Василий Николаевич Татищев о государстве и праве

Основные работы: «История российская с самых древнейших времен» и др.

Происхождение государства. теория естественного права, Татищев различает естественное состояние как состояние: вольности (когда человек управляется только естественным законом, обходится без власти и законов государства). Воле человека д.б. положена узда неволи для его же пользы. «Узда неволи» м.б. трех видов.

1. По природе — родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому.

2. Договорная, т.е. узда, которую индивид сам, для себя выбирает.

3. По принуждению, т.е. когда человека лишают воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство.

Итак, Татищев как историк допускает и договорную теорию происхождения Го, при помощи которой он объясняет возникновение республик, и патриархальную теорию происхождения Го, когда речь заходит о монархии.

Классификация форм правления государства.

1) географический фактор (малые или великие территории);

2) наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны соседей.

Формы правления государства:

- демократия – общенародно.

- аристократия – правление избранных.

Татищев считает, что нужно отменить крепостное право.

Татищев различает законы:

1. естественные - едины и всеобщи

2. гражданские (положительные) - основаны “на соображениях политической мудрости”, они различны.

32. Политическое и правовое учение Семена Ефимовича Десницкого.

33. Учение Александра Николаевича Радищева о праве государства.

Учение Иммануила Канта о государстве и праве.

Основные работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума».

Главный закон существования людей - категорический императив. Разум берет свое начало не в индивиде, а в человеческом роде. Источник нравственности и прав - в практическом разуме, свободной воле людей.

Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу.

сами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.

Изначально человеку присущи свобода морального выбора. До возникновения

Го индивид приобретает субъективные естественные права. Только при поддержке Го они преобразуются в публичные.

Государство - соединение людей в рамках законов.

Главный признак государственности – верховенство закона. Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: