Буржуазная эмпирическая социология

Впервые это направление возникло в 20-х годах нашего сто­летия в США, первыми трудами эмпирической социологии стали книги У. Томаса (1863-1947) и Ф. Знанецкого (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918—1920) и Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии» (1921). В первой решалась задача конкретного анализа национальных, се­мейных и других отношений, а также явлений бродяжничества, преступности внутри сравнительно небольшой группы польских крестьян, переселившихся в Америку. Материалом для анализа служили письма, автобиографии, анкеты и т. д. Вторая книга пред­ставляла собой попытку систематизации принципов, методов и приемов конкретно-социологических исследований. Эмпириче­ская социология широко применяла наблюдение, опросы, анкети­рование, социальный эксперимент и моделирование, математиче­ские методы обработки и т. д. Поскольку техника эмпирических со­циологических исследований содержит некоторые моменты обще­научных методик, эмпирическая социология была объявлена науч­ной социологией. Однако подлинно научным исследование делает не совокупность применяемых в нем методов и приемов, а верное и глубокое теоретическое обоснование и главное — подтверждение практикой. В основе же эмпирической социологии лежат идеали­стические принципы позитивизма и прагматизма, а также положе­ния буржуазной социальной психологии, исходящей, по существу, из первичности человеческих побуждений, интересов и мотивов. Нельзя отрицать определенной практической значимости некото­рых методов и приемов эмпирической социологии и отдельных конкретных исследований. Однако там, где речь идет об общесоцио­логических выводах, эмпирическая социология полностью утрачи­вает научный характер. Но и конкретные исследования эмпириче­ской социологии имеют весьма ограниченное значение, во-нервых, потому, что они, как правило, охватывают весьма ограниченные группы людей, и, во-вторых, носят описательный, поверхностный

мости теории экономического детерминизма ныне утратил зна­чение реально важной проблемы»1. Видно, что, отказываясь от признания определяющей роли экономических отношений, струк­турно-функциональный анализ фактически опирается на идеали­стическое решение основного вопроса философии применительно к общественной жизни. Функционалисты прямо объявляют о своем стремлении встать над материализмом и идеализмом. Для этого они кроме теории факторов используют и теорию социального дей­ствия, утверждая, что именно социальное действие есть самый простой, исходный элемент всей социальной структуры. Схема со­циального действия такова: действующее лицо или актер; ситуа­ция, в которой происходит действие; цели действия и средства их достижения. Все три составляющих трактуются субъективистски: сущность актера — это его сознание; ситуация — это представле­ние актера о его социальном окружении; цели и мотивы действия определяются индивидуальными устремлениями актера. Таким об­разом, основная схема структурно-функционального анализа ока­зывается субъективно-идеалистической. В целом это направление оказалось бессильным преобразовать эмпирическую социологию, ибо его теоретическое содержание не выходит за рамки традицион­ных буржуазных взглядов.

Эмпирическая социология в настоящее время все более при­спосабливается к решению практических проблем большого биз­неса. В ее рамках существуют десятки направлений: городская социология, социология личности, социология культуры, индустри­альная социология, социология национальных отношений и т. д. с еще более мелким дроблением внутри каждого из направлений. Все эти направления в конечном итоге обслуживают потребности капиталистического производства. Так, весьма распространенная индустриальная социология ставит своей задачей налаживание отношений между рабочими и хозяевами, между рабочими и мас­терами, поиски новых стимулов труда для рабочих, способов разре­шения конфликтов на производстве и т. д. Главная цель этого направления — повышение прибылей монополий, сглаживание остроты классовой борьбы, подрыв единства рабочего класса. Для эмпирической социологии в целом, как и для всей буржуазной со­циальной мысли, характерна апологетика капиталистических от­ношений, которой подчиняются и применяемые ею методы иссле­дования.

Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972, с. 377.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: