ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в базовых и других образовательных учреждениях. Она предусматривает изучение будущими учителями многосторонней деятельности школы, выработку у них комплекса психолого-педагогических умений и навыков.
Практика студентов по психологии призвана решать ряд задач:
1. Приобретение профессиональных и личностных качеств будущего преподавателя.
2. Применение психологических знаний в учебно-воспитательном процессе, а также изучение индивидуальных и возрастных особенностей учеников.
3. Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании.
4. Овладение методами психологического исследования.
Данное методическое пособие адресуется студентам − практикантам IV − V курса. Оно состоит из 2-х разделов: заданий и комплекса методик. В содержание психологических заданий входят:
|
|
1. На IV курсе − исследование внимания школьников; наблюдение за словесными воздействиями учителя на уроке; психологический анализ урока − проба сил в применении методов психологического исследования;
2. На V курсе − изучение личности школьника и составление его психолого-педагогической характеристики − с использованием научно-психологических методов, включая экспериментальные методики выявления психологических особенностей личности, ее места и роли в коллективе, уровня притязаний, познавательной деятельности и др; составление психолого-педагогической характеристики на коллектив учащихся.
Кроме того, студентам IV и V курса предлагается выполнение заданий по выбору, исходя из потребностей класса, школы, а также в соответствии с интересами и возможностями самого студента. Это могут быть: изучение школьника с конкретно обозначенной целью, лекция, беседа, профконсультация, исследование определенных психологических феноменов.
Основные задачи студента-практиканта
1. Теоретические знания приблизить к жизни, к практической работе в школе;
2. Развивать профессиональные интересы и способности;
3. Приобрести умения в области психологической диагностики;
4. Практиковаться в разработке тактики педагогического воздействия на основе психологического анализа возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и межличностных отношений в группах.
5. Развитие потребностей в педагогическом самообразовании и постоянном совершенствовании.