Новые информационные технологии. Программа ВААЛ

Применение психологических и лингвистических знаний в компьютерных технологиях стало привыч­ным в последние десятилетия. Такие знания нужны при любой обработке текстовых данных: от создания поисковых систем до необходимости «сжать» текст до резюме.

Предложенный нами анализ текста также нашел применение в информационных технологиях. Выявле-


Глава 4. Психологическое воздействие текста...




ние вербальных признаков эмоционально-смысловой доминанты стало важной составляющей компьютер­ной психолингвистической системы «Психиатричес­кий анализ текста» — ПАТ, которая проводит психоло­гический контент-анализ текстов, как художественных, так и публицистических или рекламных.

ПАТ выстраивает частотные характеристики тек­ста и проводит факторный анализ на уровне лексики и фразеологии. Новейшие версии учитывают также ряд особенностей синтаксиса. Программа позволяет создать частотный словарь любого исследуемого текста и оп­ределить его эмоционально-смысловую доминанту. Рас­пределение лексико-семантических признаков доми­нант дается в абсолютных (количество слов того или иного класса) и в относительных (% к норме по час­тотному словарю русского языка) величинах. В резуль­тате обработки текста выявляется его эмоционально-смысловая доминанта и соответственно прогнозирует­ся возможное воздействие этого текста.

Данная подсистема (ПАТ) встроена в систему ВААЛ, основным разработчиком которой является В.И. Ша-лак. Главное назначение программы ВААЛ состоит в оценке воздействия слов и русскоязычных текстов на человека.

Современный взгляд на язык предполагает, что речь может быть средством влияния на поведение людей. В эффективном воздействии важны не только и не столько логичность и аргументированность речи, сколь­ко эмоциональность речевого высказывания. Эмоцио­нальное восприятие оперирует простыми категория­ми «приятие» — «неприятие». При этом самыми важ­ными оказываются каналы воздействия, не контроли­руемые сознанием. Эти соображения во многом опре­делили необходимость создания системы ВААЛ.

Система позволяет:

— составлять тексты выступлений или статей, в том
числе рекламных, с заранее заданными характери­
стиками воздействия на потенциальную аудиторию;

— формировать эмоциональный имидж политичес­
кого деятеля;



Белянин В. Психологическое литературоведение



— находить названия для новых товаров, которые бу­
дут иметь эмоциональный отклик у потребителей;

— проводить психиатрический анализ текстов;

— усиливать речевое воздействие в психо- и гипно­
терапии.

В целом с помощью ВААЛ можно усилить воздей­ствие любых рекламных, учебных, пропагандистских и пуб­лицистических материалов, а также строить психологи­ческие портреты авторов текстов и целевых аудиторий.

Применение экспертной системы ВААЛ с 1993 года показало, что она может быть успешно использована для анализа и корректировки воздействия текстов в са­мых разных областях — от политической риторики и рекламы до образования и художественного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: