Основные типы общественно-экономической формации

Если рассматривать всемирную историю, то обнаружится запу­танный клубок самых разнообразных условий, процессов развития и параметров. Вплоть до настоящего времени буржуазные филосо­фы используют этот факт для обоснования отсутствия закономер­ностей в истории или односторонней интерпретации исторических процессов. Благодаря учению об общественно-экономической фор­мации и огромной исследовательской работе, проделанной К. Марксом, Ф. Энгельсом в изучении богатейшего исторического материала, в истории человечества выделяется пять типов общест­венно-экономической формации: первобытное общество, рабовла­дельческое общество, феодальное общество, капитализм и комму­низм. Указанные пять формаций образуют главные ступени исто­рического процесса, главную линию развития человечества.

Любая общественно-экономическая формация обладает исто­ричностью не только по отношению к другим, но и сама по себе, то есть при относительно неизменной основной социальной характе­ристике она проходит определенные стадии исторической зрелости. Так, внутри капиталистической общественной формации мы разли-

чаем стадию империализма, или государственно-монополистиче­ского капитализма, и капитализм домонополистический; внутри коммунистической формации — низшую фазу, социализм, и ее более высокую фазу — зрелое коммунистическое общество. На этих стадиях зрелости имеет место более высокое развитие производи­тельных сил и производственных отношений в рамках одной общественно-экономической формации. Анализ этих внутренних стадий зрелости формации имеет решающее значение для ответа на вопрос, какие возможности исторического развития имеет соот­ветствующий строй и как можно оценить величину и направление его всемирно-исторического влияния.

Первобытное общество было первым социальным типом общест­венно-экономической формации. В рамках этой формации осущест­вилось становление и первоначальное развитие человеческого обще­ства. Решающее значение для становления человека, как известно, имел труд. Человек всегда существовал в обществе и благодаря обществу; только благодаря тому, что люди объединились в коллек­тивы, основанные на кровном родстве, которые были и соответст­вующими ячейками производства, они смогли выстоять в борьбе с грозной природой. В борьбе с природой также развивались, хотя сначала и очень медленно, производительные силы общества. Низ­кому уровню производительных сил отвечали производственные отношения социального равенства. Отношения внутри родов по причине недостаточно развитого разделения труда были социально мало дифференцированны. Первобытное общество было форма­цией, имевшей неантагонистический характер.

Но положение изменилось с переходом к рабовладельческому обществу. С усилением разделения труда и развития производи­тельных сил внутри первобытного общества создалась возможность накопления богатств в руках немногих. Возникла частная собст­венность на средства производства, а вместе с ней и первый класс имущих, эксплуататоров, класс рабовладельцев, который эксплуа­тировал и угнетал класс рабов. Главным инструментом в руках угнетателей для сохранения своего господства стало государство, которое возникло вместе с классово антагонистической форма­цией.

Рабовладельческое общество, как и исторически следовавшее за ним феодальное общество, было формацией, где уровень производи­тельных сил был еще очень низким. Однако феодализм создавал условия для дальнейшего развития производительных сил, так как он пробудил определенный интерес к труду у непосредственных производителей, крепостных крестьян, и создал по сравнению с рабством лучшие условия для воспроизводства рабочей силы. Не­смотря на это, общественное развитие и при феодализме продви­галось вперед очень медленно. Различные сословия, среди которых

9*


было скрыто главное антагонистическое классовое отношение фео­далов и крепостных крестьян, были резко отграничены друг от дру­га. Феодальное общество характеризовалось местной замкнутостью и изолированностью, давлением традиций и строгой регламента­цией духовной жизни со стороны церкви.

Но в условиях феодального строя развивались материальные предпосылки для изменения этой формации. Развитие разделения труда, рост товарно-денежных отношений, освоение новых рынков вызвали к жизни в форме мануфактур новые производительные силы, подготовившие условия для возникновения машинного про­изводства. Эти новые производительные силы потребовали и новых производственных отношений, новых социальных и политических отношений. В недрах феодального общества возник и развивался капиталистический экономический уклад. Источником и основой дальнейшего развития капитализма являются связанные с машин­ным производством производительные силы. Темпы экономическо­го и социального развития в этот период сильно возрастают. Впер­вые возникает единая мировая система хозяйства, единый мировой рынок. «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продук­тов гонит буржуазию по всему земному шару»1. Но это развитие совершается в рамках антагонистической формации, так как богат­ство буржуазии основывается на присвоении прибавочной стоимос­ти, неоплаченного труда рабочих. Одновременно капитализм яв­ляется завершением продолжавшегося тысячелетия периода чело­веческой истории — периода антагонистического общества. Капи­тализм — исторически последний тип антагонистического классо­вого общества. В лице пролетариата буржуазия создает не только своего собственного могильщика, но и класс, призванный в силу своего положения в производстве и обществе создать совершенно новый социальный тип общественно-экономической формации — коммунистическую формацию.

В условиях капитализма возникают определенные материаль­ные предпосылки для новой формации, в частности в сфере произ­водительных сил, однако новые неантагонистические производст­венные отношения социализма (первой фазы коммунистической формации) не могут формироваться в недрах старого антагонисти­ческого общества. Поэтому, как указывают в «Манифесте Комму­нистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс, «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господ­ствующий класс...». «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государ­ства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 427.

класс, и возможно более быстро увеличить сумму производитель­ных сил»'.

Капиталистическая формация завершает длившийся несколько тысячелетий период общества, в котором все великие социальные проблемы решались в ожесточенной борьбе классов. Рабочий класс — это тот класс, который, выполняя свою историческую мис­сию, прокладывает путь к новой, неантагонистической формации, бесклассовому обществу, в котором существует общественная соб­ственность на средства производства, к ассоциации, где, как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: