double arrow

ДЕЛИТЕСЬ ЧУВСТВАМИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, НО НЕ СУЖДЕНИЯМИ

Различие между восприятием и суждением иногда трудноуловимо. В приведенном ниже примере член команды, чье имя было измене­но, совершает обычную ошибку, предлагая вывод вместо наблюде­ния.

Дэнни: Я понимаю, что должен был задать [близкому человеку] конк­ретный вопрос, вроде: «Что ты сделал для изучения контроля со­знания?». Я обычно чувствую, как он замыкается, и отступаю.

СХ: Указывали ли вы ему когда-нибудь на то, что, задавая подобный вопрос, чувствуете, как он замыкается? Подобные действия не похожи на него, так что же происходит?

Дэнни: Мне кажется, я указал ему, что он склонен занимать оборони­тельную позицию.

СХ: Сказать, что он «склонен занимать оборонительную позицию»,— значит высказать критическое суждение. Это — оценка, в то время как если бы вы просто сообщили о возникшем у вас чувстве и спро­сили: «В чем тут дело?» — это дало бы ему обратную связь с просьбой подумать и, возможно, понять вас. Вместо утверждений задавайте открытые вопросы, добиваясь максимума информации: + Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с папой.


230 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

+ Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с мамой.

+ Скажи, что ты думаешь (чувствуешь) об отношениях с братьями и сестрами.

В ходе большинства организованных мной стратегических взаимо­действий члены семьи быстро понимают, что далеко не всегда ориен­тируются в том, что данный человек думал раньше о тех или иных людях и вещах. Помимо обучения членов семьи методам общения, я стараюсь заставить их понять, как мало они знают, и подтолкнуть их к тому, чтобы они узнавали больше. Несомненно, им следует скрупу­лезно собирать информацию от стадии докультовой личности до ны­нешнего состояния и связанных с ним воззрений.

Младший брат: Я не знаю, как отвечать на некоторые вопросы пред­ложенной «Формы для получения исходной информации».

Если вы не знаете ответов, спрашивайте у других, но особенно спрашивайте у своего близкого. Это — еще одна возможность добить­ся взаимопонимания и доверия в ходе сбора информации. Некоторые из вопросов, которые вы могли бы задать, могут быть такие: + Я действительно не знаю тебя так, как хотел бы. Скажи, как об­стояли дела до того, как ты попал в свое нынешнее окружение? + Как бы ты описал свои отношения с папой три года назад, перед

тем, как присоединился к группе? + Что бы ты хотел изменить в отношениях с мамой или папой? + Что ты думаешь о времени своего взросления? Что ты думаешь о

нынешнем положении? 4- В чем, по твоему мнению, папе следовало бы измениться?

Культист может ответить:

+ Мне хотелось бы, чтобы папа чаще высказывал одобрение.

+ Мне хотелось бы, чтобы папа чаще оказывал моральную поддерж­ку.

+ Мне хотелось бы, чтобы папа больше интересовался мной как лич­ностью.

+ Мне хотелось бы, чтобы он обнимал меня, хвалил и лучше слу­
шал. «

На второй день моего депрограммирования мой отец потерял само­обладание и разрыдался. Он спросил, что бы я почувствовал, если бы мой сын, мой единственный сын бросил учебу, переехал в другой город и присоединился к весьма сомнительной компании. В этот


Глава 8. Взаимодействие с двойной личностью + 231

момент эмоции отца проникли в мое сердце, и я понял, что он дей­ствительно любит меня.

Помните, что вы получите совсем другой ответ на эти вопросы, если отвечать будет культовая личность. Приготовьтесь услышать не­которые неприятные, иногда высокомерные и бесцеремонные отве­ты, но постарайтесь слушать внимательно. Не все, что высказывает культовая личность, будет изначально ложным. Если культовая лич­ность выдает негативное обобщение, вроде: «Папа никогда не слушал меня», признайте это. Если вы точно знаете о тех моментах, когда отец.его слушал, приведите эти контрпримеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: