Понятие об индивидуальных психофизиологических особенностях. Концепция Б.М. Теплова и подходе к изучению основных свойств нервной системы (ОСНС). Значение исследований ОСНС для дифференциальной психологии. Проявление ОСНС в поведении и деятельности человека. Типы нервной системы и темперамент. Аппаратурные методы диагностики ОСНС. Бланковые методы диагностики силы и лабильности нервной системы. Надежность и валидность психофизиологических методик. Возможности опросников в диагностировании ОСНС. Проявления ОСНС в учебной деятельности. Использование стандартизированных схем наблюдения в оценке ОСНС учащихся. Помощь детям с крайними проявлениями ОСНС.
Контрольные вопросы
1. Что такое формально-динамические индивидуальные особенности человека и от чего они зависят?
2. Назовите основные свойства нервной системы, дайте их краткую характеристику.
3. Докажите необходимость их учета в практике обучения и воспитания, при профотборе и профконсультировании.
4. Каковы теоретические и фактические данные, подтверждающие тезис Б.М. Теплова о несовпадении типов нервной системы и темперамента?
5. Какие виды диагностических методик применяются в дифференциальной психофизиологии?
6. Дайте характеристику бланковым методам диагностики силы и лабильности нервной системы.
7. Каковы основные принципы их конструирования и правила применения?
8. Перечислите учебные ситуации, дифференцирующие учащихся различающихся проявлениями силы и лабильности нервной системы.
9. Как школьный психолог может помочь детям с крайними проявлениями свойств нервной системы?
Литература
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 1992.
Акимова М.К., Данилов В.А, Козлова В.Т. Методы диагностики при родных психофизиологических особенностей человека. – М., 1992.
Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 177–134.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.
Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – 1998. – С. 9–223.
Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1971.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997. – С. 125М141.
Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1995. С. 151–171.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1985.
Теплов Б.М. Избранные труды. – М, 1985. Т. 2 – С. 5–190,