Тут псалтирь рифмотворная 88 страница

И[БРАГИМ] 90. Философы разделяют вообще тела на твердые (solida), текучие (fluida) и жидкие (liquida); в твердых полагаются тела жесткие, или от давления не поддающиеся, как то камень, стекло; упругие, как то сталь, медь; и мягкие тела, как то плотные части тел у животных; за текучие тела почитаются воздух и огонь; а в жидких телах полагаются вода, спирт, масло, получаемое из разных растений, и другие жидкости; так что жидкие тела разнятся от текучих тем, что первые прикосновенным к себе вещам причиняют мокроту, а последние не причиняют, а потому узнать можно, что некоторые тела суть вместе текучие и жидкие, как то вода, спирт и другие жидкости, а некоторые тела только текучие, но не жидкие, как, например, огонь и воздух.

[РАССУЖДЕНИЕ О ТЯЖЕСТИ,

ДВИЖЕНИИ И СПОКОЙСТВИИ]

К[АЛАН] 391. Пожалуйте, оставим уже химические лекарства, а станем рассуждать о тяжести, движении и спокойстве земных тел, это будет механическая материя, да к которой же стихии принадлежит механика?

И[БРАГИМ] 392. Тяжесть имеют все земные тела, а движение и спокойство составляют их разные образы, или способы пребывания на свете, а не свойства, потому что тела при таких переменах остаются непременными; итак, эта материя принадлежит к механике, а механика употребляется безразборно при всех стихиях; но как машины делаются по большей части из земных произведений, да и мы, живучи на земле; больше имеем в механике нужды при земле и ее произведениях, нежели при других стихиях, то потому приличнее ее поместить в предшествующей пред прочими материи о земле, нежели в которой-либо из материй о других стихиях.

К[АЛАН] 393. Разную тяжесть в разных телах познаем мы весами; итак, расскажите мне, какое они имеют движение и спокойство?

И[БРАГИМ] 394. Кроме непрерывного того движения, которое, по мнению всех новейших и некоторых древних философов, делает земля со всеми находящимися на ней телами коловратное около своей оси в 24 часа (motus vertiginis) и раскатное около солнца в год (motus revolu-tionis), есть еще движение тел разное, как то: уравненное - животных, часов, мельничных водяных колес и других машин, ускоренное - падающих вниз тел, укосненное - бросаемых вверх и горизонтально тел, прямолинейное - перпендикулярно бросаемых вверх или падающих вниз тел, криволинейное - косо или горизонтально бросаемых тел; совершенное и зависящее (mouvement absolu et relatif), как то людей, идущих на судах по воде, и кажущихся им в движении берегов, простое - от одной или нескольких сил по одному направлению, сложное - от двух или больше сил, по двум или и больше направлениям, а спокойство, или равновесие, тел также бывает на горизонтальных и наклоненных плоскостях или поверхностях. К разному движению и равновесию тел употребляются машины простые, как то рычаг и наклоненная плоскость, и сложные из простых, которых есть великое множество, но как я преж[д]е о всей этой материи рассуждал с вами довольно, то уже более о том говорить нет нужды.

К[АЛАН] 395. Я хочу у вас спросить о приличной к этому месту земляной материи, которой в механических ваших предложениях нету; правда ли то, что я начитал в сочинении одного философа теорему: что тяжелые тела нисходят по полуциклоиду и по всякой его дуге в одинаков время; там он для доказательства этой теоремы собрал всю богатую родню геометрической пропорции, но они многоглаголанием своим больше мне затмили понятие той теоремы; я все сомневаюсь, как тому статься, ведь тело, перебегая половину циклоида, перебегает несколько и его дуг, следовательно, и больше на них времени употребляет, нежели на каждую такую одну дугу.

И[БРАГИМ] 396. Нет, мнение того философа справедливо, что тяжелые тела нисходят как [по] полуциклоиду, так и по всякой его дуге в одинаков время, только правда, что для такого нетрудного дела не надобно было такой затруднительной теоремы и доказательства, потому что это узнать можно самым простым и легким опытом; например, по неудобности выгибанья полуциклоидом металлических дощечек, привесьте вы на палке, горизонтальное положение имеющей, две равные тяжести на равных веревочках, или хотя и две другие палки и подымайте те тяжести или палки на разные высоты таковы, каковы у полуциклоида и дуг его быть могут, то увидите, что они, опускаемые в один момент с разных высот, упадать и ударяться будут в привешенную перпендикулярно плоскость всегда точно в один момент; а это делается потому, что тяжести или палки на малой дуге полуциклоида меньшею падают скоростию, а на большей дуге или на всем полуциклоиде большею падают скоростию, приобретая ее в падении чрез большее расстояние.

К[АЛАН] 397. Прошу мне изъяснить кривую линею изохрону (isochrone), которая имеет то свойство, что тяжелые тела нисходят по ней в равные времена движением уравненным, полагая направления тяжести, хотя параллельные или сходящиеся в центре земли.

И[БРАГИМ] 398. Прошу мне найти такое тело, которое бы, пущенное свободно по кривой линеи, могло нисходить движением уравненным; а не зная такого действия и пользы в натуре, как я могу изъяснить вам такую линею, которой и вообразить мне не можно.

К[АЛАН] 399. Где я вам найду такое тело, ведь мне не указать натуре, чтоб она для меня переменила непрерывный свой порядок и непреложные законы. Я знаю, что нет такого тела на свете, чтоб оно могло нисходить движением уравненным, но я вижу, что это не бесполезность такой линеи, для которой вы отказываетесь; ведь другие люди воображают же себе такую линею, а трудность в разборе ее; видно, что вам геометрические места (loca geometrica) и диференциальные и интегральные выкладки (calculus differentialis et integralis) невкусны, кислы ягоды, что достать их нельзя. Как такая славная и такими высокими выкладками решимая линея не полезна? Правда, мы не находим такого тела в натуре, которое бы могло нисходить движением уравненным, однако помните вы, что мы с удивлением смотрим летом на муравью, как она по перпендикулярным к земле деревам вниз и вверх с одинакою и немалою скоростию бегает, так по крайней мере муравья сбежит, или другое флегматичное насекомое животное может сползти вниз по такой кривой линеи движением уравненным, а потому вы видите, как эта линея не полезна. Нет, она очень полезна.

И[БРАГИМ] 400. Увольте меня от такого дела, которого я в натуре не вижу, а потому и вообразить не умею.

К[АЛАН] 401. О кривой линеи тавтохроне (tautochrona) спрашивать я вас не хочу, я знаю, что она родная сестра циклоиду, да и брахистохрона (brachistochrona), или кривая линея самого наискорейшего падения от данной точки до другой данной точки, есть тот же полуциклоид, описываемый по данным тем двум точкам; а названы они особыми такими громкими именами, видно, для умножения знаменитости фамилии кривых линей, хотя она и так уже в порождениях своих не убога. Но я признаюсь, что не знаю, какая б могла быть нужда для самого скорейшего падения в кривой линеи, когда мы на то имеем прямую линею, однако мы уж это оставим, а хотелось бы мне познакомиться с кривою линею синхроною (synchrona) такого свойства, что тяжесть падает к каждой ее точке в одинаков самое кратчайшее время. Но от вас в такой высокой материи получить нечего, так по крайней мере скажите мне то, что раскаленные металлы делаются ль чрез то тяжеле или нет.

И[БРАГИМ] 402. Бургав, взяв параллелепипед из самого доброго железа весом в пять фунтов и семь унций и раскалив его, положил раскаленный на весы, но не приметил ни малейшей прибавки весу, а такой же, каков был до раскаления; там же пишет он, что и в меди раскаленной не нашел прибавки весу, из чего заключает, что огонь не имеет тяжести. А Гамбергер, посылаясь на записки французской Академии, говорит, что свинец, олово, ртуть и антимония, разженные, увеличивают свой вес. Но и о том Бургав думает, что та прибавка весу делается, может быть, от пристающих к ним частиц сосуда, в котором те вещи разжигаются, или от частиц орудия, которым помешиваются, а не от огня; и это последнее мнение почитал бы и я за вернее, основываясь на том рассуждении, как все философы согласно почитают за тяжесть в телах не что иное, как понуждение их к центру земли; а по ежедневным наблюдениям и опытам известно, что огонь как на очаге, так и на зажженной свече даже и под опорожненным от воздуха колоколом подымается вверх, то-есть выше и такой легкой и тонкой материи, каков есть воздух, которого мы кроме прикосновения никаким другим чувством понимать не можем. И когда уж таким образом огонь сам в себе не кажет тяжести, то-есть понуждения к центру земли, а напротив того, кажет понуждение или стремление свое сверх, то как он может то сообщить другому телу, чего сам не имеет; приличнее, кажется, ему по своему свойству делать тела легче, нежели тяжеле. Но г. Деланд опять уверяет, что разженные тела становятся тяжеле. Итак, это дело заслуживает особливо рачительное исследование.

К[АЛАН] 403. Нет ли еще какого примечания о тяжести тел?

И[БРАГИМ] 404. Гамбергер говорит, что перья, слабо положенные в мешке, меньше весят, нежели крепко связанные; но надобно знать, что он веревочку, которою они связаны были, клал, как и в первом вешаньи, на весы, а причину тому полагает он, что-де в первом случае воздух их больше поддерживает.

К[АЛАН] 405. Я читал в физических книгах, что действию одного тела на другое делается сопротивление от того другого. Каким бы образом это происходило?

И[БРАГИМ] 406. Философ Гамбергер доказывает сопротивление одного тела действующему на него другому летанием птиц и плаванием рыб, потому что птицы без сопротивления воздуха летать, а рыбы без сопротивления воды плавать не могли бы; также доказывает он и сближением двух лодок на воде; когда в одной сидит человек и тянет к себе другую порожнюю лодку, то они обе взаимно одна к другой сближаются; еще и тем, когда вбить в какое дерево клин, а потом ударить то дерево с противной стороны острию клина, то он входит в дерево поглубже.

К[АЛАН] 407. Как различают философы разные тела; например, разные металлы по их тяжести?

И[БРАГИМ] 408. Разная тяжесть бывает в металлах или и вообще в телах одного образа или вида по разной их величине, а в телах одной величины по разному их образу.

К[АЛАН] 409. Как же философы называют одно тело (specifice gravius) образно тяжеле, а другое (specifice levius) образно легче, так будет ли это одно с другим согласно?

И[БРАГИМ] 410. Конечно, согласно, а только в том состоит разность, что выдуман ученый, но притом и варварский термин (specifice) образно без нужды и к большему затруднению, поэтому бы надлежало и тела одного образа не равные величиною называть величинно тяжеле или легче одно другого; итак, мы для лучшего понятия удовольствуемся простым названием, что тела одни от других тяжеле или легче бывают по величине или по образу.

К[АЛАН] 411. Как бы разобрать разную тяжесть в металлах разного образа, чтоб чрез то можно было узнавать их истину, да и фальшь слитков из разных металлов?

И[БРАГИМ] 412. Истину и фальшь в металлах открывают философы чрез сдвоение тел с водою: когда опускаются в воду разные тела, то примечается, что одни из них, как то металлы, камни и прочая, тонут, а другие, как то дерево, грецкая губка и прочая, плавают по верху воды; а потому заключается, что первые из них тяжеле воды по образу. Итак, тела, тяжеле по образу от воды, хотя и падают в ней до дна, однако меньшею скорости", нежели на воздухе, и тем меньшею одно другого скоростию доходят до дна, чем легче одно другого по образу. И из того заключается, что все те тела в падении своем по воде нечто теряют от той тяжести, которою они падают на воздухе; а падают уже они в воде до дна по понуждению той тяжести, которая равна разности между совершенною тяжестию тела и тяжестию количества воды, равного тому телу, из чего видима причина, что тела, тяжеле воды по образу, погруженные в воду, меньшею поддерживаются в ней силою, нежели на воздухе; и хотя будут тела тяжестию разны по образу, но когда они по величине равны, то все теряют одинакую часть тяжести в рассуждении сопротивления воды, то-есть такую, какова равна весу количества воды, равного величиною тем телам, но не одинакую часть теряют каждое из них в рассуждении совершенной своей тяжести, то-есть тяжеле по образу тело теряет меньшую часть от совершенной своей тяжести, а легче по образу тело теряет б?льшую часть от совершенной своей тяжести; и по этому основанию в древности Архимед нашел, что в золотую сиракузского царя Гиэрона корону примешано было несколько серебра.

К[АЛАН] 413. Философ барон Вольф в своей гидростатике говорит, что можно олово со свинцом сплавить по такой тяжести, которая равна будет тяжести серебра по образу, и по такому умерению ежели смешано будет серебро с оловом и свинцом, то уже той фальши вода не откроет. А поэтому что надобно делать, чтоб узнать, истинное ли серебро или нет?

И[БРАГИМ] 414. На этот случай не нахожу я другого способа, как только расплавленье такого куска, и тогда уж ежели есть в нем олово и свинец, то чрез исхождение из них при расплавленьи дыму узнать можно.

К[АЛАН] 415. Скажите мне, где девается та тяжесть, которую теряют тела, тяжеле по образу, в падении их по воде, неужли она вовсе пропадает.

И[БРАГИМ] 416. Никак. Она только теряется на преодоление сопротивления от воды телу; впрочем, давит во дно сосуда такая тяжесть, которая равна сумме из тяжести всей воды в сосуде и совершенной тяжести погруженного тела.

К[АЛАН] 417. А в тех телах, которые легче воды по образу, что примечается?

И[БРАГИМ] 418. Что касается до тел, которые легче воды по образу и плавают по ней, то те погружают в воду часть себя тем больше или меньше одно другого, чем они тяжеле или легче одно другого по образу; и каждое из тех тел такое выдавит собою количество воды, которое равно весом тяжести всего плавающего тела, а из того заключается, что ежели б могло найтись какое тело, равное тяжестию воде разного с нею образа, то бы оно, опущенное в воду, останавливалось на всяком месте, где ни положено в воде, как доказывают то вместо не находящихся в натуре таких тел искусством делаемые для забавы куколки, опускаемые в воду, которые останавливаются там, где их положит рука или застанет спокойство воды; г-жа Унцерова говорит, что можно соленую воду с пресною смешать так, что ежели положить в средину той смешанной воды яйцо, то-де оно ни на верх воды не подымется, ни вниз не потонет. Наконец, из всего того известна причина и тому, для чего два тела разной тяжести по образу, приведенные на воздухе в равновесие, ежели опущены будут таким образом в воду, то там уже потеряют равновесие, и тяжеле по образу перевесит того, которое легче по образу.

К[АЛАН] 419. А когда надобно тело, легче по образу от воды, надавить столько, чтоб она не выставливалось выше поверхности воды, то сколько на то силы потребно?

И[БРАГИМ] 420. На то потребна сила, равная разности между тяжестию тела, которое легче по образу от воды, и тяжестию самой воды, а вся сила, которою действует то погруженное тело на воду, равна сумме из тяжести тела и разности между тяжестьми по образу тела и воды.

К[АЛАН] 421. Для чего вы все кладете тела разные, а воду одну, - вы меня тем не удивите; нет, я хочу у вас спросить, что произойдет из того, ежели положить тела одной тяжести по образу и по величине, а вместо одной воды положить две жидкие материи разной тяжести по образу.

И[БРАГИМ] 422. И в таком случае произойдет подобное прежнему действие, только противообразно, то-есть из таких тел, одинаких как по образу, так и по величине, а притом и по фигуре, опущенное в материю, которая легче по образу, перевесит опущенного в материю, тяжеле по образу, по той причине, что каждое из тех тел потеряет уже не одинакую часть тяжести, как в одной воде, а разную, и именно такую, сколько весить будет количество каждой жидкой материи, выжатое своим телом.

К[АЛАН] 423. Вы говорите, что тела, тяжеле по образу от воды, тонут в ней. Для чего же когда опустить меньше конопляного семени кусочек какого-нибудь металла или маленькую иголку тихонько на воду, то они не тонут.

И[БРАГИМ] 424. Философ Гамбергер находит в воде липкость ее частиц между собою (visciditas), которой липкости силу полагает не больше весу капли воды, равной горошинке, и что такие маленькие частицы металлов не погружаются в воде, объявляет за причину тому тяжесть их так малую, что она не в состоянии преодолеть и малой силы липкости водяных частиц между собою, и по той причине пустой шар медный в воде также свободно не тонет.

К[АЛАН] 425. Для чего же деревянные опилки, смешанные с водою, тонут в ней, а дерево почитается легче воды по образу.

И[БРАГИМ] 426. Г. Гамбергер говорит: не должно-де заключать от того, что тела кусками плавают в текучих материях поверху, как то: дерево, бумага, грецкая губка на воде, а все металлы, кроме золота, плавают на ртути, чтоб и частицы, составляющие те тела, были по образу легче от частиц, составляющих текучие материи; это-де может быть оттого, что внутренности их наполнены пустыми скважинками, потому что-де дерево, бумага и губка, напоенные водою, оседают на дно, равно как и все металлы, наполненные ртутью, оседают в ней на дно; а из того заключает, что таких тел частицы, когда не все, то по крайней мере большая часть их тяжеле по образу от частиц тех текучих материй, в которых они наконец погружаются; и оканчивает свое заключение тем, что и слиток, сделанный из ртути и олова, по его опыту, всегда тонет во ртути.

К[АЛАН] 427. Что вы упомянули о липкости воды, то нет ли подобного тому свойства и в твердых телах?

И[БРАГИМ] 428. Гамбергер говорит, что и твердые тела имеют в себе вязкость (cohaesio) и тем больше, чем они тяжеле по образу, а наипаче металлы при расплавлении их, но с тем примечанием, что расплавленные металлы к погружаемым в них таким металлам, которые от них тяжеле по образу, пристают больше, нежели к таким, которые от них легче по образу, а к другим, неметаллическим, телам, исключая алмаз и стекло, не пристают.

Там же Гамбергер предлагает опыты философа Мушенброка, который сделал два пустые цилиндра из желтой меди, у которых толщина стенок была в 4/16 рейнландского дюйма, а диаметр основания в 1 11/12 дюйма, и плоское основание у каждого из них выглажено было только не до глянцу, или сияния; и когда он между основаниями согретых тех цилиндров положил клею из животных и по прохлаждению повесил их за кольцо на крючке, то нашел, что один цилиндр пристал к другому от того клею силою несколько побольше, нежели в 90 фунтов, от канифоли в 805, а от смолы более 1 400 фунтов, а сколько точно - неизвестно-де, потому что медное кольцо и железный крючок, на которых они повешены были, переломились; а ежели взять маленькие свинцовые цилиндры, у которых диаметр основания в 6 или 8 линей, а высота в 8 или 12, и ободрать их основания маленькою пилкою, потом, при-ложа основание одного к другому, начать прижимать их, сильно поворачивая между тем около их осей, то те цилиндры и без всякой в промежутке их материи так пристанут один к другому, что надобно разорвать их силою в 18 фунтов.

К[АЛАН] 429. Скажите мне, не производят ли еще тела каких действий при сдвоении и с другими вещьми.

И[БРАГИМ] 430. Они производят действия и перемены свои при сдвоении еще со стужею, теплотою, сухостию и сыростию воздуха, как, например: губка, овечья шерсть, хлопчатая бумага от влажности увеличиваются по всем трем геометрическим измерениям против того, как они сухи были; веревки от влажности воздуха становятся толще и короче, да и дерево по широте и толстоте увеличивается, а из этого основания выдуманы гигрометры. Еще тосканцы приметили, что и металлические сосуды раздаются от тяжелых жидких материй, что философы находят и в стеклянных сосудах.

К[АЛАН] 431. Как в этой материи дело шло о тяжести тел в воде, то философы для того предлагают ее в гидростатике: так не отложить ли ее к материи о воде?

И[БРАГИМ] 432. Никак: поэтому бы следовало и об ускоренном движении опускаемых вниз тел и о криволинейном движении до горизонтальному и косому направлениям бросаемых тел и прочая предлагать в аэрометрии, потому что там тела движутся в воздухе, подобно как и здесь опускаются в воду; но как мы при таком опускании тел в воду делаем сдвоение или комбинацию их с водою, подобно как в химии - с огнем, и главнейше рассуждаем не о воде, а о тяжести земных тел, так потому и принадлежит эта материя до земли и ее произведений, а не до гидростатики.

К[АЛАН] 433. Поэтому вы отшибаете весь штат у гидростатики, так что ей не с чем будет казать и параду между науками.

И[БРАГИМ] 434. А у нее остается еще равновесие воды самой с собою и с разным из растений маслом, а ежели ей с таким малым числом легких опытов, затрудненных в ученых книгах без нужды доказательствами и алгебраическими выкладками, казаться между науками будет стыдно, то она может, подобно как статика у механики, так у гидравлики или у воды прожить в соседях.

К[АЛАН] 435. Да к какой же науке принадлежит эта материя?

И[БРАГИМ] 436. Она принадлежит к механике; всякая тяжесть в телах составляет предмет механики, а не другой какой-либо науки.

К[АЛАН] 437. Сколько я ни рылся в книгах, однако не нашел точной причины, почему все тела на земли падают к центру ее: по привлечению ли от земли? или по собственному своему к ней стремлению? Не знаете ли вы, то скажите и мне, пожалуйте.

И[БРАГИМ] 438. Признаться я должен, что не знаю точной тому причины.

К[АЛАН] 439. Как это! вы признаетесь, что не знаете того, чего знать не можете, и что ученые люди толкуют не по прямому образу знатоков; ведь вы это поступаете не по-философски, вы нарушаете древний их обычай; бога ради не проговоритесь вы в том кому другому, а я этого никому не открою. Итак, скажите мне хотя то, как думают о том философы.

И[БРАГИМ] 440. Ох, это весьма трудная и от древних времен между самыми знатными философами спорная материя; и ежели об ней рассуждать хорошо, то надобно было рассуждать за десять лет ранее, а не теперь, как тела наши требуют от труда больше отдохновения, а от болезней, которые их разрушают постепенно, - больше помочи.

К[АЛАН] 441. Что делать! Однакож когда мы рассуждаем об особенных и частных свойствах многих тел, то уж промолчать об этом общем их свойстве дурно; и когда мы сами того не знаем, то по крайней мере мнения о том других людей предложить здесь должны.

И[БРАГИМ] 442. Ну, мы в этой материи можем наколобродить довольно, а всему тому причиною будет излишнее любопытство ваше к исследованию этого таинства натуры, которое, может быть, она скроет от нас навсегда и вечно.

К[АЛАН] 443. Вы по истории знаете, что славный в древности философ Пифагор думал, будто бы между разными животными есть преселение душ (metempsychosis). Вот видите, какое это здорное мнение; но тот же самый Пифагор изобрел в математике то правило, что в прямоугольном треугольнике квадрат из гипотенузы равен двум квадратам из катетов; известно, что это правило весьма важно: без него ни вышняя математика, ни интегральная выкладка и шага ступить не могут; а поэтому в науках ежели не держаться нашей индийской пословицы, что попытка не шутка, а спрос не беда, то едва ли ожидать можно какого-либо приращения в науках. Итак, начинайте предлагать мнения философов о причине тяжести тел, станем их разбирать помаленьку; ведь это не святотатство.

И[БРАГИМ] 444. Когда вам так сильно захотелось, то и станем. Г. автор писем к немецкой принцессе о разных физических и философических материях (Lettres а une princesse d'Allemagne sur divers sujets de physique et de philosophie) пишет о тяжести тел пространно и, сколько мне известно, пространнее других. Во-первых, предлагает он об этой материи вопрос весьма ясный такого содержания: причина тяжести тел в самих ли их находится или вне их, то-есть не от другой ли какой вещи зависит; притом он рассуждает, что антиподы наши стоят на земли по направлению, противоположному в рассуждении нашего к ним направления, и воображает сделанную от одной поверхности земли чрез центр ее до другой поверхности диру, и что-де идущий по той дире человек до центра земли нисходит, а идущий от центра земли до поверхности ее у наших антиподов действительно восходит, а при таком-де случае уже бы слова "низ" и "верх", употребляемые нами, означение свое переменили; а затем уже он говорит, что эти рассуждения доводят его утверждать о тяжести тел такое мнение, что тяжесть есть сила, которою все тела понуждаются или толкаются к центру земли.

К[АЛАН] 445. Что натура или свет не имеет ни верху, ни низу и что мы эти слова употребляем по мелкости нашей ограниченной сферы, то я признаю, не обинуясь; а что касается до того, будто бы тела толкаются или понуждаются к центру земли, то это мнение встречается мне таково, что я великую нахожу трудность, чтоб на него согласиться. Только смотрите, бога ради, все ли вы, побудившие господина автора к такому заключению, коренные, то-есть такие рассуждения, которые служат основанием, тут рассказали.

И[БРАГИМ] 446. Вы знаете, какое я к тому автору почтение имею для великих его достоинств и заслуг пред ученым светом, а по тому рассуждению, а наипаче в таком трудном и спорном деле, крепко остерегаюсь, чтоб не употребить больше сокращения, как только в рассуждении пространства в описании, а что касается до коренных рассуждений, бывших до этого места, то я в предложении их старался не пропустить ни одного, да и в продолжении впредь этой материи всеми силами стараться буду уберечься от такой погрешности, как то можно вам или кто другой пожелает поверить сокращение мое тех рассуждений с подлинным авторовым сочинением.

К[АЛАН] 447. Я и сам читал то сочинение, но, может быть, кое-что и позабыл; итак, продолжайте материю.

И[БРАГИМ] 448. Затем г. автор рассуждает, что тела под экватором несколько меньшую имеют тяжесть, нежели на местах, ближайших к полюсам, потому что-де они там меньшею падают скоростию, нежели на местах, отдаленных от экватора; а там уж он говорит, что ежели б какое тело могло дойти сквозь воображенную прежде диру до самого центра земли, то бы-де оно там потеряло всю свою тяжесть; а из того-де следует, что тела, чем ближе подходят к центру земли, тем больше теряют от своей тяжести; и из того он выводит, что тяжесть тел не так необходимо с натурою их связана. Между тем он говорит, что ежели б какое тело тяжестию при поверхности земли в 3 600 фунтов можно было донесть до самой луны, то бы-де оно там не имело более тяжести, как сколько на земли весит один фунт; а полагая, по его же мнению, расстояние от земли до луны в 30 земных диаметров, радиус земной - в 860 немецких миль и делая посылку тяжести в обращенном содержании против посылки квадрата из радиуса земли к квадрату расстояния от земли до луны, так то и выходит, и там он опять заключает, что тяжесть тел действует в них наибольше около поверхности земли и что-де она умаляется, когда какое тело удаляется от поверхности земли, как проникая внутрь к центру земли, так-де и восходя вверх от поверхности земли.

К[АЛАН] 449. Заключение г. автора, будто бы тела, чем больше проникают по воображенной дире во внутренность земли к центру ее, тем больше терять должны от своей тяжести и будто бы-де в самом центре земли должны они потерять всю свою тяжесть, кажется мне не довольно надежным, потому что оно не подкреплено, да и не может быть подкреплено никаким опытом; он говорит, будто бы тяжесть тел наибольше действует около поверхности земли, так, поверхность земли, что под экватором, то и под полюсами в рассуждении тяжести тел все одна поверхность, и какая б тут могла быть причина, что одно и то же тело под экватором легче, а к полюсам приближаясь постепенно становится тяжеле (как то и сам он признает эти опыты), буде не та, что под экватором радиус земли самый большой, а смотря по отдалению от экватора к полюсам и радиус земной становится поменьше, по собственному его признанию большинства, в диаметре земли под экватором против диаметра или оси ее между полюсами, а с другой стороны, г. де ла Кайль полагает, что тяжесть тел за расстоянием от поверхности земли на 1000 или 1 200 тоазов умаляется уже в обращенном содержании квадратов из расстояний от центра земли, и на основании этого опыта г. автор определяет тяжесть тела, воображением перенесенного от земли к луне, так эти два опыта удерживают меня oт согласия на его мнение.

И[БРАГИМ] 450. Далее автор рассуждает, что всякое тело, подвышенное до луны, должно быть там легче в 3 600 раз, или должно иметь там только 1/3600 долю тяжести против тяжести его на земле; итак-де, луна иметь должна тяжесть или тяготение (gravitatio) к земле по той мере, а от падения к земле удерживается весьма скорым и сильным своим движением, потом в пример тому приводит, что горизонтальный выстрел ядра из пушки достает очень далеко, и ежели б-де выстрелить ядро на высокой горе, то оно бы-де перебежало много миль, пока бы упало на землю; итак-де, ежели подвысить еще более пушку и увеличить заряд, то ядро полетит тогда гораздо далее, и это-де дело произвесть можно до того, что ядро упадет у наших антиподов, а продолжая то еще далее, могло бы-де случиться, что ядро и вовсе бы не упало на землю, а поворотилось бы к месту своего выстрела, и оттоль, вновь поворачиваясь около света, составило бы маленькую луну, которая бы обращения свои делала около земли подобно истинной луне.

К[АЛАН] 451. Не вздумайте вы говорить об этом примере артиллеристам, они тотчас скажут: как это! что касается до длины выстрелов, то опыты нам доказывают, что картаунная пушка зарядом вполы против ядра стреляет горизонтально на 500 шагов, а на самой большой элевации, или подвышении, то-есть в 45 градусов - на 6 000 шагов; большая шланга стреляет горизонтально на 600 шагов, а на элевации в 45 градусов - на 7140 шагов; а что принадлежит до самой большой высоты гор и самого большого заряду, то оба эти случая довольно заменить может множественное количество пороха, находящегося в пороховых каменных погребах, но из бывающих несчастливых случаев, когда загорится порох и разломает погреб, ни один нам не показал того, чтоб какой отломок сделался маленькою луною.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: