1.Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).
2.Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и
как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальны
ми формами учебных занятий.
V. Учет возрастных особенностей учащихся
Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА V КУРСЕ
ЭТАП
Основная цель 1 этапа психологической практики на V курсе − выработать у студентов умения и навыки решать задачи, требующие применения психологических знаний. Эта цель может достигаться несколькими путями, но наиболее эффективный путь − изучение личности школьника и составление его характеристики, с целью проектирования его развития воспитания. Работа над характеристикой требует от студентов знаний теоретических положений общей, возрастной, педагогической, специальной и социальной психологии.
|
|
Основными методами изучения личности школьника для составления его характеристики остаются наблюдение и тестирование. Наблюдение следует проводить в разных ситуациях: на уроках, во время перемен, внеклассных дел. Наблюдению подлежат различные движения, высказывания ученика, манера общения со сверстниками и взрослыми, поведение вне школы и т.д. Во внешних проявлениях ученика студенту-практиканту надлежит увидеть психологический смысл, психологическую сторону действия, поведения, т.е. обнаружить мотивы, цели поведения, особенности характера, воли, чувств, особенности внимания, памяти и т.д. Словом, наблюдаемый акт поведения следует анализировать и оценивать в единстве его внутреннего (психологического) и внешнего (моторного) проявления.
Выбор психодиагностических методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно. Для тестирования необходимо использовать 3-5 методик.
Кроме того, для исследования личности учащегося можно использовать следующие методы:
- беседа (с учителями, с учащимися),
- изучение документов (классный журнал, медицинская карта, личное дело учащегося),
- изучение продуктов деятельности учащегося (рабочие тетради, сочинения и т.д.)
При выполнении задания, если позволяет время и условия, студенты могут изучить не одного, а двух учащихся. Параллельное изучение позволит провести сопоставление учащихся по отдельным критериям (свойствам, особенностям) и в целом личностей. При изучении двух школьников следует выбрать менее сходных в личностных, познавательных характеристиках. Например, слабоуспевающего и отличника. Контрастность объектов изучения дает возможность более рельефно познать ученика, на которого составляется характеристика.
|
|
Результаты оформляются в отдельной тетради в соответствии с требованиями к отчету (См. «Требования к отчету по результатам педпрактики по психологии»).