Лекция №11 (10.05.12)

Неопозитивизм/3ий позитивизм/Венский кружок

Основные представители:

1. Карнат

2. Шлик

3. Гёдль

Представители неопозитивизма полагали, что кризис в естествознании и в других науках можно решить путем перехода к абсолютно достоверным, эмпирически – проверенным положениям («протокольные утверждения»).

Процедура сведения тех или иных положений к протокольным утверждениям получило название «верификация».

Язык науки должен быть формализован. Лучший язык науки – математический язык (одни позитивисты) или язык физики (другие позитивисты).

Аналитическая философия/лингвистическая философия

Основной представитель – Людвиг Виндгиштейн. Основная работа «Логика философский трактат».

Главный тезис – «Границы языка одновременно являются границами мира». Анализ языка есть одновременно анализ и мира.

Проблемы, с которыми сталкивается человек и конфликты носят языковую форму. Поэтому решая языковые проблемы, мы одновременно решаем проблемы людей. Это называлось терапией языка.

Философия это не только вид теоретической деятельности, но и практическая деятельность тоже.

Постпозитивизм

Постпозитивизм, как и неопозитивизм, основным предметом своего изучения избрал науку. Основной представитель Карл Попер. Полагал, что индуктивный метод не позволяет получить абсолютно объективное знание. Любая теория носит исключительно гипотетический характер, и не существует последнего эксперимента, который подтвердил то или иное положение. Основная проблема – это отделение научных положений от ненаучных. Для этого необходимо произвести демаркацию. Вывод: невозможно эмпирическим путем прийти к абсолютно достоверным раз и навсегда положениям. Для этого необходимо применить принцип фальсификации. Научным является только такое утверждение, которое можно опровергнуть. Те утверждения, которые нельзя опровергнуть, научными не являются. Наука – это бесконечный процесс выдвижения теорий и их опровержения. Социальная философия. Попер был одним из радикальных критиков марксизма в 20 веке. «Нищета и старецизма» «Открытое общество и его враги». Марксизм – это не наука. Наука формулирует законы, на основании которых мы можем предсказывать события, которые произойдут в дальнейшем. Законом общества не существует, т.к. общество состоит из людей, а люди обладают свободой воли => предсказать то или иное историческое событие практически невозможно. Одним из учеников Попера был известный финансист Жорж Сорас. Попер опирается на идеи Берксона и делит современное общество на 2 типа: закрытое общество, которое опирается на авторитарные и диктаторские формы правления и где осуществляется подавление личности, и открытое общество, опирающееся на рыночную экономику, демократические формы правления и плюрализм рынка. Открытое общество – это идеал, который в полном объеме ещё нигде не реализован.

Американский философ и историк науки Томас Кун. Основная работа – структура научных революций. Кун стал рассматривать науку не только как систему знания, но и как определенный социальный институт, который может меняться в историческом процессе. Вводит понятие Парадигмы. Это общепринятый взгляд, который сложился в рамках научного сообщества в тот или иной период времени. Основные парадигмы на основе физики:

i.i.1. Птолимейская парадигма. Геоцентрическая

i.i.2. Коперениканская парадигма. Гелеоцентрическая

i.i.3. Ньютоновская

i.i.4. Эйнштейновская

Всегда существуют факты, которые опровергают ту или иную теорию. В теорию включаются те факты, которые подтверждают теорию.

Социальные факторы, меняющие теории:

1. Конкуренции школ

2. Научная мода

3. Др.

Процесс переходы от одной парадигмы к другой происходит достаточно быстро в результате научных революций. После смены парадигмы переписываются учебники и в школе и в ВУЗах и начинают учить по новой парадигме.

Феерабент. Он был представителем постмодернизма. Отрицает прогресс и любую иерархию. Феерабент создал направление «эпистанологический анархизм». По Феерабенту в совренном обществе наука – это не только система знаний, это идеология. Она навязывает свои стандарты научности всем другим системам знаний. И поэтому другие виды знаний вынуждены прибегать к мимикрии (подражание). Наука – это монополист и она сама от этого страдает. Надо уравнять в правах все системы знаний. И конкуренция в различных системах знаний будет способствовать и развитию науки. Он был сторонником концепций несоизмеримости теорий. Каждая теория может оцениваться только по нормам и критериям самой этой теории, но не может оцениваться извне. Поэтому теории несоизмеримы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: