Произвольная сфера

Метелика «Аомик» (Н. И. Гуткина)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из гео­метрических фигур и элементов прописных букв (Н. И. Гуткина, 1988, 1990,1991,1993,1996,2000,2002). Задание позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выяв­ляет особенности развития произвольного внимания, пространствен­ного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольную регуляцию деятельности.

Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. В программе по исследованию психологи­ческой готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет, а в случае специального использования ее для определения особенно­стей сенсомоторного развития ребенка возрастной диапазон может быть расширен от 5,5 до 10 лет.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и каран­даш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, ка­кую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с образцом домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необ­ходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо по­верх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно за­дание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

1) какой рукой он рисует (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие кон­туры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекаемость во время работы;

5) высказывания и вопросы во время рисования;


Глава 2. Диагностика готовности к школе



6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, экспериментатор предлагает ему проверить, все ли нарисовано правильно. Все измене­ния, внесенные в рисунок во время проверки, фиксируются в прото­коле. Если ребенок не замечает свою ошибку или ошибки в первый раз, то ему снова предлагают проверить точность рисунка, если и на этот раз он не увидит ошибки, то ему предлагают осуществить про­верку в третий (последний) раз. Независимо от результата больше ис­пытуемому не предлагают проверить правильность выполненного задания. По ходу осуществления указанных проверок все вопросы эк­спериментатора, а также все ответы, реплики и действия испытуемого должны быть внесены в протокол. Детей, которые после трех прове­рок так и не увидят пропущенные детали, необходимо дополнительно обследовать.

При анализе рисунка с ошибками учитывается не только характер ошибок, но и особенности деятельности испытуемого по срисовыва­нию образца. Так, разную информацию для последующей работы с ре­бенком дают ошибки, допущенные в результате того, что испытуемый, мельком взглянув на образец, дальше рисовал его по памяти, и ошиб­ки, допущенные, несмотря на тщательное изучение образца и даже проверку сделанного.

Обработка детского рисунка проводится путем качественного ана­лиза допущенных ребенком ошибок. Ошибками считаются:

1) отсутствие какой-либо детали рисунка;

2) неправильно изображенная деталь рисунка;

3) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

4) диспропорция деталей рисунка;

5) увеличение всего рисунка вдвое и более;

6) отклонение прямых вертикальных и горизонтальных линий от заданного направления;

7) изображение прямых линий не просто неровными, а в виде изло­манных и волнистых;

8) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть со­единены;

9) залезание линий одна на другую.

Все ошибки можно разделить на грубые (приводящие к изменению гештальта) и не грубые (не изменяющие гештальт). К грубым ошиб-



Психологическая готовность к школе


кам относятся 1,2,3,4,5. Ошибки 6,7,8,9 могут быть как грубыми, так и не грубыми.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учиты­вать возраст испытуемого. Так, дети 5,5-6 лет редко выполняют зада­ние без ошибок в связи с недостаточным функциональным созреванием структур головного мозга, отвечающих за дифференцированное вос­приятие (включающее выделение фигуры из фона), концентрацию внимания, развитие тонких движений руки и сенсомоторную коорди­нацию. Наличие грубых ошибок после 7 лет говорит о том, что ребе­нок плохо справляется с работой по образцу. Причиной может быть неблагополучие в развитии одного или нескольких исследуемых ме­тодикой психологических параметров.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий; очень жирные или «лохматые» линии могут свиде­тельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о тре­вожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение не­обходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности (см. А. М. Прихожан, 2000).

Поскольку данная методика носит клинический характер и не име­ет нормативных показателей, то полученные по ней результаты ин­терпретируются не с точки зрения нормальности-аномальности раз­вития ребенка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития.

Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина)

Методика представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного вни­мания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

Методика является модификацией известной детской игры «"Да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры веду­щий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего от­ветить словами «да» или «нет», а также употребив названия белого или черного цвета. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.

Для методики взята только первая часть правила игры, а именно:

детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" и слово "нет". Повтори, пожалуйста, ка­кие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на кото­рые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?» После того, как


Глава 2. Диагностика готовности к школе


Ж


испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, эксперимента­тор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Умение действовать по правилу предполагает достаточное развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо, не отвлекаясь, постоянно удерживать в памяти условие игры и принятое им намерение отвечать определенным образом. По ходу игры он должен контролировать свои ответы, сдерживая непосредственное желание ответить словами «да» и «нет», и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольной регуляции де­ятельности.

Обработка результатов проводится путем подсчета ошибок, под кото­рыми понимаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением го­ловы (Н. И. Гуткина, 1988, 1990,1993, 1996, 2000, 2002).

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень вы­полнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

Проведение указанных выше четырех методик позволяет сделать сле­дующие выводы о состоянии мотивационной сферы будущего перво­классника.

1. Какое место занимают познавательные интересы в структуре мо­тивационной сферы ребенка.

2. Хочет ли ребенок идти в школу и если хочет, то для чего: для того, чтобы учиться, или только для того, чтобы как-то изменить не устра­ивающую его окружающую социальную среду. Например, детям надоел детский сад, и поэтому они хотят пойти в школу, но при этом их мало беспокоит тот факт, что в школу идут учиться, то есть собственно мотивы учения у них отсутствуют.

3. Способен ли ребенок сознательно принять поставленную перед ним задачу и выполнить ее в соответствии с предъявленными тре­бованиями (правилами), что свидетельствует о заинтересованно­сти будущего первоклассника в качественном выполнении задания и последующем одобрении его работы.

Если ребенок проявляет познавательный интерес и хочет идти в шко­лу, чтобы заниматься собственно учебной деятельностью, а предлагае­мые ему задания выполняет точно и аккуратно, то с большой долей ве­роятности можно заключить, что он уже обладает учебной мотивацией, являющейся критерием психологической готовности к школьному обуче­нию. Для уточнения данного вывода проводится обследование интел­лектуальной и речевой сферы.



Психологическая готовность к школе



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: