Тема 16. Новые тенденции в развитии психодиагностики

Гуманизация психодиагностических исследований. Критериально-ориентированная диагностика. Подход с позиции социально-психологического норматива. Развитие содержательной диагностики (диагностики разных видов мышления: математического, гуманитарного, естественно-научного технического). Реализация принципа коррекционности при разработке диагностических методик.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные новые направления в психодиагностике.

2. Почему возникло требование коррекционности по отношению к психодиагностическим методикам?

3. В чем преимущество критериально-ориентированного тестирования перед тестами, ориентированными на статистическую норму?

4. В чем различие между тестами, ориентированными на социально-психологический норматив, и критериально-ориентированными тестами?

5. Укажите преимущества содержательной психодиагностики перед традиционной. Каковы перспективы применения содержа тельной психодиагностики?

Литература

Акимова М.К., Гуревич К.М., Зархин В.Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопросы психологии, 1984. № 6. – С. 71–78.

Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2.

Берулава Г.A. Развитие теоретического мышления подростков. – Бийск, 1992.

Гуревич К.М., Акимова М.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив // Психологический журнал 1986. – № 2.

Гуревцч К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. – М., 1992.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997. – С. 213–222.

Тема 17. Этические аспекты психодиагностики

Этические нормы работы психодиагноста правила проведения обследования. Конфиденциальность и обеспечение тайны личности клиента. Правила сообщения результатов обследования. Развитие гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях психодиагностической работы. Правила распространения использования диагностических методик.

Контрольные вопросы

1. Как приобретаются методики диагностики?

2. Почему существует требование ограничения распространения методик?

3. Как обеспечивается право клиента на информацию о результатах диагностирования и ее конфиденциальность?

4. Какие проблемы возникают при диагностировании детей?

5. Каковы правила использования диагностических результатов?

Литература

Анастази А. Психологическое тестирований – М, 1982. Кн. 2. – С. 50–66.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М, 1997. – С. 223–231,281–292.

Психологическая диагностика детей подростков / Под ред. К.М. Гуревича М., 1995. – С. 270–352.

Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. – М., 1988.

Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.


[1] При сопоставлении выполнения субтестов КОРТ, а также методики КОРТ в целом с другими методиками обычно используют коэффициент Пирсона для дихотомических данных как оптимальный метод анализа экспериментальных данных подобного характера (см. Приложение2).

[2] Автор главы выражает благодарность проф. В.К. Романко, прочитавшему текст и сделавшему по нему ряд существенных замечаний. Все они учтены при подготовке материала к опубликованию в этой книге.

[3] См., например: Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972; Ермолаев О.Ю. Математическая статистика психологов. М., Воронеж; 2002.

[4] О математически обоснованных способах определения того, можно ли считать данное распределение нормальным, см., например: Урбох В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. М., 1963. – С. 66.

[5] Подробнее об этом см.: Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. – М., 1982. – С. 11.

[6] Числа заимствованы из книги: Бейли Я. Статистические методы в биологии. – М., 1964.

[7] Коэффициент корреляции по Спирмену может иметь и другое обозначение – rs.

[8] Наиболее ясное изложение сути факторного анализа см. в ст. Б. М. Теплова, приведенной в сб. Типологические особенности ВИД человека. – М., 1967. Т. 5. - С. 239-285.

[9] Как было показано в гл. 21, при работе с критериально-ориентированными методиками при их конструировании и проверке возможны другие подходы.

[10] Применение коэффициента корреляции для нахождения коэффициента надежности–гомогенности путем сопоставления числа правильных решений по четным заданиям и числа правильных решений по нечетным заданиям некоторые авторы находят недостаточно корректным, поскольку порядок, в котором представлены коррелируемые ряды, может быть случайным, он может быть произвольно изменен. Однако никакого другого приема для установления этого вида надежности в «Стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам» не дается. Нахождение коэффициента надежности–стабильности указанной недостаточной корректностью не грешит.

[11] Вопрос о конструировании эксперимента здесь не затрагивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: