Предпочитаемый тип текста | . Дополнительный выбор | |||||||
активный | интенсивный | веселый | красивый | темный | печальный | усталый | сложный | |
активный | + | + | + | -н | - | - | - | - |
интенсивный | + | + | + | - | + | - | - | - |
веселый | + | + | + | + | - | - | - | - |
красивый | + | + | + | + | - | - | - | - |
темный | + | + | - | - | + | - | - | + |
печальный | - | - | - | - | - | + | + | + |
усталый | - | - | - | - | - | + | + | + |
сложный | - | - | - | - | + | + | + | + |
«+» — положительный выбор, «-» — отрицательный. |
§
I
X
о
I
о g
I
о о
с
Белянин В. Психологическое литературоведение
Если испытуемые выбирали «печальные» тексты, то почти всегда и «усталые». Им нравились также и «сложные» микротексты, а отрицательную оценку получали тексты с другими эмоционально-смысловыми доминантами.
Те, кто выбирал «сложные» тексты, выбирали также и «печальные», «усталые» и иногда «темные».
Результаты эксперимента позволили также говорить о зависимости лексической квалификации типов текстов от личностных особенностей испытуемых. Поскольку оценки не сводились к односложным высказываниям, мы дали им обобщенные лексические квалификации. Эти данные приведены в таблице 2.
|
|
Как пишет Т. Шибутани: «Поскольку любая ситуация может быть определена с нескольких точек зрения, чтобы понять, что делает человек, следует установить предпосылки, с которых он начинает. Прежде всего нужно знать, что он считает само собой разумеющимся» (Шибутани, 1969, с. 212).
Вербальные квалификации могут служить своего рода точками отсчета, шкалами репертуарных решеток, манифестантами индивидуального сознания, которое имеет типологическую природу. Знание этих оценок и вербальных квалификаций, очевидно, может быть использовано в психотерапии для лучшего понимания системы ценностей пациентов.
В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые так или иначе осознают эмоционально-смысловую доминанту текста и оценивают текст в соответствии именно с ее наличием и ее семантикой. Предпочтение отдается текстам, эмоционально-смысловая доминанта которых соответствует их картине мира.
Предпочтение того или иного текста говорит о сходстве особенностей языковой личности читателей с особенностями проявления личности автора.
Существуют определенные закономерности и в распределении оценок. Они также связаны с психологическими особенностями читателя.
Таблица 2