Тип текста | Лексическая оценка | |||||||
активный | интенсивный | веселый | красивый | темные | печальный | усталый | сложный | |
активный | детектив | весело | красиво | грубо | тоскливо | самокопание | странно | |
интенсивный | неплохо | + | весело | интересно | детектив | тоскливо | самокопание | скучно |
веселый | динамично | динамично | + | интересно | неприятно | невесело | занудно | непонятно |
красивый | увлекательно | неприятно | весело | + | гадко | грустно | занудно | непонятно |
темный | энергично | детектив | глупо | примитивно | + | занудно | занудно | заумно |
печальный и усталый | политика не интересна | детективы не люблю | для отдыха приятно | надуманно | грубо и противно | лирично, но страшно | психологично | загадочно, мистика |
сложные | примитивно | очень просто | пусто | фальшиво | любопытно | психологично | психологично | + |
Г
!•*>
I
i
*
I 3 s
Белянин В. Психологическое литературоведение
***
Итак, эксперимент подтвердил высказываемые многими исследователями положения о том, что восприятие и оценка художественного текста зависят от ряда субъективных факторов — от начитанности читателей, их профессиональных интересов, факторов биографии, настроения и психологического состояния. При этом полученные в описанных экспериментах результаты позволяют утверждать, что существуют определенные закономерности в предпочтении типа текста, а именно эмоционально-смысловая доминанта предпочитаемого текста соответствует доминанте (акцентуации) читателя, этот тип текста предпочитающего. Иными словами, предложенный тест выявляет искомые характеристики испытуемых, а построенная типология текстов связана с типологией лиц, их предпочитающих.
Глава 4