст. 27, 35). И такова ради Божия нам обещания, диавол велми ненавидит сего, аще кто врагу своему добро хощет сотворити, то он всячески препинает добро сотворити, но всеми своими силами поущает его на отмщение. А аще же ты, сыне мой, на той врага своего выручке, да убиен будеши, то наипаче в любовь Божию приусвоишися. Тако бо Господь рек: яко несть сея любви болши, аще кто и за друга своего душу свою положит (Иоан. гл. 15, ст. 13). Колми же паче, аще за врага своего душу свою положиши! И аще сицевую ты добродетель учиниши, то аз не вем ясно изъявити, како Бог, за такое великое дело, во царствии Своем возвеличит тя и вечною славою прославит. Что бо человеку болши сего надлежит обрести, токмо еже бы вечнаго мучения убежати и царьствия небеснаго наследником быти? А Бог уже ведает, чем кого наделити и как кого упокоити.

И что аз написах ти, сыне мой, в салдатском расположении, вся та памятствуй, и храни вся моя предложения со всяким исправлением, неуступно, да за исправление твое благословит тя Бог здешним и грядущим, в некончаемые веки. Аминь.

17. О крестьянском житии. А аще же каковым либо случаем будеши во крестьянстве, и аще восхощеши, то, и тамо будучи, можеши спастися. Аще от святыя церкви и в далекости имаши жити, обаче по вся дни воскресныя и праздники Господския ко святей церкви ходи, и по могуте своей свечки в честь Богу приноси, и по вся годы говей, и Тела Христова причащайся. И живи смирно, ни с кем не бранись, и с воровскими людми не водись, и стану ворам у себя не держи. На работе помещика своего рабутай так, как работаеши на себя; помещицкой работы ничем от своея не отменяй и на всякое изделье буди первой. И никакова лживаго словесе помещику своему, ни своей братье, не глаголи, но чему быть, или что потребно, то и говори, понеже ложь от диавола есть. Людие бо, кои любят лгать, и те люди диаволу сыновьями нарекутся; того ради велми лжи бойся, дабы тебе диаволим сыном не быти. И обиды никому и малые не чини, но живи ты христиански191, своею работою питаяся, а не чужою192. Так опасно живи, чтобы тебе у соседа своего, или и у посторонняго человека, ни репы, ни гороху во обиду не взяти. И кто проежжей человек к тебе заедет начевать, всячески охраняй ево обиход, самому же ему дай покой безпечной, и буде не беден будеши, то положи перед него хлеба своего, и млека, и яйц; а буде и недостаточен будеши, то, чего он востребует, даждь ему, а излишние цены не бери. А неимущаго, аще и недостаточен будеши, накорми без цнны: Бог тебе за него заплатит. А аще, за великую свою скудость, накормить не можеши, и ты хотя квасу ему дай напитца: и за то от Бога мзду себе приимеши. И во всяких своих поступках живи христиански. Ворожей к себе никаковых не призывай, и сам ни касайся вороженья, ни бобами не разводи, ни в приметы ни в каковые не верь, но всю свою надежду возложи на Бога. А аще ворожбе какой коснешися, то все свои добрые дела погубиши и вместо благословения приимеши клятву, вместо же царства небеснаго наследиши вечную муку. И сего ради ты, сыне мой, велми бойся всякия неправды и ворожбения, дабы тебе души своея не погубити. И в каковом житии, сыне мой, ни будеши, буди Богу благодарен, и ни о чесом на Бога не возропщи. И тако живя, и во крестянстве спасешися и царствия небеснаго наследник явишися.

18. О нище(н)ском житии. Аще же, сыне мой, нападет на тя дряхлость, и весма оскудееши, и ничем прокормити себя не возможеши, то ты и тогда не возропщи на Бога, но, со благодарением, возложи на ся суму и не гнушайся нищетою. Кто есть Бог, Иже владеет небом и землею, и еже есть, вся суть Его, а на земли в нищете велицей пребывал: еже и того не имел, идеже бы глава Ему подклонити! И ты, сыне мой, аще хощеши Богу своему поревновати, то не имей себе собственныя своея и малыя хижины, но ходи по всему миру, и идеже нощь пристигнет, тамо и начуй. А и в чужих людях особыя себе хижи аще имети не будеши, то ты Христовой нищете подражатель будеши. К сему же приложи пост, и молитву, и совершенное нестяжание, и в той своей нищете живи прямым праведником. И в прошении милостыни докэшлив не буди, и у подающаго милостыню при своей братье милостыни не перехватывай, но буди своим праведным кэсом сыт. И аще где собередца нищих множество для какова подаяния, то ты тут отнюд не приставай и в тесноту никогда не тиснися; но иди тамо, идеже никого нет. Бог тебя пропитает, токмо ты буди малым кусом сыт. Так себя опасно храни, дабы тебе не токмо каким богачам досадити193, но и самым убогим нищим, хворым или здоровым, ничем не досадити и обиды никому никакой не учинити.

И егда набереши хлеба на день, то болши того не проси, но иди в хижу свою; а о другом дню не пекйся и хлеба в запас на другой день отнюд не собирай, но пекись о настоящем дни. Даст Бог день, даст и пищу. Когда уже Бог привел тебя в нищету, то уже ты буди совершенным нищим: ничего у себя не имей, но весь буди в Бозе. Сам бо Господь рек, глаголя: не пецытеся о утренней, утренняя бо сама о себе печется (Матф., гл. 6, ст. 34); и того ради, что у тебя останетца хлеба собраннаго от насыщения твоего, отдаждь инем гладным сущъщим. И ризу имей едину; и егда весма обетшает, а никто целыя ризы тебе не подаст, то собирай на ню, елико требе, на платежь тоя ризы; а егда ризу оплатиши, а денег собранных от платежа останетца, все отдаждь неимущам, а у себя остави пенязя два или три; а болши того никогда не накапливай. А и те имей не ради себя, но ради подаяния самым194 бедствующим людем, или за престол свечка подать, или на просфиромисание за подающих ти милостыню послати. А на погребение себе отнюд не запасай денег: то бо есть самое безумие, еже на погребение, или на поминовение себе195 денги копити; но аще случатся денги, то при животе своем их раздавай, а в запас ничего бы у тебя, и малаго числа, не было. И тако творя, истинный раб Божий будеши и царствия Божия наследник явишися.

Не буди в нищете сребролюбствовати: то самая явная погибель, еже Христа ради просити, а демона ради денги копити. То себе, сыне мой, веждь: аще болши милостыни у кого возмеши, то болши на оном свете и взыщется. И того ради за куюждо милостыню, укрушец хлеба приятый, пред образом Божиим положи по три поклоны; а за полушку по шти поклонов; за денгу по двонадесяти; а у кого болши примеша, то болшие и труды надлежит ти положити, дабы на тебе на оном свете не взыскалось. И аще и скорбен будеши, и к церкви итти не можеши, то в хижи своей не лежи во время церковнаго пения, но трудись за подавших ти милостыню. И аще и трудно ти, всячески понуди ся к литургии брести во церковь; и аще и стоять не можеши, то хотя сиди, и сидя моли Бога за питающих тя. И того ради ты, сыне, не радуйся милостыню приявши, но радуйся труд за ню положивши, дабы тебе на оном свете, за приятие милостыни, скорби какой не терпети. И на кийждо день да молишися в начале за Царя, потом за Царицу, за Царевичей и за Царевен, дабы Бог живот их продолжил и царство их миром оградил; а потом - за подающих ти милостыню. А буде же когда, за самую нестерпимую немощь, дойти до святыя церкви не можеши, то, аще и лежа на постели, не моги святыя литургии пропустити, еже бы ти молитвы к Богу не принести за Царя, и Цариц, и чад их, и за творящих ти милостыню, и за всех православных христиан. И аще, от немощи своея, и рукою двигнути что, или крестнаго воображения возложити на ся не можеши, обаче молитвы своея не отлагай: возведи очи свои чувственныя горе, умныя же свои очи возведи на небо, пред Самого Бога, и от всего своего сердца к Богу вопий, да помилует Царя, и Цариц, и с наследием их, дабы продолжил их век и всяким бы благоденствием их благословил; такожде и питающих тя помиловал и всяким изобилием благословил их.

И егда будеши имением своим нищь, то буди и духом нищь, понеже Господь Бог блажит паче ншцих духом, нежели имением. Рече бо: блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное (Матф. гл. 5, ст. 3). И по сему глаголу Божию, аще кто имением и богат, а духом нищь, то всем тем от Самого Бога обещано царство небесное; кольми же паче, аще кто имением и духом нищь будет, и за послание тоя нищеты благодарствовати Бога будет, то, за сугубую свою нищету, и воздаяние от Бога во грядущий век сугубое же приимет!

Глава 6

О ПРИКАЗНЫХ ПОРЯДКАХ

1. Аще же ты, сыне мой, будеши в какой либо концелярии молодым подьячим, то и тамо живи богоугодно; прежде реченнаго ти завещания моего ничесого не нарушивай. В деле же своем приказном буди всегда бодр и на дело свое готов; пьянства же велми бойся, но всегда буди при концелярии и сиди на месте, не поскакивая. И егда дневание твое будет, то ни на едину минуту от определеннаго ти дневания не отлучайся, дондеже товарыщь не сменит тя. А егда и не твое дневание, обаче буди ты неотлучен, ничим же буди от дневальных подьячих отменен, но всегда при концелярии будь, яко и в дневании своем; развее к ночи домовь отходи. А и дома не засыпайся, приходи в канцелярию прежде людей, а выходи последи всех своей братьи. И дома пообедав, ни за чем не бався, паки беги в канцелярию, и всегда живьмя живи в концелярии. И егда судья приедет в приказ, а ты, аще и в молодых подьячих, обаче выбеги и встреть его, не допуская до крылца, и поклон ему достойный отдай, и, проводя в приказ, паки за свое дело сядь. А буде у тебя своего дела мало и писать тебе нечего, то ты у своего брата возми, чтобы тебе отнюд даром не сидеть. Аще повидитца тебе чужое дело делать и безкорыстно, обаче тебе вперед послужит. Первое дело, что ты времяни своего даром не истеряеши; другое дело, что писму и делам навыкать будеши; третие дело, что всем ты своей братье, молодым и старым подьячим, мил будеши, все тебя будут любить. А егда судья вон из приказу пойдет, то паки проводи ево до саней или до коляски. И проводя, буде не пришла пора обедняя, то паки за свое дело сядь и трудись с самым прилежным вниманием. Что ни будеши писать, всему внимай, и пиши мелким и уписистым писмом, чтобы бумаге неистратно было. [Сие бо велми писари неразумно чинят, что бумагу не берегут и пишут писмом крупным и розметистым: и в том небрежении, на кийждо год, тысячь по десятку, или и по другому, из Россиискаго царства казны пропадает напрасно]. И аще твоя братья подьячие пойдут куды погулять, или чем забавитися, а ты забавляйся своею писменною работою и неподвижным приказным сидением. И куды судья или старой подьячей пошлет тебя, буде и не в очередь, не отрицайся, но со тщанием пойди. А буде же прикажет тебе зделать, или написать что, вместо дневалнаго, или и не вместо дневалнаго, отнюд не отрицайся, но паче своего определеннаго ти дела потщися и поспеши им; и, то приключшееся дело отправя, паки за свое надлежащее дело примись. А буде же и свой равный ти подьячей помолит тя, дабы ты вместо его что написал, и ты, аще срочьнаго дела у тебя нет, не отрецыся и от него, исправь ему нужду его. И Бог, видя твое послушание, положит тя пред всеми в щедроты, и не токмо своей братье любимь будеши, но и судья любити тя имать, и всячески добром награждати ти будут. Кому железа, кому батоги, а тебе доброе слово и милость будет, и делами тебя прибыточными наполнят.

К тому же в челобитчиковых делах имей твердое постоянство. Аще возмеши у кого какое нибудь дело писать, то положи ты срок и рцы ему тако: "аще что от Бога не займет, и от судей наряду какова не будет, и Божия помощь поспешит ми, то к сему числу, или ко оному напишу". И молвя с кем свое слово, уже памятно памятуй, чтобы тебе во лжи не быть и лживцом бы не прослыть. И тщися, еже бы ти всякое дело прежде сроку изготовити, и челобитчику до уреченнаго сроку ходить не вели; а придет на срок, то бы уже оно готово у тебя было. И ради своего постоянства срок поставляй с прибавкою, чтобы день место, или и болши, был лишней. А такова себе безумия не чини, еже бы тебе чего невозможно в два дни зделать, а челобитчику сказать, что к завтрею изготовишь. Но аще кое дело и совершенно к утру мочно зделать, а ты ставь срок к вечеру; и аще срок и далеко поставиши, обаче за дело примись того числа, когда помолвиши. А естьли отложиши до иного дня, то либо займет тя иное какое дело, и в слове своем не устоиши, и тем порок на себя наведеши. Уже бо в какое дело возмешися, оплошно ево не делай. А буде до сроку зделаеши, то тебе же лучши: челобитчик придет к тебе проведати, делаешь ли ево дело, а ты ему готово покажеши то и прежде сроку отдаси, то челобитчики весма любити тя будут и друг другу будут про тебя сказывати, что ты делом не волочишь. То и сам ты увидишь, что прибытку у тебя много будет: кто тебе не рад будет, аще волочить и манить не будеши? Ибо и плату за работу твою давать тебе будут излишнюю. И ради своего лучшаго управления, держи у себя памятную книжку; и х коему дню кое дело возмешися зделать, то записывай в ту книжку, и по записке памятнее тебе будет. Сего велми бойся, чтобы тебе в слове своем непостоянну не быть и лживцом не слыть. Аще со младости своея навыкнеши в слове своем постоянен быть, то и под старость будеши постоянен, и славу себе добрую учиниши. А буде же кто тебя чем подарит, дабы ты прилежнее потрудился, то и сна у себя убавь, и тщися, чтобы не туне был ево тебе подарок; велми бо грешно человеку тунеядцом быти. Так ты, сыне мой, тщись, чтобы тебе ни малому чему чужому коснутися; или кто тебя чем ни подарит, не моги того учинить, еже бы тебе чем не отплатить, дабы на оном свете той подарок не взыскался на тебе.

2. О старом подьячестве. А егда будеши и старым подьячим, то и тогда нрава своего добраго не изменяй, но еще и паче подвигнися на богоугодные дела. И ни единаго дела, не омысляся крепким размышлением, не начинай делать; и егда в тонкость разсмотриши о нем, еже оно будет тебе и людям невредно и безгрешно, то, Божию помощь от Бога испросив, начинай. А буде же уразумееши, еже оно и полезно и пожиточно тебе, а иному кому будет вредително, то отнюд такова дела не начинай. Так ты себя в приказных делах поведи, чтобы все твои дела были праведны, а лукавства, или какие неправды, и следу в делах твоих не было бы. И аще тако будеши дела свои управляти, то тебе приказное сидение вместо скитскаго жития будет. К сему же и от пьянственнаго питья весма удаляйся. И в концелярию, такожде яко и в молодых быв, поспешай прежде своей братьи, чтобы тебе судью встретить и проводить. А по обеде паки приежжай в концелярию свою и дела свои управляй неоплошно. На товарыщей своих не весма полагайся, но сам о делах своих прилежи. И кое дело мочно одним днем зделать, на два дни ево не раскладывай; а кое дело мочно вечером зделать, к утру не отлагай: за ночыо, что за горою. Ты тако в делах своих буди исправен, еже бы ти кое дело утром делать, а ты его еще свечера изготовь, то уже утром о нем не трудишися. И за товарыщи своими за молодыми смотри накрепко, чтобы они не отгуливали: сидели бы в приказе яко пригвождени, чтобы как до обеда, так бы и после обеда, были бы в приказе и без дела бы отнюд не сидели, но, пришед в концелярию, за писмом бы сидели. А и сам ты даром не сиди, но свои надлежащия ти дела делай и за молодыми смотри прилежно, и чего они не дознают, указывай им, чтобы они, сидя, приказные дела делали, а не кощунство бы какое творили, но яко пригвождени бы к месту своему были, и писали бы мелким и уписистым писмом, и словами не розметистыми, чтобы истраты лишние бумаге не было, понеже, от розметистаго писма, из Руси тысячь по десятку и по другому на кийждо год пропадает богатства196 напрасно. А по моему мнению не велми бы часто было, еже бы на странице дестевой писать по сороку строк, а в записных книгах менши бы пятидесяти строк отнюд не надлежало писать; а по прямому разсуждению, не худо бы и в шестьдесят строк записные книги писать. И аще тако обыкнут молодые подъячие писать мелко и уписисто, то бумаги и половины у нас в Руси изходить уже не будет; где было издержать, по прежнему обыкновению, десять стоп, а по сицевому манеру довлеет и четырех стоп. И егда мало на нее росходу будет, то и цены с нее збудет: коя стопа покупаетца ныне по полтора рубли, а тогда и за рубль с радостию будут отдавать.

И, облюдая лишную истрату бумаге, за подьячими молодыки смотри, чтобы они ни на какую безделицу белые бумаги не тратили. А буде у коего подьячего увидиши какие безделки пометные пишуща, иже ни в какое созидателное дело не годятся, то ты учини ему великое страхование, чтобы он впредь бумаги и малаго лоскутка даром не тратил. И в отходы бы, на подтирание сиденья своего, бумаги бы отнюд не драли. И буде узриши, кто колико бумаги на безделные дела издержал, доправь на нем десятерицею; и аще он не на государевой бумаге, но на свои денги купя тратил ее, то и тут без штрафованья не отпусти ему вины. А и сам ты такой безделицы не чини, чтобы тебе бумага без надобные потребы тратить, или в отход носить для подтирания кала своего. Аз тебе, сыне мой, не повелеваю и писаные драные бумаги носити на подтирание во отход, для того, что бывает иногда имя Божие написано, или Богородично, иди коего либо святаго, а ты, кал от сидения своего отерши, да вергнеши во отход, и святое имя Божие смесиши с калом. И сие дело есть не христианское, еже тако чинити. Господь повелел святое Свое имя святити, а не сквернити, и по Господню словеси, идеже имя Божие имяновалось, тт уже стало быть свято; и святыя иконы ничим иным тако не святи, яко имянованием Божиим святи суть197. И сего ради, аще либо на каковой бумажке узриши имя Божие помянулось, то не токмо во отход, но и под ноги не мечи ево, дабы имя Божие в попрании не было, но предай его огню. А аще на коем писме написано и царское имя, то и тои хартии во отход не носи же; аще бо Царя чтиши, то и имя его почитай, понеже Помазанник Божий есть, а тебе Государь198; и того ради и царскаго имяни с калом не мешай.

И аще ты и старой подьячей, обаче дневанье свое опасно храни. Аще и дебелостью отяготишися, или великим богатством обогатишися, а в приказ буди легок, и на всякое время готов, яко же и выше рех, и дневания своего прогуляти не моги; но яко днем, тако и нощию, во всякое свое дневанье, буди неотлучен. А егда судья какое дело велит тебе с поспешением зделать, то ты всякие свои нужды отложи, и сна себе убавь, и то дело со всяким поспешением исправь. А и без судеискаго приказу, по вся дни, яко до обеда, тако и по обеде, хотя на малое время, а в приказе побывай.

Егда перо свое починиши, или чернил похочеши отведати, то ты не пиши по древнему обыкновению: "помилуй мя, Боже", или "по милости Божией", или "за молитв святых отець наших", но пиши: "опыт перу", или "опыт чернилам", или какую нибудь речь мирскую, коя бы была без воспоминания имяне Божия, потому что те все опытные бумажки ни во что обращаются и мечутся под ноги, и, в таковом неразумии, имя Божие в попрание повергается. И сей грех самой безкорыстной, а на оном свете и за него ответ Богу давать будет: потому Господь Сам нам изъявил, еже и за празднословие истязани будем, то како за сие не будем истязани, еже имя Божие написав, да вергнуть на землю в попрание всем человеком? Господа ради, блюдись сего, дабы ти в грехе и сем не быти. Такожде и молодым подъячим всем накрепко запрети, дабы в опытах и во иных безделицах имяне Божия отнюд не писали и греха бы себе такова не привлачили, но писали бы какие ни есть повести, или что ни есть свецкое, а не божественное.

Егда же будеши кого допрашивати, не моги того писать, чего вопрошаемый не говорит; но что он говорит, худо или добро, то и пиши. Бойся ты суда Божия: велми за сие постраждеши, аще неправду будеши писати. Бойся неправды паче огня, дабы и на тебе не исполнилось слово Божие, реченное чрез пророка Исаию, сицевое: вси бо глаголют неправду, и суда праваго несть; яица аспидова разбиша, и постав паучинный ткут, и хощут от яиц тех ясти; [и рече] егда разбиют яица, обрящут в них [лютаго] василиска, и поставом паучинным одеятися не возмогут, понеже делеса их делеса беззаконий (Исаии, гл. 59, стих. 5-6), И на сие зря, ты, сыне мой, смотри в делах своих прилежно, дабы никакие неправды в них не было, чтобы лютый василиск в делах твоих не вогнездился и тебя бы вечною смертию не умертвил. Василиск бо не токмо угрызением, но и зрением убивает человеки до смерти. Такожде и паучиннаго постава не тки, за еже непрочен ти будет, но тки постав из самаго лна чистаго, которой мялицами мят, палицами бит и гребницами изчесан, и кая была в нем непотребность, вся изтресена. Тако и ты дела своя всякие десятерицего осмотри, дабы в них ни малые костери, то есть, неправости не было; и аще прилежно врученная ти дела будеши разсмотряти, то и ткание твое, то есть, дела твоя, не уподобятся паучинной сети. И паки той же святый пророк Исаиа глаголет: горе пишущим неправду (Исаии, гл. 10, ст. 11). И сего ради ты, сыне мой, велми, велми бойся, дабы тебе не написать каковыя либо неправды, или что лукавое написати; понеже пророк святый не от себя таковый глагол изнес, но Дух Святый чрез его уста вещает, яко лукавая и неправая пишущим - горе. Господа ради, опасно себя стереги, дабы и безхитростно неправды или лукавства какова не написати, или бы товарыщи твои под твоим раментом чего бы таковаго не зделали.

И аще судья даст тебе дело какое высмотрить и подписать, кто чем прав и кто чем виноват, то ты, взяв то дело, упразднись от всяких дел, и отойди в особое место, дабы тебе никто ничем не прешкодил, и читай ево с самым опасным вниманием, дабы тебе выразуметь самую в том деле правду и выписать бы тебе на особуго хартийцу самую есенцию того дела. А в подлинном деле, на краишках поль, противо причинных всех речей ставь численные слова, цыфирные или и азбучные; и на выметку те причинные речи выметав, приписывай те же численные слова противо всякия речи, кои написаны у тебя будут в подлинном деле. И выметав те все речи, сличи противо всех отметак, и сицевым образом удобее познать можеши, чья правда и чья неправда. А буде тобе не велми внятно явитца, то ты в другой ряд прочти, или и втретьи, дабы тебе внятно и памятно было; и буде найдеши еще причинную речь к вине, или к правости, то такожде на поле отметь, и в выметке своей противо прежняго же порядку отметь, и впиши в тужь выметку. И тако в тонкость то дело изследя, и из тоя выметки выняв самую силу правости, самую же силу и винности, подпиши имянно, с ясною очисткою: кто почему прав и кто почему виноват. И аще из судей, или и иной кто будет тебе спорить, то ты, по тем отметкам, всто правду можеши издснити. А в приговоре так бойся неправды, чтобы ее и следу тут не было, понеже Бог суд Свой вручил Царю, а Царь199 судьям, а судьи вручили тебе. И естьли ты поползнешися ко взятку, или и безо взятку, да станешь виноватово поправливати, а праваго привинивати, то ты судей очистиши и весь тот грнх падет на тебя; ты в нем постраждеши и на оном свете горши всех мучен будеши. Господа ради Всевидящаго, бежи от неправды. Аще бо подпишеши неправо, а судья разсмотрит, что ты подписал неправо, то и здешняго суда бойся, а на оной суд Божий нелицеприятный готовься. А и от здешнаго судьи за неправое подписание наказан будеши доволно, аще и нехитростно подписал; а аще же да явитца подписка твоя хитростная, то и на сем свете смерти не убежиши, а на оном свете и вечне страдати имаши.

Буде же будеши ты, сыне мой, у какого либо росхода, то сам себя береги. Без росписки никому ничего не давай, а и росписак на ерлыках отнюд не примай, потому что и сам не узнаеши, когда ее потеряеши. А буде кого о росписке понудить не можно, за осубность лица, то ты запиши имянно, коего числа взял, и на какую потребу, и при ком взял. А к иному дни отнюд росписки и записки не отлагай, но всякую дачу первее запиши в книгу и, под запискою егда роспишется, тогда давай. И тако творя, в росходе своем не изтеряешися, потому аще, повидитца тебе, и памятно памятуеши, и якобы и забыть немочно, ажно захватят иные дела суетливые, и час за час, а потом день за день замедлеется, и тако ис памяти твоея выдет. А кто взял без росписки, последи уже не понудит тебя, низке припамятует, еже бы ти записать, или ему росписатися в том взятье. А аще же он, не взяв денег, роспишется, а какое дело нужное захватит тя и выдать в тот час ему не успееши: то тот, кто роспишется. не забудет, но и десятья попамятует ти, что денги ему не выданы. А буде же денги или и иное что давать, напредь не записав, а записывати будешь после, то так весь истеряешися и в грех клятвенной впадеши, потому что, в суетливом деле, иную дачу пропустишь, а иную двожды напишешь, и в том будет спор да беда, да клятва между вами. А естьли же предел себе положиши неподвижный, еже ни великия, ни малыя дачи, не записав, давать не будешь, то ни греха, ни убытку ти и малаго не будет. Ни от чего бо так росходчики не разоряются, что от незаписных дачь. А и денги, кои ты сам примеши, то сам и раздавай; а которые денги товарыщи твои или щетчики принимали, то те денги они и да отдают. Многие бо подъячие страждут, а наипаче жены и дети их от прочотов разоряются. И начоты на росходчиков ни от чего так не чинятся, что от незаписных дачь и безросписачных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: