Распределение оценок при выборе текстов


Предпочитаемый тип текста . Дополнительный выбор
активный интен­сивный веселый красивый темный печаль­ный усталый сложный
активный + + + - - - -
интенсивный + + + - + - - -
веселый + + + + - - - -
красивый + + + + - - - -
темный + + - - + - - +
печальный - - - - - + + +
усталый - - - - - + + +
сложный - - - - + + + +
«+» — положительный выбор, «-» — отрицательный.

§

I

X

о

I

о g

I

о о

с



Белянин В. Психологическое литературоведение



Если испытуемые выбирали «печальные» тексты, то почти всегда и «усталые». Им нравились также и «сложные» микротексты, а отрицательную оценку по­лучали тексты с другими эмоционально-смысловыми доминантами.

Те, кто выбирал «сложные» тексты, выбирали так­же и «печальные», «усталые» и иногда «темные».

Результаты эксперимента позволили также гово­рить о зависимости лексической квалификации типов текстов от личностных особенностей испытуемых. По­скольку оценки не сводились к односложным выска­зываниям, мы дали им обобщенные лексические ква­лификации. Эти данные приведены в таблице 2.

Как пишет Т. Шибутани: «Поскольку любая ситуа­ция может быть определена с нескольких точек зре­ния, чтобы понять, что делает человек, следует устано­вить предпосылки, с которых он начинает. Прежде все­го нужно знать, что он считает само собой разумею­щимся» (Шибутани, 1969, с. 212).

Вербальные квалификации могут служить своего рода точками отсчета, шкалами репертуарных решеток, манифестантами индивидуального сознания, которое имеет типологическую природу. Знание этих оценок и вербальных квалификаций, очевидно, может быть ис­пользовано в психотерапии для лучшего понимания системы ценностей пациентов.

В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые так или иначе осознают эмоци­онально-смысловую доминанту текста и оценивают текст в соответствии именно с ее наличием и ее се­мантикой. Предпочтение отдается текстам, эмоциональ­но-смысловая доминанта которых соответствует их картине мира.

Предпочтение того или иного текста говорит о сходстве особенностей языковой личности читателей с особенностями проявления личности автора.

Существуют определенные закономерности и в рас­пределении оценок. Они также связаны с психоло­гическими особенностями читателя.


Таблица 2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: