double arrow

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

На час отстанешь — в день не догонишь.

Календарным теплом не угреешься.

Русские поговорки

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина

С самой глубокой древности человечество вело наблюдения над природными астрономическими явлениями, пытаясь найти точ­ные и удобные единицы счета времени разной продолжительно­сти и соотнести их между собой. Накопленные знания передава­лись потомкам, которые бережно сохраняли и, в свою очередь, расширяли и углубляли их, совершенствовали единицы летосчис­ления. Результаты освоения многими и многими поколениями людей астрономических и математических знаний для решения ре­лигиозных, хозяйственных, политических и культурных задач пред­ставлены в различных типах календарей.

В последней четверти XIX в. о юлианском календаре, которым в тот момент пользовались в России, профессор Киевского универ­ситета Ю. А. Кулаковский писал как об одной из совершенных ка­лендарных систем: «Этот календарь, над которым мы теперь так мало задумываемся как над предметом столь простым и всякому доступным, был результатом великих умственных подвигов целых тысяч поколений, обнимающих измеряемый десятками столетий процесс развития, который заключился той сравнительно совер­шенной формой, в какой мы его знаем».

Системы летосчисления в их развитии являются предметом изу­чения исторической хронологии — разделом науки хронологии. Другим разделом науки о времени является математическая хронология, которая, иссле­дуя движение небесных тел, определяет точное астрономическое время.

Профессиональные интересы историков связаны с историче­ской хронологией, поскольку она как вспомогательная историческая дисциплина призвана помочь датировать факты прошлого по разнообразным календарным сведениям, сохранившимся в ис­торических источниках, и вписать эти факты в единую временную систему. Таким образом, перед исторической хронологией стоит важная методическая задача — разработать правила перевода дат, приведенных в разных системах летосчисления, на современную временную шкалу. Вместе с тем, чтобы осуществить эту вспомога­тельную функцию, историческая хронология изучает происхож­дение и развитие многочисленных систем счисления времени, ос­мысливает их историческую обусловленность, устанавливает соот­ношения между календарями.

Историческая хронология, решая свои задачи, использует результаты исследований в области естественных наук, данные ис­точниковедения, археологии, языкознания, искусствоведения, этнографии и т.д.

К настоящему времени выявлен значительный комплекс архео­логических, лингвистических, астрономических, математических и этнографических фактов, помогающих ученым реконструиро­вать процесс формирования представлений человечества о време­ни, восстановить зависимость практической деятельности людей от астрономических явлений на разных этапах исторического раз­вития.

Реконструкции календарных систем прошлого базируются на космогонических и астральных мифах, вещественных, изобрази­тельных, письменных исторических источниках разных народов и разных исторических периодов.

В разные исторические периоды способы сохранения хроноло­гической информации были разными. Например, в дописьменный период эта информация передавалась изустно, запечатлевалась во многих обрядах, наносилась на бытовые предметы в виде орна­ментов, символов, рисунков и т.д. Следы представлений о време­ни и его учета обнаруживаются на многих предметах материальной культуры: костяных пряжках, глиняных сосудах, украшениях, пе­чатях и т.д. Расшифровка такой информации представляет сегодня определенные трудности. К вещественным источникам относятся также специальные инструменты для измерения времени и его учета, использовавшиеся в прошлом, и мегалитические сооруже­ния (древнейшие обсерватории).

По сравнению с вещественными и изобразительными источ­никами в большем объеме информацию о более поздних календа­рях содержат письменные материалы. Они предоставляют, хотя и обрывочные, сведения о наименованиях единиц счета времени, способах учета времени, уже утраченных календарях, соотноше­ниях некоторых из них с другими системами летосчисления и т.д.

Многочисленные следы применения календарей содержат древ­нерусские летописи, изучение которых показало необходимость восстанавливать календари как целостные системы и послужило в свою очередь импульсом для развития отечественной хронологии. Древ­нерусские системы летосчисления реконструируются на основе как переводных, так и оригинальных астрономических и хронологиче­ских сочинений. К числу переводных трудов относятся, например, ряд статей в Изборнике Святослава 1073 г. и анонимный позднеан­тичный трактат «Великого книжника антиохийского о каландах, идах и нонах», известный в русских списках XV—XVI вв. Важные календарные сведения сообщали Лунники (описывали движение Луны и способы вычислять фазы лунации), Толковая Палея и др.

В Древней Руси создавались и оригинальные сочинения, отра­жавшие календарные знания древнерусских людей. Автором пер­вого такого сочинения «Учение им же ведати человеку числа всех лет» был Кирик-Новгородец, причастный к новгородскому лето­писанию в XII в. Ряд средневековых трактатов можно отнести к так называемым компутам — текстам по расчетам дат церковного ка­лендаря, которые возникли на Руси в конце XV в. в связи с ожида­емым в 1492 г. концом света. Авторы этих хронологических сочине­ний описывали способы расчета дат церковных праздников, за­трагивали историю разных календарных систем и т.д. Среди таких произведений несколько сказаний «о скончании седьмой тысящи», «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы, «Начало пасхалии» новгородского архиепископа Геннадия, посла­ния церковных иерархов и др.

Время от времени между астрономическими и природными яв­лениями, с одной стороны, и календарем, в соответствии с кото­рым осуществлялась разнообразная деятельность людей, с другой, обнаруживались противоречия, нарушавшие течение религиозной, хозяйственной, политической жизни. На том или ином историче­ском отрезке эти противоречия разрешались по-разному с учетом уровня тогдашних знаний и представлений человечества о приро­де, времени и мире.

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина заявила о себе в России в начале XVIII в., когда оте­чественная история приобретала статус науки со своими задачами и приемами исследования. Начало этой дисциплине положил В. Н.Татищев, который впервые обозначил некоторые вопросы изучения древнерусского календаря в связи с критикой истори­ческих источников.

В первой половине XIX в., когда оформлялась отечественная наука о древностях (т.е. археология в широком понимании), вни­мание историков к хронологии заметно повысилось. Ее называли «светочем» исторической науки, поскольку она помогала решать важные прикладные задачи. Например, в связи с подготовкой к публикации большого числа средневековых письменных истори­ческих источников и необходимостью их комментировать приоб­рел особое значение вопрос о переводе дат на современное лето­счисление. Этот практический вопрос перерос в постановку науч­ной проблемы о начале нового года в Древней Руси. Ее обсуждение носило характер дискуссии, в которой участвовали Петр Василье­вич Хавский (1771 — 1876), Иван Дмитриевич Беляев (1810 — 1873), Вукол Михайлович Ундольский (1816—1864), Михаил Петрович Погодин (1800—1875) и другие.

В этот период было подготовлено большое количество справоч­ников по хронологии, содержавших разнообразные таблицы, ко­торые помогали историкам проверять даты источников, перево­дить их на современное летосчисление.

В дальнейшем работа над справочным материалом по хроноло­гии продолжилась: усилиями математиков и астрономов таблицы были усовершенствованы и упрощены, предложены новые фор­мулы для решения задач, поставленных в рамках исторической хронологии. Такие материалы были изданы Н. Горбачевским, Д. М. Перевощиковым (1788—1880), Дмитрием Ивановичем Про­зоровским (1820—1894) и другими.

В 1830 г. ученые Петербургской академии наук впервые предло­жили перейти в России на западноевропейский григорианский календарь. Эта идея положила начало разработке проектов перехо­да на новое для России летосчисление. В российском обществе, в том числе и в среде ученых, продолжалось обсуждение этого во­проса в течение второй половины XIX — начала XX в. Среди уча­стников дискуссии были и защитники, и оппоненты этой идеи. Итогом обсуждения стало появление обзорных работ, посвящен­ных характеристике юлианского и григорианского календарей, их достоинствам и недостаткам.

В этот же период ученые стали рассматривать проблемы, свя­занные с историей дохристианского календаря у восточных сла­вян, а также практикой использования юлианского календаря в первые столетия после принятия Русью христианства, их соотно­шением, стилями календарных систем, источниками хронологи­ческих знаний в Древней Руси. Разработкой конкретных вопросов древнерусской хронологии занимались Д. И. Прозоровский, Н.В. Степанов, Д.О. Святский. Авторами были высказаны гипоте­зы о существовании у восточных славян в дохристианский период лунно-солнечного календаря, установлены древнерусская кален­дарная терминология и единицы счета времени и т.д.

Переход на григорианский календарь был осуществлен в Совет­ской России в 1918 г. Календарная реформа вызвала новую волну общественного интереса к прошлому календарей и их устройству.

Научные знания в области исторической хронологии, накоп­ленные в течение более чем двух столетий, стали использоваться при подготовке специалистов исторического профиля. В 1930-х гг. в вузах были введены учебные курсы по вспомогательным истори­ческим дисциплинам, где присутствовала и историческая хроно­логия. В курсе исторической хронологии, подготовленном Н. В. Устюговым в Московском историко-архивном институте и изданном в 1939 г., были сформулированы ее задачи на новом этапе разви­тия вспомогательных дисциплин. В 1944 г. увидело свет пособие Л. В.Черепнина. Впоследствии по мере расширения круга проблем, которыми занимались ученые, уточнялись содержание и структура учебных пособий по исторической хронологии. Во второй полови­не XX в. такие учебные пособия были подготовлены Е. И. Каменцевой (1-е изд. — М., 1967; 2-е изд. — М., 2003), Игорем Петрови­чем Ермолаевым (1-е изд. — Казань, 1980; 2-е изд., перераб. — Казань, 2004).

Начатое еще в XVI11 в. изучение летописей как источников хро­нологической информации в советское время было продолжено Николаем Георгиевичем Бережковым (1886— 1956), обосновавшим существование в Древней Руси нескольких стилей, т.е. новолетий.

В советский период изучались системы летосчисления народов, проживавших на территории СССР, прежде всего мусульманский и тюрко-монгольский календари.

Особенностью развития исторической хронологии в последние десятилетия является расширение ее источников. Если в XVIII — первой половине XX в. для хронологов главным письменным ис­точником были летописи, актовый материал, то в последние де­сятилетия XX в. для решения ряда хронологических задач привле­каются разнообразные памятники древнерусской книжности, обес­печивавшие богослужение и содержащие календарные сведения.

Обращение историков к этим источникам показало, что мно­гие вопросы, ранее казавшиеся решенными, в свете новых иссле­дований требуют более углубленного исследования. Это касается, в частности, вопроса об использовании восточнославянскими пле­менами лунно-солнечного календаря, вопроса о стилях древне­русского календаря и др. Постановку этих и новых вопросов, связан­ных с исторической хронологией, обусловливает и расширение ме­тодического арсенала дисциплины, например, за счет компьютерных программ, способных рассчитывать и описывать астрономические явления средневековой эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: