Обесценивание

При обесценивании целей происходит отказ от бывшего желания или его трансформация в другое, более достижимое (басня Н.А. Крылова "Лиса и виноград"). Обесценивание собственных промахов, неудач формирует персональные представления о том, что случившаяся неприятность "ничто" по сравнению с тем, что могло бы быть.

Защитный механизм обесценивания достижений и успехов окружающих, других людей в целом более сложный и, как правило, завуалирован, при этом успех другого в одной области обязательно связываются с обсуждением его неуспеха, а порой и провала в другой сфере.

Обесценивание достижений других происходит по алгоритму: предмет зависти – это то, что хочет иметь сам автор высказывания, но пока его не имеет; или то, чем человек тайно гордится. Именно вторая часть фразы – способ повышения субъективной самооценки или уровня притязаний и снижения негативных эмоций, накапливающихся завистью.

Фантазия (мечта) является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый мальчик может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник, воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, облегчает свои переживания.

Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Сновидения – вид замещения. События замещения не связаны требованиями реальности: время, пространство, необратимость. Мысли, которые человек не допускал в сознание, появляются в образах, например, лица с ориентацией на социальный успех, реализуют в сновидениях достижение желаемого поведения, а острое состояние голода вызывает сны, связанные с пищей. Грановская указывает на то, что сновидения способствуют нормализации состояния во время бодрствования, так как переживания, которые испытывает сновидец, реальны и снимают напряжение.

З.Фрейд делил сновидения на три группы:

· незамаскированные сны – вытесненные желания появляются в реальном, незамаскированном виде;

· сновидения с дефицитом маскировки – во сне человек испытывает страх, а после пробуждения – страх разоблачения;

· замаскированные сны.

Грановская выделяет ряд операций, посредством которых происходит маскировка сна:

· сгущение – объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ;

· смещение – замена в сновидении не пропускаемого цензурой желаемого, на ассоциативно связанные с маскируемыми, но менее тревожными, а потому пропускаемыми цензурой образами;

· символизация – наличие в сновидении символов, олицетворяющих желаемое. Э. Фромм выделяет три типа символов: случайные, условные и универсальные. Случайные субъективно связаны с какой-либо ситуацией, важной для сновидца. Условные – социально опосредованные, для них характерно отсутствие глубинной связи между самими символом и тем, что он обозначает. Универсальные – характеризуются близостью символа с предметами и явлениями, которые он обозначает.

Таким образом, сновидение – это перенос действия в иной план; из мира реальных событий в мир событий в фабуле сновидения, где реальные тревожащие факторы маскируются символами. Упорядочивание фактов в бессознательном состоянии представляет собой динамический процесс. Ощущения оживают в образах, и чем сильнее переживания, тем ярче выражающий их образ.

Уход в виртуальную реальность/виртуальность

Причиной погружения в виртуальную среду может быть некая психотравмирующая ситуация (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.). Выделяют три типа виртуальных проявлений психологической защиты:

1. виртуальные компьютерные миры, разнообразные кино- и телефильмы, главная отличительная черта которых – возможность взаимодействия с вымышленной "реальностью";

2. художественный вымысел и образы фантазии – книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты;

3. реальность абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы.

Общее в этих явлениях то, что все это субъективные модели реальности, в одном случае существующие в виде материального воплощения (компьютерные модели и графики), в другом – в виде недоступного для внешнего наблюдения субъективные образы (сон, фантазии) в третьем – в виде научных конструктов и понятий.

Р. Лифтон и Э. Ольсон пишут о том, что моделирующая способность, которой обладает психика, с одной стороны, отражает существующую объективную реальность, с другой стороны– формирует ее психическую модель, которая относительно независима от первой, поскольку существует вовне и воспринимается как самостоятельный объект.

Будучи производным психики, психические модели так же предстают, являются психике, как и объективный мир. Иной раз психика делает это различие между объективной и виртуальной реальностью, между фактом и фантазией, но иногда нет.

Интернет, психотронное оружие, компьютерные игры– все это буферная реальность, предохраняющая личность от прямого соприкосновения с человеческой реальностью, опосредующая контакт с миром (в том числе и социальным). Одно и то же явление может выступать в разных функциях и относиться к разным сферам виртуальной реальности. Новые интерактивные формы кино, литературы, допускающие вмешательство наблюдателя в сюжет, переводят эти явления из класса "виртуальной виртуальности", чистого вымысла в класс "виртуальной реальности", вымысла, который можно "пощупать руками", в который можно физически перенестись. Переход виртуальной реальности в реальную реальность (управление виртуальной моделью космического корабля, химическим процессом) повторяется в точности как с реальными предметами.

Одним из видов виртуальных защитных механизмов является уход от неприятностей, существующих в реальной жизни, с помощью средств воображения. Воображение проявляется в различных формах, в частности– фантазии и мечты, которые и осуществляют идеальное преобразование объективной реальности, переосмысления образов, ситуаций.

Включение в виртуальную реальность рассматривается с различных позиций и предполагает выполнение ряда функций:

· преодоление интрапсихического конфликта, вызванного глубинными причинами, которые лежат либо в области семейных отношений, отношений со сверстниками, внутриличностным конфликтом;

· защитный механизм личности, так как, погружаясь в виртуальную реальность, человек как бы защищает себя от каких-то проблем, тревоги, комплексов; средство компенсации неудач. Именно виртуальный мир дает ту свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни зачастую не всегда возможны;

· защитой сознания от напряжения, тревоги и т.д. в виртуальном мире бывает более "наглядна".

Яркие, неожиданные ситуации виртуального мира становятся и привлекательнее, и реальнее тусклой повседневности. Защитные механизмы, построенные на фантазии, мечте ("воздушные замки") отличаются наибольшей пассивностью субъекта, плохой адаптированностью к социальным условиям. Основными разновидностями этого являются:

1. Виртуальные достижения. Субъект придумывает для себя достижения в тех проблемах, которые он не может решить в жизни.

2. Виртуальная идентификация – отождествление себя с великим человеком или персонажем – героем битв, мужества и красоты или "великим мучеником", связанные с фантастическим избавлением от ситуации.

Оглушение (зависимость от ПАВ)

Защитный механизм оглушения складывается благодаря определенным свойствам алкоголя и наркотических веществ, освобождая личность на некоторое время от эмоциональной напряженности и тревоги. Т.Тарт определяет наркотизацию как механизм отвлечения. Но при рассмотрении формирования зависимого поведения необходимо изучить причины его вызывающие. Среди таких причин есть и желание уйти от реальности, от требований общества, от ответственности, от собственных страхов и переживаний, или это способ найти «лучший»мир, в котором твои потребности удовлетворяются, проблемы разрешаются само собой, а цели всегда легко достижимы.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) имеет несколько эффектов:

1. Кэф-эффект заключается в чувстве психологического и физического комфорта, своеобразной релаксации, созерцательном отношении к происходящему.

2. Транквилизирующий эффект связан со способностью алкоголя и наркотиков временно смягчать явления эмоционального напряжения, психологического дискомфорта.

3. Эйфоризирующий эффект – это способность алкоголя и наркотиков временно вызывать повышение настроения, чувство "взлета", беззаботности, усиливать самооценку, получать "розовоочкоый" оптимизм.

Алкоголь или наркотики употребляются для разрядки эмоционального напряжения, избавления от неприятных переживаний, чувства стеснения, повышения сниженного настроения, отвлечения от конфликтных ситуаций, решения трудных проблем и др. Психологические эффекты оглушения зависят от личностных особенностей, установок и ожиданий на получение "нужных" изменений в психическом состоянии. Потребление алкоголя или наркотиков для таких людей означает что-то похожее на психологический "тайм-аут", передышку от самого себя и от требований жизни – возникает хорошее настроение, благодушие, хотя реально для этого нет никаких шансов.

Важной особенностью алкогольного или наркотического опьянения, в плане субъективно желаемых эффектов, является усиление воображения, уход в мир фантазий и грез, очень приятных по содержанию. Это бегство от реального мира в мир инфантильных представлений, иллюзий. В воображении все удается, исчезают проблемы, все задуманное реализуется. Механизм оглушения временно блокирует мыслительные процессы, откладывая решение насущных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: