Создание команды

К

огда друзья и члены семьи, побуждаемые любовью, начнут рабо­тать сообща, они обнаружат, что их возможности безграничны. Конечно, вполне естественно сомневаться в себе и своих силах, если пытаться помочь адепту в одиночку, особенно если он взрослый чело­век, уверенный в своей счастливой участи. Вам может показаться, что культы имеют большие преимущества в том, что касается денег и людских ресурсов. Это действительно так. Однако если близкий вам человек не представляет какого-то особого интереса для лидеров куль­та, они не будут беспокоиться из-за него так, как это делаете вы. Отдельные члены группы не привлекают пристального внимания со стороны высших лидеров, занятых, как правило, «более важными» проблемами. Если для создания эффективной команды вы привлече­те как можно больше друзей и родственников, ваши преимущества не замедлят проявиться.

Команда, избравшая подход стратегического взаимодействия,— это сеть поддержки не только для члена культовой группы, но и для каждого, кому небезразлична его судьба. Команда собирается затем, чтобы вступать в контакт с культистом, способствовать организации мини-взаимодействий и воздействий на эмоциональном и других уровнях и в конечном счете помочь исцелению адепта от последствий контроля сознания. Каждый случай — это уникальный комплекс про­блем, и каждый человек, участвующий в процессе стратегического взаимодействия, вносит свой существенный вклад в процесс исцеле­ния. При наличии у членов семьи гибкости и хорошего воображения самые неожиданные и удивительные события могут работать на бла­го. Работая вместе и поддерживая друг друга, члены команды полу­чают возможность перестроить семейную систему так, чтобы сделать жизнь каждого человека лучше.


СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

Я часто удивляюсь, насколько быстро команда ПСВ, будучи при­веденной в движение, может осуществлять в своем роде уникальную и полезную деятельность. Несколько лет назад, после лекции в центре «Нью Эйдж», расположенном в одном из районов Бостона, ко мне подошла женщина лет двадцати с небольшим и спросила, что я думаю о некоей группе, возглавляемой женщиной-гуру'. Я ответил, что се­рьезно озабочен данной группой, и рассказал о странице в Интерне­те, созданной бывшим членом группы с семнадцатилетним стажем. Моя собеседница со своей стороны рассказала, как десять лет назад ребенком была введена в эту группу собственной матерью. Она даже провела пару лет в Индии, где испытала множество разочарований, в связи с чем приняла решение оставить группу. Помимо собственных проблем, она также переживала внутренний конфликт из-за матери, которая пользовалась авторитетом как один из лидеров американской ветви организации. Рассказав это, молодая женщина взяла мой но­мер телефона и позже позвонила с просьбой о консультации. Мы при­ступили к консультированию, после чего она попросила, чтобы я по­работал с ее матерью.

Поскольку они с матерью всегда были очень близки, она чувство­вала, что взаимопонимания хватит, чтобы прямо обратиться к матери и предложить трехдневную встречу. В ходе подготовки к воздействию она осведомилась, следует ли ей вступать в контакт с братом. Конеч­но, я предложил с ним связаться, тем более, что. по ее сведениям, он всегда был критически настроен в отношении их участия в группе. Они с братом отдалились друг от друга, им было труднее ладить, чем прежде. Я сказал ей: «Ваша мать все еще в этой группе, и мы знаем, что вашему брату это не нравилось. Сообщите ему, что вы замышля­ете, и посмотрите, готов ли он участвовать в запланированном нами воздействии». К счастью, он оказался более чем готов.

Спустя несколько дней после этого воздействия ее брат позвонил мне. Он казался смущенным и потрясенным, говорил, запинаясь и заикаясь на каждом слове. После длительного молчания я спросил, о чем же он хотел поговорить. Он принялся рассказывать, как испытал настоящий шок, вдруг обнаружив, что группа, в которой он состоял уже несколько лет, является в высшей степени закрытым культом, применяющим контроль сознания. Он просил меня ничего не гово-

1 Черты, позволяющие установить личность в этой истории, были измене­ны, чтобы защитить частную жизнь клиента.


150 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

рить сестре или матери,— что я, разумеется, пообещал. Как он рас­сказал, его группа малочисленна, насчитывает приблизительно сто мужчин и женщин, и никто из посторонних не знает о ее существова­нии. Даже его невеста, уже несколько лет жившая с ним, находилась в полном неведении. Когда она спрашивала о частых собраниях, он говорил, что ходит на специальные занятия по актерскому мастерству и что ему совсем не хочется их обсуждать. Как оказалось, его причас­тность к культу была главным источником трений в их отношениях, так как женщина чувствовала, что часть личности любимого человека остается для нее недоступной.

Я попросил рассказать подробнее об этой группе. Ее лидеры утвер­ждали, что следуют учениям Гурджиева и Успенского1. Предвари­тельно я поговорил с людьми, участвовавшими в другой культовой группе, предположительно основанной на той же самой философии. Молодой человек попросил провести с ним несколько сессий, в ре­зультате которых ему удалось разобраться со своим опытом. (Позднее он женился на своей невесте, и теперь у них двое прекрасных детей.)

Таким образом, в ходе воздействия на мать обратившейся ко мне женщины мы выяснили, что ее брат был связан с другой деструктив­ной группой. Я порекомендовал ему раскрыть сестре и матери, а так­же отцу, уважаемому буддистскому учителю, свое участие в культе. Мать в итоге предпочла оставить группу, и семья сплотилась как ни­когда. Духовный путь членов семьи тем не менее продолжался: на­пример, мать начала помогать другим людям, попавшим в сходную 15еду. Она даже помогла мне консультировать женщину из Аум Син-рикё, так называемого буддистского культа, на котором лежит ответ­ственность за преступления с использованием нервно-паралитическо­го газа зарина в Японии в 1994 и 1995 годах.

Примерно через год мне позвонила женщина, увидевшая мое имя в статье, посвященной сайентологии и Интернету, в газете «Бостон глоб»2. Ее жених только что разорвал помолвку, потому что отказался говорить о своих секретных собраниях. Она думала, что у него роман или что он уже был ранее женат, но по прочтении статьи она точно услышала щелчок и связалась со мной. Все это в значительной мере

1 Гурджиев был довольно-таки противоречивой личностью, вызывающей раз­
ногласия в оценках. Оба эти человека писали книги, посвященные мистическо­
му «учению» о совершенствовании души. Я уверен, что существуют и другие
«школы» Гурджиева и Успенского, не применяющие обман и деструктивный кон­
троль сознания.

2 Я упоминал об этом случае в главе 1.


Глава 5. Создание команды + 151

напомнило мне о прежней истории. Я позвонил молодому человеку, брату моей клиентки, и выяснилось, что он знает жениха обратив­шейся ко мне женщины, поскольку состоял с ним в одной организа­ции. Я проинструктировал ее, и двое мужчин Договорили друг с дру­гом по телефону. Вместе с ней мы вскоре встретились с ее женихом и провели совместное консультирование. Он также предпочел оставить группу, и они сейчас вместе.

Культы хорошо скоординированы как системы влияния. Они до­биваются успеха потому, что организуют адептов с целью оказывать давление на новичков и ловят их в западню всеобъемлющего контро­ля. Но согласованный униформизм культа является также и одной из его слабостей, так как делает его стратегию и тактику в высшей степе­ни предсказуемой. Команда ПСВ, с другой стороны, может быть творческой, гибкой и непредсказуемой. Чем больше вы найдете лю­дей, желающих участвовать в команде, тем большим числом вариан­тов вы будете располагать.

Когда вы начнете искать подход к потенциальным членам коман­ды, некоторые из них могут отказаться участвовать или даже будут возражать против применения ПСВ как такового. Часть людей полно­стью отрицает существование данной проблемы. Отрицание пробле­мы защищает семью и друзей культиста от неприятной необходимости что-нибудь делать. Психологический механизм отрицания может дей­ствовать и при других серьезных проблемах типа алкоголизма, нарко­тической зависимости или болезненного влечения к азартным играм. Начать работу с отрицанием следует со сбора информации. Поговори­те с бывшими членами культов, экспертами, другими семьями, ока­завшимися в сходной ситуации, а также с членами семьи и друзьями, обеспокоенными данной проблемой.

Спросите человека, занимающего позицию отрицания: «Какие тебе нужны доказательства, чтобы убедиться в существовании про­блемы?» Как только критерии будут сформулированы, вы сможете предпринять необходимые шаги, чтобы предоставить требуемую ин­формацию или поделиться опытом.

Многие потенциальные члены команды, когда вы начнете подхо­дить к ним, обнаружат недостаточные знания о деструктивных культах или вовсе их отсутствие. Может статься так, что члены семьи и друзья не пожелают занять конструктивную позицию, а продемонстрируют ошибочные убеждения, блокирующие путь к какому бы то ни было содержательному диалогу или плодотворному действию. Некоторых из друзей близкого вам человека, возможно, оттолкнула его культо-


152 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

вая личность. Одни родственники начнут говорить, что «не хотят вме­шиваться», другие — что не верят в реальность контроля сознания. Но эти трудности разрешимы. При соответствующем обучении и под­держке многие из этих людей станут эффективными членами коман­ды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: