Методы исследования дыхательной системы подразделяются:
Функциональные:
- исследование внешнего дыхания;
-газоаналитические методы;
- индикаторные:
- исследование мокроты;
- исследование плевральной жидкости;
- исследование показателей острой фазы воспаления;
- исследование иммунного статуса;
- визуализирующие:
- рентгенологические;
- бронхоскопия;
-торакоскопия:
-морфологические:
- биопсия лёгких, плевры;
- гистологическое исследование;
- цитологическое исследование мокроты и плевральной жидкости.
С медицинской точки зрения большое значение имеют следующие методы оценки:
1)ЖЕЛ
2)мах вентиляция легких
3)показания пневмотахометрии (мощность вдоха и выдоха)
4)результаты функциональных проб системы внешнего дыхания
Проба Розенталя: используется для оценки выносливости дыхательной мускулатуры и заключается в пятикратном измерении ЖЕЛ с интервалами отдыха в 15сек.
Принципы оценки:
величина ЖЕЛ к последующему измерению увеличивается больше чем на мл – хорошо;
|
|
ЖЕЛ колеблется в пределах 300мл – удовл;
ЖЕЛ понижается более чем на 300 – неудовл, снижение функциональных возможностей системы внешнего дыхания.
Динамическая спирометрия:
- измерение ЖЕЛ до и после дозированной нагрузки; (2-3 или бег частотой 180 шагов/мин).
- используется для оценки соответствия кровотока вентиляции легких. При снижении функциональных возможностей системы внешнего дыхания значение ЖЕЛ уменьшается более чем на 300 мл.
Методы исследования ЦНС.
методы:
-метод разрушения (экстирпации)
-метод перерезки
-метод раздражения
-метод вызванных потенциалов
-микроэлектродный метод
-стереотаксический метод метод точного введения электродов головного или спинного мозга.
В настоящее время, ведущее место (значение) в исследованиях
ЦНС занимают электрофизиологические методы исследования
нервной системы.
Наиболее важные из них:
-электроэнцефалография (ЭЭГ)
-эхоэнцефалография
-краниографиярентгенография черепа без применения контрастных веществ
-спондилография
-церебральная ангиография это метод рентгенологического исследование сосудов головного мозга
Неврологическое обследование с медицинской точки зрения предлагает и включает специальный неврологический осмотр и параклинические методы обследования. А так же:
1.этапный неврологический контроль
2.исследование силы основных нервных процессов
3.исследование уравновешенности и подвижности основных нервных процессов
4.исследование рефлексов
5.исследование основных черепных нервов
6.исследование координации движений
7.исследование глубокой чувствительности
|
|
Для оценки функционального состояния ЦНС используют семиступенчатую шкалу оценок. Бланк теста САИ – «самочувствие», «активность», «настроение». Каждую категорию – самочувствие, активность, настроение – характеризуют 10 пар слов. Бланк теста Спилберга.
Из вегетативных проб:
-ортостатическая. В регистрации изменений пульса (АД) при переходе из горизонтального положения в вертикальное (в конце 1 или пребывании в вертикальном положении). В норме увеличение пульса не превышает 16уд/мин, а колебания АД в сосудах верхних конечностей составляет 5-10 мм рт.ст. Увеличение пульса больше 22уд/мин – повышение тонуса симпатического отдела ВНС. При его снижении учащения не наступает.
-клиностатическая – изменение пульса при переходе из вертикального в горизонтальное. В норме в первые 15-20с регистрации замедляется. Пульс на 6-12 уд/мин. При повышенном тонусе симпатического отдела ВНС замедление пульса не происходит.
Симптом белого пятна – белое пятно, которое возникает при давлении пальцем на кожу в области между 1 и 2 пальцами кистей рук, сохраняется относительно долго, следовательно повышенная возбудимость симпатического отдела.
Пиломоторные рефлексы (рефлексы гусиной кожи)могут быть вызываны щипковыми или холодными раздражителями (лед, эфир) раздражителями кожи обычно в области надплечья или затылка. Появление ограниченной или распространенной, разливающейся на груди до области соска и ниже «гусиной» кожи, следовательно повышение тонуса симпатического отдела.
Билет № 11
1.Методы, методики и методические приемы, используемые АФК.
2.Особенности организации оздоровительных (внешкольных) занятий для детей с дефектами слуха и интеллекта.
3.Понятие о врачебном контроле в АФК. Содержание разделов врачебного контроля.