Людей давно интересовал вопрос, что же в сущности представляет собой общественная жизнь, человеческое общество. Научно обосновывая мировоззрение рабочего класса, К. Маркс и Ф. Энгельс впервые дали правильный и убедительный ответ на этот старый вопрос, стоявший перед человечеством. Благодаря диалектико-материалистическому подходу к истории и современности им удалось доказать, что сущность человеческого общества определяется не философскими идеями, не религиозными убеждениями, не биологическими инстинктами, не культурными или расовыми особенностями, а материальными, экономическими отношениями, в которые вступают люди в процессе производства.
Это принципиально новое понимание закономерных связей человеческого существования и человеческой истории достигло своего апогея в формулировке понятия «общественно-экономическая формация», которое было использовано К. Марксом в своем знаменитом предисловии к работе «К критике политической экономии». Эта категория отражает диалектику процесса исторического развития, а также структуру общественных отношений, существующих в тот или иной период человеческой истории. С понятием «общественно-экономическая формация» связаны три основных положения исторического материализма: во-первых, подчеркивание определяющей роли материального производства и производственных отношений в совокупности общественных отношений, во-вторых, доказательство существования объективных закономерностей в обществе и, в-третьих, понимание исторического процесса как процесса естественно-исторического.
|
|
Определение «экономическая» не имеет при этом никакой дифференцирующей функции. Оно не выражает того, что наряду с экономической формацией имеется еще политическая, культурная или другая социальная формация. Скорее это определение подчеркивает, что характер общества определяется лежащей в его основе экономической структурой, что многообразие общественных отношений в конечном итоге формируется- системой производственных отношений.
9 Заказ 4508
Каждая общественно-экономическая формация представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития и характеризующееся определенным уровнем развития производительных сил, соответствующими ему производственными отношениями и возникающими под их непосредственным воздействием системой всевозможных идей и учреждений, определенным типом семьи и другими отношениями.
Понятие общественно-экономической формации позволило выделить из беспорядочного множества исторических процессов, противоречивых явлений и внешне необозримых индивидуальных действий ту основную связь, которая как в своей относительной стабилизации, так и в прогрессивном изменении олицетворяет структуру и развитие человеческого общества. В качестве этой связи, выражающей сущность общества, марксизм-ленинизм рассматривает способ производства материальных благ и, в частности, производственные отношения, в которые вступают люди друг с другом в процессе материального производства.
|
|
Любая общественно-экономическая формация является, таким образом, специфической ступенью зрелости человеческого общества, сущность которого определяют доминирующие в нем производственные отношения. Понятие общественно-экономической формации является краеугольным камнем материалистического понимания истории.