double arrow

Тема 10. Проективные техники (методы)


Из истории возникновения проективных методов. Общая характеристика этих методов, их отличие от других методов психодиагностики. Классификация проективных методов. Проблемы валидности и надежности этих методов. Знакомство с классическими проективными методиками: ТАТ, методикой «чернильных пятен» Г. Роршаxa, методикой рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, цветовой методикой М. Люшера. Детский ТАТ Л. Беллака (CAT) и фильм-тест Р. Жиля. Особенности интерпретации получаемых с помощью проективной техники результатов. Требования к специалистам, использующим проективные техники.

Контрольные вопросы

1. Каковы цели использования проективных методов?

2. Назовите основные виды проективных техник, приведите примеры методик каждого вида,

3. Каковы достоинства и недостатки проективных методов?

4. Перечислите требования к специалисту, использующему проективные техники.

5. Дайте общую характеристику ТАТ и CAT, опишите области применения и способы анализа их результатов.

6. Каковы теоретические основы методики С. Розенцвейга?

7. Опишите способы анализа и основные показатели методик С. Розенцвейга.

8. Каковы цели использования методики Г. Роршаха и основные направления интерпретации ответов?

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. Кн. 2. – С. 182–210.

Белый В.Я. Тест Роршаха. Практика и теория. – СПб., 1992.

Бурлачук Л.Ф. Руководство CAT. – Киев, 1995.

Данилова Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга. – М., 1992.

Джос В.В. Практическое руководство по тесту Люшера. – Киев 1983.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М. 1987. – С. 34–46, 179–228.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-н/Д 1996. – С.171–180.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

Тема 11. Проективные рисуночные методы в работе с детьми

Практические задачи, требующие использования рисуночных методов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основные требования к применению рисуночных методов. Знакомство со стандартизированными методиками «Дом – дерево – человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное». Способы их анализа и интерпретации.

Контрольные вопросы

1. Какие практические задачи требуют использования рисуночных проективных методов?

2. В чем опасность их применения неподготовленным человеком?

3. Назовите основные правила применения рисуночных проективных методов.

4. Перечислите основные симптомокомплексы, выявляемые с помощью методики «Дом – дерево – человек».

5. Какие аспекты рисунка в методике «Кинетический рисунок семьи используются при интерпретации, о каких характеристиках ребенка они свидетельствуют?

6. Как проводится анализ и интерпретация рисунка «Несуществующее животное»?

Литература

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987. – С. 67–80.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 206–220.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-н/Д, 1996. – С. 171–180.

Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. – С. 54–73.


Сейчас читают про: