Современная буржуазная социология — совокупность взглядов, концепций и учений, выражающих классовые интересы буржуазии. Поскольку класс буржуазии неоднороден, неоднородна и буржуазная социология, что находит свое отражение в идейно-политических направлениях: неолиберализме и близких к нему буржуазно-реформистских и социал-реформистских теориях, с одной стороны, и неоконсерватизме — с другой. Различные слои буржуазии свои классовые интересы выражают в концепциях и доктринах, далеко не совпадающих в частностях, но единых в одном — стремлении оправдать и защитить капиталистические порядки. Этим определяется характерная особенность буржуазной социологии — апология капиталистического строя, пронизывающая все ее аспекты. В качестве официальных, господствующих теорий выступают концепции, отражающие, как правило, интересы монополистической буржуазии, в руках которой находится политическая власть. Поскольку монополиям свойственно стремление к реакции, то и теории, выражающие взгляды монополистической буржуазии, представляют собой наиболее реакционные черты буржуазной социологии в XX столетии. Следовательно, основное содержание современной буржуазной социологии определяется прежде всего характером развития капиталистического строя.
|
|
На содержание идей буржуазной социологии влияет и соотношение классовых сил на международной арене, борьба между двумя социальными системами — социализмом и капитализмом, составляющая главное противоречие современной эпохи. Идеологическая защита империализма ныне невозможна без борьбы с социализмом и марксизмом-ленинизмом. Именно поэтому апология капитализма органически сливается с антикоммунизмом и антисоветизмом. Идеологи монополистической буржуазии и их пособники систематически проводят кампании против СССР и других социалистических стран.
В отличие от буржуазных течений конца XIX века современная буржуазная мысль далеко не всегда использует открытую и откро-
венную апологию, наиболее предпочтительными считаются прикрытые и изощренные формы. Более того, апология капитализма находит свое выражение и в критике существующей буржуазной действительности со стороны мелкобуржуазных идеологов. Критикуя, в частности, те или иные ее стороны, буржуазно-реформистские идеологи, ревизионисты, «новые левые», неотроцкисты и др. остаются апологетами буржуазного строя. Они лишь приспосабливаются к новым условиям. Здесь следует отметить также один из характерных приемов буржуазно-реформистской идеологии, разоблаченный еще В. И. Лениным. В книге «Государство и революция» он писал: «...распространенной ошибкой является буржуазно-реформистское утверждение, будто монополистический или государственно-монополистический капитализм уже не есть капитализм, уже может быть назван «государственным социализмом» и тому подобное»1.
|
|
Идея трансформации капитализма в социализм, которая пронизывает ныне значительную часть буржуазно-реформистских концепций, в скрытой форме содержит в себе надежду на сохранение капитализма.
Обосновывать правомерность существования исторически изжившего себя социального строя, каковым является капитализм, с научных позиций невозможно. Поэтому буржуазные социологи в трактовке общественных явлений продолжают оставаться на позициях идеализма. Исторический идеализм, преимущественно субъективный, — характерная черта современной буржуазной социологии, выражающей интересы реакционного класса.
Иллюзорность буржуазного сознания находит свое выражение в иррационализме — в попытках, ограничивающих рациональное познание социальных явлений. Тяга к созерцанию, интуиции и т. п. наряду с социальными корнями имеет и свои гносеологические причины. Буржуазное сознание, как извращенное, мистическое сознание, находит питательную среду в товарном фетишизме, при котором общественные отношения людей принимают форму свойств вещей (товаров) или самих вещей (денег)2, а также в стихийном характере общественного развития капитализма, сопровождаемом различного рода социальными катаклизмами (войнами, кризисами, безработицей и т. д.). Как и общефилософский, исторический идеализм представляет собой преувеличение, абсолютизацию какой-либо черточки, стороны реально существующей социальной действительности. Так, технократический детерминизм, абсолютизируя роль техники в общественной жизни, игнорирует или полностью отрицает значение производственных отношений и тем самым извращенно толкует развитие в истории.
' Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 68.
2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 80—93.
Ныне исторический идеализм подчас маскируется под материализм. Типичными в этом отношении являются, например, взгляды Р. Арона (1905-1984) и У. Ростоу (р. 1916). Оба они - представители технократического детерминизма. Например, Р. Арон утверждал, что все элементы социальной жизни равнозначны в процессе развития общества (многофакторный подход), но, будучи непоследовательным в своих суждениях, отдавал предпочтение технике (однофакторный подход). Техника же понималась не как искусственно созданное материальное образование, а как идеальный момент рациональной деятельности людей. Налицо типичный идеализм. У. Ростоу, выступивший с попыткой опровергнуть научное учение об общественно-экономической формации, в обосновании своей концепции использует обильный экономический материал. Однако исходными причинами общественного развития у него выступают не экономические факторы, а сознание выдающихся личностей.
Итак, исторический идеализм признает первичным в социальной жизни духовное начало, отводя общественному бытию вторичную роль.
Другой чертой современной буржуазной социологии является индетерминизм — отрицание объективно существующих причинно-следственных связей и других закономерностей социальной жизни. Порожденный объективной бесперспективностью капитализма, индетерминизм служит теоретическим средством, которое активно используют многие апологеты империализма. Вне их рассмотрения остаются общественные законы, познание содержания и функционирования которых может обеспечить истинно научный подход в понимании общества. Но ведь такой подход неминуемо ведет к признанию неизбежной смены капитализма более совершенной формацией — коммунистической, что, естественно, идет вразрез с назначением буржуазной социологии.
|
|
Индетерминизм в буржуазной социологии сочетается с агностицизмом. Отрицается возможность познания социальных явлений под тем предлогом, что в общественной жизни якобы отсутствуют объективные, причинно-следственные и другие закономерности, присущие лишь природе.
Антинаучность современной буржуазной социологии наглядно проявляется в ее эклектичности. Эклектика — смешение различных точек зрения и взглядов — выступает как основной принцип мышления многих буржуазно-реформистских идеологов. Эклектика пронизывает книги У. Ростоу, в которых переплетаются такие теории, как концепция единого индустриального общества, теория факторов, теория элиты и др. Она отчетливо проявляется также в работах Р. Арона и других буржуазных социологов.
Для буржуазной социологии, постоянно находящейся в кризисном состоянии, характерен глубокий исторический пессимизм. Империализм, охваченный экономическим и идейно-политическим кризисом, переживает упадок духовной культуры, который трансформируется в буржуазном сознании как явление глобальное, международное. Пессимизм — характерная черта мировоззрения классов, обреченных историей на гибель. Не случайно многие буржуазные идеологи общий кризис капитализма, его упадок и разложение воспринимают как тотальную катастрофу.
Наиболее отчетливо пессимизм (ожидание гибели, надвигающейся «мировой ночи») чувствуется в воззрениях представителей франкфуртской школы. У экзистенциалистов пессимизм выступает в форме представлений о трагизме существования личности, ее одиночестве, обреченности, индивидуализме. Идеи пессимизма присущи и идеологам правого ревизионизма, смыкающегося с буржуазной социологией в борьбе против марксизма-ленинизма.
Внутри буржуазной социологии XX столетия четко различаются два различных подхода к исследованию общества. Представители одного из них сосредоточивают свое внимание на рассмотрении общих проблем, разработке концепций, охватывающих общество в целом, общих принципов его функционирования и развития. Представители другого занимаются исследованием отдельных локальных сфер общественной жизни, той или иной специальной области — социальной структуры, социального планирования, политических отношений, семьи, занятости людей, досуга людей, спорта и т. д. Первое направление представляет собой философию истории, или социальную философию, второе — эмпирическую социологию.
|
|