Если рассматривать всемирную историю, то обнаружится запутанный клубок самых разнообразных условий, процессов развития и параметров. Вплоть до настоящего времени буржуазные философы используют этот факт для обоснования отсутствия закономерностей в истории или односторонней интерпретации исторических процессов. Благодаря учению об общественно-экономической формации и огромной исследовательской работе, проделанной К. Марксом, Ф. Энгельсом в изучении богатейшего исторического материала, в истории человечества выделяется пять типов общественно-экономической формации: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капитализм и коммунизм. Указанные пять формаций образуют главные ступени исторического процесса, главную линию развития человечества.
Любая общественно-экономическая формация обладает историчностью не только по отношению к другим, но и сама по себе, то есть при относительно неизменной основной социальной характеристике она проходит определенные стадии исторической зрелости. Так, внутри капиталистической общественной формации мы разли-
чаем стадию империализма, или государственно-монополистического капитализма, и капитализм домонополистический; внутри коммунистической формации — низшую фазу, социализм, и ее более высокую фазу — зрелое коммунистическое общество. На этих стадиях зрелости имеет место более высокое развитие производительных сил и производственных отношений в рамках одной общественно-экономической формации. Анализ этих внутренних стадий зрелости формации имеет решающее значение для ответа на вопрос, какие возможности исторического развития имеет соответствующий строй и как можно оценить величину и направление его всемирно-исторического влияния.
Первобытное общество было первым социальным типом общественно-экономической формации. В рамках этой формации осуществилось становление и первоначальное развитие человеческого общества. Решающее значение для становления человека, как известно, имел труд. Человек всегда существовал в обществе и благодаря обществу; только благодаря тому, что люди объединились в коллективы, основанные на кровном родстве, которые были и соответствующими ячейками производства, они смогли выстоять в борьбе с грозной природой. В борьбе с природой также развивались, хотя сначала и очень медленно, производительные силы общества. Низкому уровню производительных сил отвечали производственные отношения социального равенства. Отношения внутри родов по причине недостаточно развитого разделения труда были социально мало дифференцированны. Первобытное общество было формацией, имевшей неантагонистический характер.
Но положение изменилось с переходом к рабовладельческому обществу. С усилением разделения труда и развития производительных сил внутри первобытного общества создалась возможность накопления богатств в руках немногих. Возникла частная собственность на средства производства, а вместе с ней и первый класс имущих, эксплуататоров, класс рабовладельцев, который эксплуатировал и угнетал класс рабов. Главным инструментом в руках угнетателей для сохранения своего господства стало государство, которое возникло вместе с классово антагонистической формацией.
Рабовладельческое общество, как и исторически следовавшее за ним феодальное общество, было формацией, где уровень производительных сил был еще очень низким. Однако феодализм создавал условия для дальнейшего развития производительных сил, так как он пробудил определенный интерес к труду у непосредственных производителей, крепостных крестьян, и создал по сравнению с рабством лучшие условия для воспроизводства рабочей силы. Несмотря на это, общественное развитие и при феодализме продвигалось вперед очень медленно. Различные сословия, среди которых
9*
было скрыто главное антагонистическое классовое отношение феодалов и крепостных крестьян, были резко отграничены друг от друга. Феодальное общество характеризовалось местной замкнутостью и изолированностью, давлением традиций и строгой регламентацией духовной жизни со стороны церкви.
Но в условиях феодального строя развивались материальные предпосылки для изменения этой формации. Развитие разделения труда, рост товарно-денежных отношений, освоение новых рынков вызвали к жизни в форме мануфактур новые производительные силы, подготовившие условия для возникновения машинного производства. Эти новые производительные силы потребовали и новых производственных отношений, новых социальных и политических отношений. В недрах феодального общества возник и развивался капиталистический экономический уклад. Источником и основой дальнейшего развития капитализма являются связанные с машинным производством производительные силы. Темпы экономического и социального развития в этот период сильно возрастают. Впервые возникает единая мировая система хозяйства, единый мировой рынок. «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару»1. Но это развитие совершается в рамках антагонистической формации, так как богатство буржуазии основывается на присвоении прибавочной стоимости, неоплаченного труда рабочих. Одновременно капитализм является завершением продолжавшегося тысячелетия периода человеческой истории — периода антагонистического общества. Капитализм — исторически последний тип антагонистического классового общества. В лице пролетариата буржуазия создает не только своего собственного могильщика, но и класс, призванный в силу своего положения в производстве и обществе создать совершенно новый социальный тип общественно-экономической формации — коммунистическую формацию.
В условиях капитализма возникают определенные материальные предпосылки для новой формации, в частности в сфере производительных сил, однако новые неантагонистические производственные отношения социализма (первой фазы коммунистической формации) не могут формироваться в недрах старого антагонистического общества. Поэтому, как указывают в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс, «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс...». «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 427.
класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»'.
Капиталистическая формация завершает длившийся несколько тысячелетий период общества, в котором все великие социальные проблемы решались в ожесточенной борьбе классов. Рабочий класс — это тот класс, который, выполняя свою историческую миссию, прокладывает путь к новой, неантагонистической формации, бесклассовому обществу, в котором существует общественная собственность на средства производства, к ассоциации, где, как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» 2.