double arrow

Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности

Государственное регулирование эколого-правового режима лесополь­зования — это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребно­стей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных при­родных свойств лесов.

Различается регулирование эколого-правового режима лесопользова­ния со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

Государственное регулирование является формой осуществления фун­кций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное

регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защи­ты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государ­ственными органами.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного хозяйства[3] и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лес­хозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиаци­онной охраны лесов Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответст­вии с утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства

В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере

Основными функциями регулирования эколого-правового режима ле­сопользования являются государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустрой­ство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государствен­ный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании

Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Для организации рационального использования лесов, их воспроизвод­ства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, ор­ганизаций, граждан проводится государственный учет лесов и ведется госу­дарственный лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и земли лесного фонда

Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный лесной кадастр должен содержать сведения об экономи­ческих, экологических и иных количественных и качественных характери­стиках лесного фонда Данные государственного лесного кадастра используются при управлении и организации ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда

Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточне­ние количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, в ведении которых находится лес

Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов и лесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает возможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятель­ности отдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам, позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы, в том числе и за леса

Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и землепользования (основная и текущая), на основании которой каждому пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и обязанности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: