Философия позитивизма
Позитивизм – это эмпирическая философия. Его появление было вызвано развитием науки и техники в первой половине 19 века.
1. Основателем философии позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт.
a. По Конту отдельный индивид, общество и человечество в целом проходят универсальные этапы своего развития. Этапы:
f.i. Теологический. На этом этапе действительность объясняется посредством сверхъестественных величин, а господствующей формой знания становится религия.
f.ii. Метафизический. На этом этапе действительность познается посредством абстрактных понятий, а господствующей формой знаний становится метафизическая или спекулятивная философия.
f.iii. Научный (позитивный). Действительность объясняется посредством научных фактов, а господствующая форма знаний – наука. По Конту 3ий этап наивысший и определяющий.
g. Наука познает явления, на основе которых формируется научные факты. Основной логический метод – индукция. Основными методами получения фактов являются наблюдения и эксперимент. Конт полагал, что наука отвечает на вопрос «Как?» (как устроен мир), но не отвечает на вопрос «Почему?».
|
|
h. Количество наук по Конту ограничено:
h.i. математика, механика
h.ii. физика, астрономия
h.iii. химия
h.iv. Биология
h.v. социология (социальная физика).
i. Религия на позитивном этапе превращается в позитивную религию. Конт водит понятие «альтруизм» (бескорыстная забота о ближнем). Философия на позитивном этапе берёт на себя функцию систематизацию знаний и выработки научной методологии.
2. Герберт Спенсер.
a. За основу берётся учение о вселенной. Основным законом вселенной является закон эволюции. Принципы дифференциации и интеграции - это принципы эволюции. Вселенная не познаваема, познать мы можем только явления. Конечные причины вселенной нам будут неизвестны. Поэтому непознаваемое изучает не наука, а религия - непознаваемое. => сторонник агностицизма.
b. Был одним из создателей социологии. Он считается сторонником органической теории и рассматривал общество по аналогии с биологическими объектами. Спенсер считается одним из создателей теории социал-дарвинизма. Общество, как и природа, подчиняется универсальным законам и закономерностям. Основные законы: закон естественного отбора и конкуренции видов. Есть 2 типа общества:
b.i. Воинственное (военное) общество. Конкуренция и отбор происходит при помощи силы.
b.ii. Промышленное (индустриальное) общество. Конкуренция и отбор за счет ума и деловых качеств. Наиболее прогрессивное и развитое общество
c. Спенсер был критиком любых вариантов социализма. Т.к. социализм противоречит законам эволюции. Социализм – это поощрение худших за счёт лучших. Социализм – это всегда перераспределение национального достояния. Перераспределение осуществляется чиновниками, а они в первую очередь обеспечивают свои интересы, а не других нуждающихся. Выступать в помощь нуждающихся должны религиозные организации и общественные фонды.
|
|
d. Сторонник сторонником либерализма.
Философия иррационализма
Иррационализм – это критика роли разума и рациональной деятельности.
1. Фридрих Ницше.
a. Критик теории прогресса. Всему живому свойственна воля к власти. Был сторонником Волюнтаризма. Есть только 1 идея: утверждение своей воли по отношению чужой. Существуют личности, у которых воля к власти носит гипертрофированный характер, они и творят историю.
b. Ницше ставит ещё 1 проблему: вопрос о кризисе современной европейской культуры. Кризис европейской культуры начался достаточно давно, в эпоху Сократа и Платона. Гармония из двух начал:
b.i. Деонисийское начало – начало чувств, спонтанного самовыражения, иррациональность.
b.ii. Аполонское начало – рациональное, рассудочное. Гармония нарушается и Аполоновское начало начинает доминировать (все начинается мериться истиной и пользой в ущерб подвигу и чувству).
В дальнейшем это усугубилось с принятием христианство, т.к. христианство – это религия рабов, она подавляет волю к власти. Конечный итог: «Бог умер», т.е. уМерла система ценностей Европы.
2. Анри Берксон. Философия Жизни.
a. Берксон выделял два основных инструмента познания действительности:
a.i. Интеллект (разум). Интеллект теснейшим образом связан с практикой (позитив). Интеллект не созерцает действительность, он лишь извлекает из неё то, что необходимо ему для практических целей. Из интеллекта вырастают наука и техника, именно они связаны с практическими целями. Основным методом интеллекта по Берксону является кинематографический метод (т.е. мы монтируем из действительности необходимую информацию). Интеллектуально невозможно адекватно понять движение и развитие. Поэтому посредством интеллекта нельзя познать жизнь. Все недостатки интеллекта снимаются познанием посредством интуиции.
a.ii. Интуиция. Для того, чтобы познавать интуитивно не нужно ничего знать и уметь, нужна лишь направленность воли на объект созерцания. Только посредством интуиции можно познать развитие => только посредством интуиции мы можем познать жизнь. В основе жизни лежит такое иррациональное начало, которое он определял как жизненный порыв.
b. Основные черты живого:
b.i. Жизнь необратима, она радикальна.
b.ii. Жизнь неповторима, любой биологический объект обладает индивидуальными чертами.
b.iii. Жизнь непрогнозируемая.
c. Вводит понятие закрытого общества, которое базируется на насилие, и понятие открытого общества, базируемое на симпатии людей друг к другу.
3. Зигмунд Фрейд.
a. Он был создателем иррационального понимания психики. Психика человека неоднородна:
a.i. Базовая и главная часть называется «Оно» или «бессознательное». Здесь формируется основные цели и желания человека, но они не осознаются.
a.ii. Второй уровень – это «Я» или «эго». Уровень взаимоотношения с внешним миром. Здесь осознаются желания.
a.iii. Третий уровень – это «сверх-Я» или «супер-Эго» уровень моральных и культурных норм, которые воздействуют на психику человека (например, совесть).
a.iv. Энергетической основой является «либидо» (сексуальное влечение).
b. Вводит понятие сублимация: переключение энергии в другие сферы.
c. У позднего Фрейда есть 2 начала:
c.i. Эрос (конструктивный)
c.ii. Тонатос (разрушительной)