В настоящее время в Республике Казахстан учет запасов ведется в соответствии с МСФО 2 «Запасы».
Под движением запасов понимается их поступление в компанию, перемещение внутри компании и выбытие. Источниками поступления и причины выбытия товарно-материальных запасов бывают самые различные.
Первичные документы по движению запасов играют важную роль в организации материального учета. Первичные документы по движению запасов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все необходимые реквизиты. В настоящее время действуют типовые формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19.03.2004 г. №128. По учету запасов применяются следующие формы:
1. З-1 «Доверенность»
2. З-2 «Журнал учета выданных доверенностей»
3. З-3 «Приходный ордер»
4. З-4 «Акт о приемке товарно-материальных запасов»
5. З-4а «Акт о недостачах и потерях товарно-материальных запасов в процессе заготовления, хранения и в производстве»
6. З-4б «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных запасов»
7. З-5 «Карточка учета товарно-материальных запасов»
8. З-6 «Реестр приема-сдачи документов»
9. З-7 «Ведомость учета остатков товарно-материальных запасов на складе»
10. З-8 «Акт о приемке оборудования»
11. З-9 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»
12. З-10 «Акт о выявленных дефектах оборудования»
13. З-11 «Акт об оприходовании товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»
Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены уполномоченным органом, разрабатываются предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты:
· наименование документа (формы);
· дату составления;
· наименование организации или фамилию и инициалы предпринимателя, от имени которого составлен документ;
· содержание операции или события;
· единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);
· наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.
В зависимости от характера операции или события, требования нормативных правовых актов и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.