I. Психологическая цель урока

1.В какой мере учтено в целевой установке урока развитие познавательных
процессов учеников.

2.Насколько учитывается развитие личностных и нравственных качеств уче­ников в ходе урока.

3.В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

II. Стиль урока

1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

в) Соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя,
учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учите­лем и какие - учащимися (кто ставит проблему, кто формирует ее, кто решает);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников,
осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и
самоанализа учащихся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии,
вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, уста­новки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и
т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

ж) педагогический такт учителя;

з) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу
радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие на­
строения;

2. Особенности самоорганизации учителя:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и струк­турными компонентами урока, степень осознания психологической цели и
внутренней готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществле­ния (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока,
энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптими­стический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)

III. Организация познавательной деятельности учащихся

1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы
мышления и воображения учащихся:

а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками
изучаемого материала;

б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, вну­шение);

в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания уча­щихся;

г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти
учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового ма­териала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по
повторению и др.).

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в
процессе формирования новых знаний и умений:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-
чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий»,
выведения формул и т.д.);

б) какие психологические закономерности учитывались при формиро­вании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность
мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

г) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материа­ла, а также обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоен­ных навыков на новые условия работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: