Марксистско-ленинская теория классов и классовой борьбы — важнейший раздел исторического материализма. Глубокое понимание сущности классовых отношений выступает непременным условием разработки научно обоснованной стратегии и тактики пролетариата в его борьбе за революционное, коренное преобразование общества. В. И. Ленин требовал подходить к анализу общественных явлений с классовых позиций. «Люди всегда были и всегда будут,— писал он,— глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» '.
Научная теория классов зпервые была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Непосредственной объективной основой их анализа служило буржуазное общество середины и конца XIX века, но, разрабатывая свою теорию классов, основоположники марксизма исходили из всей истории классово антагонистических формаций. Они открыли причины и сущность классового деления общества, закономерности классовой борьбы, дали глубокий анализ классов капиталистического общества и, опираясь на разработанное ими диалектико-материалистическое учение, сделали революционные выводы для пролетариата. Вместе с тем основоположники марксизма показали принципиальное отличие материалистического учения о классах от всех предшествующих идеалистических и метафизических концепций, объясняющих происхождение классов и классовой борьбы религиозными, биологическими, психологическими факторами или насилием и проповедующих вечное существование классов. Существование классов, подчеркивали они, связано лишь с определенными формами производства. Они возникли объективно, независимо от воли и сознания людей, по экономическим причинам. Важнейшими объективными предпосылка-
' Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 23, с. 47.
ми возникновения классов были развитие производительных сил и появление прибавочного продукта, общественное разделение труда, возникновение товарного производства и обмена, появление частной собственности и имущественного неравенства людей. «...Общественные классы,— отмечал Ф. Энгельс,— являются в каждый данный момент продуктом отношений производства и обмена, словом — экономических отношений своей эпохи...»1
Образование классов, указывал Ф. Энгельс, происходило в период разложения первобытнообщинного строя двояким путем: во-первых, через выделение внутри общины эксплуататорской верхушки, состоявшей первоначально из родовой знати, и, во-вторых, посредством обращения в рабство военнопленных, а потом и обнищавших соплеменников, попавших в долговую кабалу.
Творчески развивая марксизм, В. И. Ленин в работе «Великий почин» дал развернутое определение классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» 2.
В этом определении отчетливо выступают следующие основные экономические признаки класса: 1) место класса в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение класса к средствам производства; 3) роль класса в общественной организации труда; 4) размеры и способы получения классом доли общественного богатства. Но главным клас-сообразующим признаком, обусловливающим в конечном счете и все остальные различия между классами, является отношение людей к средствам производства, то есть отношения собственности.
Именно отношение к средствам производства определяет место класса в системе общественного производства. В общественно-экономических формациях, где господствует частная собственность на средства производства, отношения между классами строятся по принципу господства — подчинения. Господствующие классы, обладающие монополией на средства производства, выступают как эксплуататоры, а угнетенные классы, лишенные этой собственности, являются эксплуатируемыми.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 26.
2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 15.
От отношения классов к средствам производства зависит и их роль в общественной организации труда. В антагонистическом обществе классы выполняют различные функции в общественном производстве. Класс, владеющий средствами производства, выступает организатором производства, занимает командное положение в экономике и сосредоточивает в своих руках руководство и управление производством. Эксплуатируемые классы выполняют в производстве подчиненную роль и заняты, как правило, только исполнительными функциями. «Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием,— указывал К. Маркс,— наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист» '.
Способы получения и размеры доли общественного богатства того или иного класса также зависят от отношения к средствам производства. Во всех антагонистических формациях источником дохода эксплуататорских классов является присвоение прибавочного продукта, создаваемого трудом угнетенных классов. Но конкретные способы присвоения зависят от различных форм эксплуатации. Так, рабовладелец получал прибавочный продукт от рабов путем открытого насилия; феодалы — от крестьян в виде ренты посредством внеэкономического принуждения; капиталист — в виде прибыли, источником которой служит создаваемая рабочим прибавочная стоимость. Резко различаются и доли общественного богатства, которыми владеют различные классы. Эксплуататоры сосредоточивают в своих руках огромные богатства, а эксплуатируемые зачастую не имеют необходимого прожиточного минимума.
Ленинское определение классов имеет исключительно большое методологическое значение. Оно позволяет проанализировать действительные отношения людей в классовом обществе, определить место каждого класса в социальной жизни, его сущность, его цели и интересы. Из этого определения вытекают важные революционные выводы. Если классы отличаются прежде всего различным отношением к собственности на средства производства, то, чтобы ликвидировать несправедливые порядки в обществе, надо уничтожить частную собственность, поставить всех людей в одинаковые отношения к средствам производства.
Буржуазные социологи при рассмотрении социальной дифференциации в обществе отрицают основные признаки классового деления и прежде всего главный классообразующий признак — отношение людей к средствам производства. Большая часть из них противопоставляет марксистско-ленинскому
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 344.
учению о классах так называемую теорию социальной стратификации, в которой утверждается, что в современном буржуазном обществе якобы уже не существует полярно противоположных классов. Поэтому лучше говорить не о классовых различиях, а о некоторых социальных пластах или слоях, а вместо понятия класс пользоваться термином «страта» (от лат. stratum — слой, пласт). В качестве критерия принадлежности к той или иной «страте» выбираются произвольные признаки, начиная от рода занятий, дохода, уровня образования, условий быта и кончая престижем, вкусом, привычками и т. д. Нетрудно заметить, что теория социальной стратификации направлена на то, чтобы замаскировать существующие в капиталистическом обществе классовые противоречия, свести их к обычным профессиональным или бытовым различиям людей и тем самым отвлечь внимание трудящихся масс от действительных причин их ния собственниками