double arrow

Мотивационная сфера


Методика «Сказка» (Н. И. Гуткина)

Методика направлена на определение доминирования познаватель­ного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком при­влекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в тече­ние минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал (Н. И. Гуткина, 1990, 1993,1996,2000,2002). На самом интересном месте чтение прерывает­ся, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный мо-

1В книге методики даются без стимульного материала и подробного описани обработки, поскольку широкая известность диагностических методов приводи к тому, что ими в дальнейшем нельзя пользоваться. Для специалистов пред лагаемая программа обследования (Н. И. Гуткина «Диагностическая программ по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обуче нию») издается в виде пакета, содержащего методичку и стимульный материа.


Глава 2. Диагностика готовности к школе



мент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушка­ми или дослушать сказку до конца.




Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочи­тают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Методика «Внутренняя позиция школьника» (Н. И. Гуткина)

Методика представляет собой экспериментальную беседу и направ­лена на выявление внутренней позиции школьника.

Внутренняя позиция школьника — это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познаватель­ной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне (Л. И. Божович, 1968). В исследованиях по изучению этого новообразования дошкольного возраста (Л. И. Божович, Н. Г. Мо­розова, Л. С. Славина, 1951) было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием внутренней позиции школьни­ка, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все со­держание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д.). Наоборот, в случае несформиро-ванности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятель­ности — игру в «перемены», разыгрывание прихода в школу, ухода из нее и т. д.

Это связано с тем, что, как показали исследования Д. Б. Элькони-на (1978), центральным моментом в игре дошкольников всегда стано­вится самое важное для них в разыгрываемом событии. При этом са­мые значимые моменты наиболее развернуты и реалистичны в игре. Соответственно незначимым моментам уделяется мало внимания. С точки зрения Л. И. Божович, экспериментальная игра в школу мо­жет показать, что прежде всего привлекает будущих первоклассников в их новой школьной жизни.



Таким образом, внутреннюю позицию школьника можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же иссле­довании было показано, что игра может быть заменена специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный результат.

На основании вышеизложенного мною была разработана беседа, на­правленная на определение внутренней позиции школьника (Н. И. Гут­кина, 1990, 1993, 1996, 2000, 2002), включающая вопросы, косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной



Психологическая готовность к школе


мотивации у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития по­знавательной потребности, а также личностных особенностей, спо­собствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе (X. Мыттус, 1982; М. Туулик, 1982; Л. В. Загик, 1982; А. Лунге, Т. Тувикене, 1982; В. Неаре, 1982).







Сейчас читают про: