Психологическое воздействие текста: прикладные аспекты

Возможности применения разработанной методо­логии чрезвычайно велики, поскольку тексты очень •широко используются во всех сферах человеческой жизни. Психологический анализ текста, оценка его воз­действия требуются и в психотерапевтической рабо­те, и в судебной экспертизе, и при составлении тек­стов публичного выступления, и в повседневном об­щении.

Мы рассмотрим несколько областей, в которых та­кой анализ успешно применялся.

• Библиотерапия

Целительное воздействие слова имеет очень дав­нюю традицию. С развитием художественной литера­туры и пониманием ее роли в жизни человека появи­лись, как мы помним, исследования, позволяющие су­дить об особенностях различных читателей и читаю­щей публики в целом. Так, Н.А. Рубакин составлял ре­комендательные списки литературы для лиц, страдаю­щих от различных психических недугов.

В последние годы возросло число исследований, связанных с диагностикой и лечением словом (Бурла-кова, Олешкевич, 1999; Доценко, 1999; Шевченко, 1999; Карлов, 2004; Смулевич, 2005 и др.), которые, впрочем, известны давно. «Врачевание словом» используется для лечения соматических больных, отмечается большая терапевтическая роль сказки, особенно когда речь идет о детях; появляются работы, посвященные терапевти­ческому воздействию литературы в целом, а также соб-



Белянин В. Психологическое литературоведение



ственному словесному творчеству пациентов (Соколов, 2004; Фанталова, 2001; Дорожевец, 1998; Зинкевич, Ми­хайлова, 1998; Яничев, 1999, и мн. др.). В нашей стране широко известен метод психотерапии творческим са­мовыражением М.Е. Бурно (Бурно, 1989).

Наш подход позволяет сделать эти методы более эффективными за счет индивидуально подобранных лексико-синтаксических средств.

Способность художественного текста передавать чувства и мысли человека, оказывавшегося в трудной ситуации, используются в библиотерапии. Этот метод призван помочь пациенту понять и изучить «типоло­гию характеров в литературе, искусстве, чтобы найти себя как читателя, зрителя в человеческой культуре, утвердиться и таким образом в собственной духовной индивидуальности» (Бурно, 1989, с. 133). Составлены спис­ки произведений, которые рекомендуются при опреде­ленных пограничных состояниях, для коррекции от­ношений между родителями и детьми, для уменьше­ния подростковых фобий или неврозов, вызванных раз­водом родителей, для повышения самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования, для освобождения от наркотической и в целом химической зависимости (Pardeck J.T.,Pardeck J.A.,1993; Phillips, 1996).

Наша типология позволит подобрать литературу с более полным учетом индивидуальных особенностей пациента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: