Границы верховной власти

1. Никогда не будет существовать верховная власть которая могла бы делать все то что она захочет и как захочет потому что повиновение – это соответствие воли поданного воли верховной власти.

Природа самого поданного. Естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается так как человек и в естественном и гражданском состоянии живет по законам своей природы сообразуя со своей пользой.

Человек побуждается или надеждою, различия лишь в том что в состоянии гражданском все боятся одного и того же у всех одна причина безопасности и общий уклад жизни.

2. Законы верховной власти должны быть разумными. Разум может объединить людей в сообщества.

3. Государство не может призвать к повиновению наградами или угрозами в сфере рассуждений и убеждений, религии, любви или ненависти.

Учения Монтескье Шарля Луи (1689-1755 Франция) о законе и формах правления.

1. Генезис общества и понятие закона

2. Учение о формах правления и х принципах. Критика деспотического правления.

Работа – о духе законов.

Вопрос 1.

Монтескье яв-ся наследником традиций политической мысли Аристотеля, Гоббса, Спинозы.

1. Закон

2. Закон естественного разума который требует чтобы мы поступали с другими так как хотели бы как они поступали с нами.

3. Закон образования политических сообществ по которым природа не ограничена продолжительностью существования.

4. Закон приобретения т.е. расширение общества причем дух приобретения связан с духом пользования а не с духом разрушения

Закон имеет родовое и видовое понятие.

Родовое – т.е. законы в широком понятии это есть необходимые отношения вытекающие из природы вещей, все что существует имеет свои законы, они есть и убожества и у мира материального и у существ сверхчеловеческого разума и у животных и у человека.

Видовое – это законы человеческого существования, человек двойственное существо и физическое и духовное, такое существо способно ежеминутно забывать своего создателя – и бог ежеминутно напоминает ему о себе в заветах и религии, такое существо способно ежеминутно забывать самого себя и философы направляют его законами морали, созданы для жизни в обществе он способен забывать своих ближних и законодатели призывают его к исполнению своих обязанностей посредствам политических и гражданских законов.

Т.о. религиозным, моральным, политическим и гражданским законам предшествуют законы природы (естественные законы).

Следовательно в развитии человеческого общества выделяются 2 периода::

1. Естественное состояние – в отличии от Спинозы это мирная жизнь людей, в нем действуют естественные законы:

1. первичным мотивом поведения человека - страх, он унизителен каждый чувствует себя низшим по отношению к другим людям, Гоббс не прав утверждая что первобытные люди стремятся властвовать друг над другом, война это не естественное состояние для людей

2. с чувством своей слабости соединяет человек ощущение своих нужд – Стремление добывать себе пищу

3. чувство собственной идеи трансформируется в нужду в другом человеке. Осознание взаимности страха ведет к желанию сближения и к чувству удовольствия испытываемое каждым животным при встрече с животным той же породы. Просьба как направленность чувства от себя к другому.

4. Первоначально человек наделен чувствами затем над этой способностью надстраивается приобретение познании т.е. разум и способность речи. Желание жить в обществе. Объединение людей провоцирует войну.

2. Гражданское состояние

Вопрос 2.

Критерий классификации форм правления:

1. Природ правления – это его особый строй,

2. Принцип правления – это особенности мотивации воли правителя, это его страсти и чувства при определении формы правления

По этим критериям можно выделить 3 формы правления:

1. Республика – верховная власть находится или в руках всего нарда или его части

2. Монархия - управляет один человек но посредством установленных неизменных законов

3. Деспотия – правление вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица.

Республика:

1. Демократия:

· В ней народ яв-ся и господином и подданным

· народ здесь ….

· Законодательная власть находится в руках народа

2. Аристократия

Монархия – характеризует на современных ему государствах Европы. Монархия сильна традициями, традиции в том что феодальные сословия обладают определенными привилегиями на которые монарх не смеет покушаться, это обеспечивает равновесие власти. Уничтожение всех прерогатив сеньоров, духовенства, дворянства приведет либо к республике либо к деспотии.

Деспотическое правление – государства Востока. здесь 2-х уровневая структура власти, на вершине этой структуры деспот, основание структуры люди. Деспот невежественен, ленив, не занимается делами или поручает их другим.

Принципы правления:

Каждой форме правления соответствует свой принцип:

1. Республика:

· Добродетель – любовь к республике, а любовь к республике это умение ставить интересы государства выше собственных.

· Природа чести требует предпочтений и отличий. Утрата в чести сводится к ому что государь все сводит к своей основе. Монархия превращается в деспотическое правление.

2. Деспотия, ее принцип страх. Причины возникновения деспотии – невежество народа, отсутствие политических знаний при учреждении государства, руководство страстями при создании фрмы правления. Сущность деспотии в ней у человека один удел с животными люди руководствуютс инстинктом повиновения и страхом наказания.

Понятие общий дух народа, дух нации.

Многие вещи направляют людей:

1. Климат

2. Религия

3. Законы

4. Принципы правления

5. Примеры прошлого

6. Нравы

7. Обычаи

Как результат всего этого образуется общий дух народа.

Разумный законодатель должен его учитывать, т.к. лучше всего мы делаем то что делаем свободно. Политико-правовая сфера и сфера морали разделены. Изменит нравы и обычаи при помощи законов невозможно, такая попытка есть проявление тиранической воли.

На дух народа влияют:

1. Климат – в северном климат живут люди у которых мало пороков, много добродетели и много искренности и прямодушия. По мере приближения к югу усиливаются страсти, умножаются преступления. В странах умеренного климата вы увидите народы непостоянные в своем поведении в своих пороках и добродетелях, потому что неопределенные свойства этого климата не дают людям устойчивости. Народы жарких стран и народы востока чувственны, ленивы умом и телом, мало способны …. Восприняв одни впечатления они не могут их изменять, поэтому законы нравы и обычай остаются и сегодня на востоке таким же как и тысячу лет назад.

2. Размер территории – демократии требуют малой территории, монархии территории средние по величине, деспотии обширных территорий.

3. Религия – вера в существование бога полезна т.к. в социальном смысле она есть обуздывающее начало.

4. Обычаи торгового оборота – торговля должна быть свободной, торговое обращение должно подчиняться законам а не воли одного лица.

5. Нравственный дом народа – правитель должен обеспечить всех средствами к жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: