Как было отмечено ранее, выделив производственные отношения как наиболее устойчивые из всех социальных связей, марксизм установил критерий повторяемости в обществе. Тем самым социология была превращена в науку, имеющую дело с общим, повторяющимся, необходимо наступающим при соответствующих условиях, то есть с законами функционирования и развития общественного организма. Разработка теории общественно-экономических формаций является необходимой предпосылкой создания учения о социалистической революции и построении коммунистического общества. Именно поэтому буржуазные социологи уже более ста лет безуспешно критикуют марксизм по этому вопросу и выдвигают различные концепции, призванные заменить марксистскую теорию общественно-экономических формаций.
Так, английский историк и социолог А. Тойнби (1889—1975) развивал мысль о том, что никакой единой линии прогрессивного развития в истории человечества нет, что история расчленяется на отдельные замкнутые циклы или цивилизации, совершенно не связанные между собой. Возникновение же каждой новой цивилизации Тойнби связывал с появлением той или иной новой формы религии. Цивилизации, считал он, оказываются в состоянии выполнить свою роль, если они создают новую, высшую религию '. Каждая такая цивилизация возникает, проходит ряд ступеней в
1 ТоупЪее А. А Stady of History. L., 1956, v. 7, р. 449.
своем развитии и гибнет. Из этого следует вывод, что и наша цивилизация, как и все другие, обречена на гибель, что бессмысленно вести борьбу за новое, более прогрессивное, чем капитализм, коммунистическое общество.
Что касается рассуждений Тойнби об определяющем влиянии религии на развитие человечества, о зависимости появления и формирования той или иной цивилизации от определенного вида религии, то оно не является новым. Подобная идея выдвигалась, в частности, Л. Фейербахом и была раскритикована Ф. Энгельсом, который прямо подчеркивал: «Совершенно неверным является утверждение Фейербаха, что «периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии» '. «...Историография, — отмечал он, — уже достаточно затемнила... понимание великих исторических классовых битв, и нам нет надобности делать его совершенно невозможным, превращая историю этой борьбы в простой придаток истории церкви» 2.
Положение же Тойнби о так называемой замкнутости каждой цивилизации, об отсутствии необходимой связи между ними противоречит действительному положению вещей, истории развития человечества, которая свидетельствует о том, что цивилизации не погибают бесследно и не возникают на пустом месте, что между историческими ступенями развития человечества имеется связь, обеспечивающая преемственность в развитии.
Только наличие необходимой связи между различными ступенями человеческой истории, преемственности в развитии обеспечивает социальный прогресс, поступательное движение в общественной жизни.
В последние десятилетия особенно модными стали различного рода теории, проповедующие в той или иной форме идею сближения капитализма и социализма. Этому служит, например, концепция «единого индустриального общества», которое якобы приходит на смену капиталистическому обществу и составляет новую стадию его дальнейшего развития. Эта стадия различными авторами именуется по-разному: «постиндустриальное» (Д.Белл), «посткапиталистическое» (Р. Дарендорф), «постбуржуазное» (Дж. Лихтхель), «постцивилизованное» (К. Боулдинг), «технократическое» (3. Бжезинский), «многомерное» (К. Керр) и т. п. общество. Эта новая стадия общественного развития, по мнению сторонников рассматриваемой точки зрения, характерна не только для капиталистического, но и для социалистического общества. Данный взгляд дает теоретическое обоснование теории конвергенции, согласно которой научно-техническая революция
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 294.
2т
1ам же.
приводит к созданию нового типа социальной системы, заменяющего как капитализм, так и социализм.
Все эти теории направлены против марксистско-ленинского учения об общественно-экономической формации и социалистической революции. По мнению их сторонников, такая революция не нужна, поскольку капиталистическое общество, так же как и социалистическое, эволюционирует в «единое индустриальное общество».
Однако сам по себе технический прогресс не способен разрешить социальные противоречия капитализма, ибо они порождены не развитием производительных сил, техники, как таковых, а прежде всего характером производственных отношений, господством капиталистической частной собственности на средства производства, делающим неизбежными эксплуатацию человека человеком, накопление богатств на одном полюсе и нищеты на другом. Научно-технический прогресс не только не ликвидирует данное противоречие, но обостряет его, вызывая хроническую недогрузку производства, увеличение армии безработных, периодически повторяющиеся экономические кризисы и войны за передел мира, сфер влияния, рынков и т. д. «В условиях капиталистического общества применение в производстве новейших научно-технических достижений оборачивается против трудящихся, выбрасывает миллионы людей за ворота фабрик и заводов»1.
Только в условиях социалистического общества, где господствует общественная собственность на средства производства, организовано плановое народное хозяйство и распределение произведенных благ осуществляется в интересах общества, трудящихся, развитие научно-технической революции и создание на ее основе все более совершенных и производительных средств труда обеспечивает создание нормальных, подлинно человеческих условий жизни всех членов общества, непрерывное повышение материального и культурного уровня жизни, всестороннее развитие личности. Все это убедительно свидетельствует о том, что дальнейший социальный прогресс, переход к обществу, обеспечивающему высокий уровень жизни всех людей, возможен только через социалистическую революцию, через преобразование капиталистического общества в социалистическое и его дальнейшее развитие и совершенствование.
Новым вариантом теории конвергенции является концепция, развиваемая английским буржуазным социологом Д. Уилхелмом в книге «Творческие альтернативы коммунизму. Направления будущего развития» 2.
1 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 20.
2 Wilhelm D. Creative Alternatives to Communism. Guidelines for Tomorrows
World. London — Basingstoke, 1977.
Д. Уилхелм выступает против положения К. Маркса о том, что производительные силы неизбежно вступают в противоречие с существующей организацией общества и тем самым обусловливают коренной социальный переворот. Он пишет: «Маркс не учел, что под влиянием научно-технического прогресса производительные силы могут качественно измениться и что вместо того, чтобы примириться с неизбежностью революции, общество может предпринять своевременные и целенаправленные шаги для ее предотвращения» '. По мнению автора, на основе достижений научно-технической революции буржуазное государство и общественные институты в капиталистических странах предпринимают определенные действия для сглаживания и постепенного разрешения противоречия между производительными силами и производственными отношениями. В результате ряда правительственных мероприятий, направленных на развитие планирования производства и создание государственного сектора в экономике, общество «свободного предпринимательства», утверждает Уилхелм, превращается в общество «смешанной экономической структуры», которое одинаково можно назвать как капиталистическим, так и социалистическим, поскольку оно несет в себе черты того и другого. Данное общество, для которого, по словам автора, характерна «система общественного предпринимательства», является важным этапом на пути создания всемирного экономического сообщества, которое по своей сути отличается от коммунистического общества, поскольку включает в себя положительные моменты капиталистического и социалистического обществ.
В этих рассуждениях видна явная тенденция механистического соединения так называемых «положительных» сторон, вырванных из различных по своей природе экономических систем, в едином всемирном экономическом сообществе, которое якобы должно прийти на смену капиталистическому и социалистическому обществам. Предлагаемый автором путь решения социальных противоречий, свойственных капиталистической общественно-экономической формации, не представляет собой ничего нового. Он выдвигался в свое время еще французским мелкобуржуазным социалистом Прудоном и был подвергнут уничтожающей критике Марксом в работе «Нищета философии» как типичный метафизический взгляд на социальное развитие 2.
Широкое распространение в капиталистических странах в свое время получила теория стадий роста американского экономиста и социолога У. Ростоу. Согласно этой теории, человечество в своем развитии проходит пять стадий: традиционное общество, переход-
Wilhelm D. Creative Alternatives to Communism. Guidelines for Tomorrows World, p. 117.
2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 134—135.
ное общество, стадия подъема, стадия зрелости и стадия высокого массового потребления. Для первой стадии характерны ограниченные возможности развития производства, это общество опи-рается на доньютоновскую науку, технологию и доньютоновские представления о внешнем мире. Вторая стадия — это общества, находящиеся в переходном состоянии. Здесь создаются предпосылки для следующей стадии — стадии подъема, которая характеризуется тем, что здесь окончательно преодолевается сопротивление прогрессу, осуществляется резкий подъем производства в ряде отраслей. На стадии зрелости подъем охватывает все отрасли производства и осуществляется на основе использования наиболее совершенной техники и результатов достижения современной науки. Последняя, пятая, стадия предполагает подчинение производства цели создания средств массового потребления и оказания всевозможных услуг населению. По мнению Ростоу, в эту последнюю стадию вступили США, немногие капиталистические страны Западной Европы и Япония; что же касается Советского Союза, то он приблизился к этой стадии, но еще не вступил в нее.
Таким образом, Ростоу пытается выделить ступени исторического прогресса, учитывая уровень развития производительных сил и науки и совершенно игнорируя развитие производственных отношений. Более того, он критикует положение Маркса об определяющей роли экономических отношений в функционировании и развитии общества, объявляет марксово объяснение социальной жизни максималистским. Противопоставляя свою теорию стадий роста теории общественно-экономических формаций, он подчеркивает, что исходит не из экономических факторов как главной движущей силы социального развития, а из множества различных социальных сил, влияющих на поведение человека и обусловливающих выбор им направления деятельности.
Конечно, в каждом обществе существует множество различных факторов, влияющих на жизнь человека, факторов, которые человек, несомненно, учитывает, прежде чем принять то или иное решение, совершить те или иные действия. Но именно это и являлось препятствием на пути познания сущности социальной жизни, создания подлинно научной теории, раскрывающей законы функционирования и развития социального организма. Многие домарксов-ские философы и социологи, учитывая, что человек — разумное существо, что, прежде чем совершить какое-либо действие, он принимает соответствующее решение, в качестве исходных факторов объяснения общественной жизни брали то или иное духовное начало: разум, мораль, право, религию, волю и т. п. Другие пытались взять в качестве исходного принципа всю совокупность факторов. Однако ни те, ни другие не смогли создать научной теории общественного развития.
Заслугой К. Маркса является как раз то, что из всего множества различных факторов, отношений, влияющих на жизнь человека, он выделил материальные, экономические отношения, а все другие объяснил, опираясь на них. Сделать это Марксу удалось потому, что он, с одной стороны, распространил принцип материализма на общественную жизнь, с другой — применил к анализу общества диалектический метод познания, обязывающий в исследуемом целом выделять главные, определяющие стороны, отношения и из них выводить, объяснять все многообразие других сторон, отношений. Руководствуясь принципом материализма и диалектикой, Маркс пришел к выводу, что среди многообразных отношений общества определяющими являются экономические. Именно они составляют основу общества, определяют социальную структуру его функционирования и развития.
Ростоу же представляет дело таким образом, что будто бы Маркс не видел никаких других отношений, факторов, влияющих на жизнь людей, их поведение, кроме экономических, а он, Ростоу, смог обнаружить эти факторы, отношения и учесть их в своей теории стадий экономического роста. Ростоу и не подозревает, что он пошел от Маркса не вперед, а назад и в своей теории во многом повторяет старые идеи, выдвигавшиеся еще домарксовски-ми философами и социологами.
Из изложенного следует, что претендующая на объяснение закономерностей функционирования и развития человеческого общества теория Ростоу, в которой и материальным и духовным факторам отводится одинаковая роль, является не преодолением марксизма, а глубочайшим заблуждением самого автора, не способного с научных позиций осмыслить социально-исторический процесс.
Анализ названных буржуазных теорий общественного развития показывает, что попытка обойти или игнорировать марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях неизбежно приводит к искажению действительного положения вещей, объективных закономерностей общественного прогресса. Вывод о поступательном развитии общества через переход от одной формации к другой подтвержден всем ходом исторического развития человечества от первобытнообщинного строя до социалистического общества.
Глава XIV БАЗИС И НАДСТРОЙКА