Лекция №10(26.04.12)

4. Лифредо Парето. Большинство людей подчиняются не разуму, а чувству.

a. Наиболее приемлемый способ управления людьми – это идеологии. «Чем глупее идеология, тем более она эффективна».

b. Субъектом управления являются элиты. Парето был одним и создателей теории элит. Парето выделяет в политической системе 2 вида элит:

b.i. Львы. Это те, кто приходит к власти, применяя методы прямого насилия (переворот, революция и т.д.). => когда доминируют львы, в качестве господствующих утверждаются авторитарный и диктаторские формы правления.

b.ii. Лисы. Они приходят к власти, используя метод манипуляции сознанием граждан. Доминирование лис приводит к утверждению демократических форм правления.

c. В экономической сфере тоже 2 вида элит:

c.i. Спекулянты. Они готовы к риску, к инновациям. Когда доминируют спекулянты, наблюдается экономический рост.

c.ii. Рантье. Они помещают вклады в банке и получают прибыль. Не склонны к риску, предпочитают надежность и стабильность. Когда доминируют рантье, сначала начинается стабилизация, а потом начинается застой экономики.

d. Итог: Парето существенным образом повлиял на формирование концепции итальянского фашизма.

5. Освальд Шпенглер. Немец. «Закат Запада». В основном занимался философией истории и философией культуры.

a. Шпенглер, как и Ницше, отрицал теорию прогресса. Он отрицал так же наличие универсальных законов истории. История человечества – это смена различных культур. Насчитал только 11 уникальных культур. Каждая культура – это живой организм, который проходит определенные стадии:

a.i. Зарождение

a.ii. Расцвет

a.iii. Упадок

a.iv. Гибель.

b. Вечных культур не существует не более 1200-125 лет. Любая культура проходит 2 основные стадии:

b.i. Собственно культура. Формируются основные ценности и нормы данной культуры.

b.ii. Цивилизация. Новые ценности не создаются, а только тиражируются и распространяются старые.

c. Каждая культура вырабатывает свою науку, религию и искусство. Эти явления удовлетворяют только внутренние потребности той или иной культуры, но они не переводимы на язык других культур.

d. Шпенглер был сторонником культурного релятивизма, т.е. относительного характера ценностей каждой из культур.

Эмпириокритицизм или второй позитивизм.

Появление эмпириокритицизма было вызвано в значительной степени кризисом в естествознании в конце 19ого – начале 20ого веков.

Причины кризиса:

1. В конце 19ого века экспериментально было доказано, что атомы – это не последняя единица деления мира. Существуют другие образование (элементарные частицы)

2. Экспериментальным путем было доказано, что пространство и время теснейшим образом связаны с массой вещества и гравитацией.

3. Было доказано, что скорость света является величиной постоянной, и что не существует в космосе небесного эфира, который передает свет.

Позитивизм – это эмпирическая философия, которая ориентируется на опыт.

Основателями этого направления были: швейцарский философ и психолог Рихорд Авинариус и австрийский физик и философ Эрнст Мах.

1. Единственная реальность, с которой сталкивается человек в процессе познания, являются ощущения. Понятия «атом», «масса» и т.д. являются лишь удобными конструкциями для описная внешнего мира, но не реальными характеристиками мира.

2. Ощущение одновременно обладает как психическими, так и физическими свойствами, поэтому они называли их нейтральными элементами опыта. Не существует принципиальной разницы между физикой и психологией, т.к. и там и там объектом изучения являются ощущения.

3. Вывод: реальность – это лишь совокупность наших ощущений.

Эмпириокритицизм оказал некоторое влияние на ряд политических направлений. В частности на социал-демократию. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» попробовал дать развернутую критику этого направления.

Со 2ой половины 19ого века формируется новое рационалистическое направление, которое получило название «неокантианство». «Назад к Канту»

1. Маргбурская школа. Основатель – Герман Коген.

a. Самой первой дисциплиной должна быть логика чистого опыта, т.е. любое ощущение предварительное проходит первичную рациональную обработку. Для Когена истина – это процесс, к которому мы можем только приближаться, но не можем окончательно дойти. Коген в понимании истины был сторонником релятивизма.

b. Социальная философия. Самым справедливым обществом является социалистическое, но достичь всеобщей справедливости невозможно. Достичь социализма невозможно, но необходимо постоянно приближаться к нему. «Цель – ничто, стремление - все». Эта концепция существенным образом повлияла на мировоззрение Западноевропейской социал-демократией. Наиболее полным вариантом является шведский социализм.

c. Эта школа существенным образом повлияла на отечественных мыслителей.

2. Фрейгбргская/Баденская/Юго-западная школа. Основные представители: Вингельм Виндельбант и Генрих Рикерд. Основной проблемой рассматривающаяся в рамках этой школы была проблема классификации наук. Науки необходимо классифицировать не по предмету изучения, а по методам. Виндельбант выделял 2 виду наук:

a. Номотетические науки. Это науки, изучающие универсальные законы и закономерности тех или иных объект.

b. Идеогрфические науки. Это науки, изучающие уникальные способности тех или иных объектов.

Вывод: не один из этих методов нельзя свети к третьему, и они являются важнейшими в????. Это направление неокантианства оказало большое влияние на методологию науки.

3. Макс Вебер. Основное внимание на социальную философию. Главные вопросы: происхождение западной цивилизации и формирование западного капитализма. В фундаменте западной цивилизации лежит утверждение принципа рационализма (расколдовывания мира). Радикальное утверждение рационализма в западной Европе происходит в эпоху нового времени. Факторы:

a. Появление рациональной науки. Это соединение античной теории с опытными методами проверки.

b. Утверждение рационального права. Это римское право, усиленное средневековыми схоластами.

c. Появление рациональной бюрократии. Она следует определенным правилам.

d. Появление рациональной религии. Это протестантизм. Он становится одним из источников появления западного капитализма. Капитализм – это уникальное культурное явление, которое формируется только в определенный период времени и при определенном наборе факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: