Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Наиболее простой и представляющей минимальную физическую нагрузку является проба «сесть — лечь», предложенная Игнатовским. Эта проба проводится при постельном режиме для определения адаптации сердечно-сосудистой сис­темы к положению сидя и возможности расширения двига­тельной активности. Перед проведением функциональной пробы пациент отдыхает 5 мин в положении лежа. После это­го производится регистрация ЧСС и измеряется артериальноедавление (АД). Не снимая манжетки, пациент 10 раз за 60 с садится в постели с частичной опорой на руки и снова ло­жится. При этом нижние конечности пациента удерживают­ся на уровне бедер или голеней, в зависимости от уровня ампутации. После завершения пробы в первые 10 с подсчи­тывается ЧСС, затем определяется АД. В течение восстано­вительного периода на 3-й, 6-й и т.д. минутах проводится регистрация ЧСС и АД до полного их возвращения к исход­ным величинам.

Ортостатическая проба проводится при решении воп­роса о возможности вставания и обучения ходьбе на косты­лях после односторонних ампутаций, расширения методи­ки ЛФК, двигательной активности и т.д. Следует отметить,что при выполнении этой пробы после длительной гипоки­незии, постельного режима может наблюдаться ортостати-ческий обморок. При первом вставании после операции у многих инвалидов эта проба выполняется с трудом. Часто отмечается головокружение, трудно удерживать равновесие,быстро наступает утомление сохраненной конечности. По­этому длительность проведения пробы (пребывание в поло­жении стоя) не должна превышать 5 мин. При выраженных жалобах на головокружение, слабость и т.п. проведение пробыпрекращается.

В формировании реакции на ортостатическую пробу боль­шое значение имеет состояние вегетативной нервной систе­мы. При нормальной возбудимости симпатического отдела происходит увеличение ЧСС на 18—21% от исходной величи­ны (Л.В. Чоговадзе и соавт., 1977). Более значительное уве-мичсиие ЧСС может свидетельствовать о повышенной возбу­димости симпатического отдела или наличии атипической рсмкции сердечно-сосудистой системы.

Перед проведением пробы пациент отдыхает 5 мин в по­ложении лежа. Производится регистрация ЧСС и измеря­вши АД. После этого, не снимая манжетки для измерения ири-риального давления, пациент встает и стоит в течение, при этом разрешается дополнительная опора на спин-иу кронати, стула и т.д. В течение выполнения функцио-Ниш.мой пробы на 1-й и 5-й мин производится регистрация ЦСЧ ' п измеряется АД. После завершения пробы пациент ло жится, и в течение восстановительного периода на 1-й, 3-й, б-й и т.д. минутах вновь регистрируются ЧСС и АД вплоть до полного восстановления показателей. Одновременно оцени­вается общее состояние пациента.

В период освоения пользования протезами, особенно на начальном этапе, проводится функциональная проба — ходь­ба в произвольном темпе на 50 м. Эта проба выполняется для оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физичес­кой нагрузке, связанной с ходьбой на протезах, возможно­сти расширения двигательного режима, расширения методики ЛФК. Перед проведением пробы пациент отдыхает в течение 15 мин в положении лежа. После этого регистрируется ЧСС и измеряется АД. Не снимая манжетки, пациент проходит на протезе 50 м по ровной поверхности, при этом регистрирует­ся время выполнения пробы. После ее завершения, в поло­жении лежа, регистрируются ЧСС и АД на 1-й, 3-й, 6-й и т.д. минутах восстановительного периода, до возвращения по­казателей к исходному уровню.

Функциональная проба с подъемом на ступеньку высотой 20 см и спуском с нее — 12 раз в минуту («степ-тест») являет­ся наиболее значимой по нагрузке, проводится для оценки возможности обучения ходьбе по лестнице, на большие рас­стояния, расширения двигательной активности. Перед вы­полнением пробы пациент отдыхает в течение 15 мин в поло­жении сидя. Измеряется АД и регистрируется ЧСС. После этого, не снимая манжетки для измерения артериального дав­ления, пациент выполняет пробу. После ее завершения, вположении сидя производится подсчет ЧСС и измеряется АД на 1-й, 3-й, 6-й и т.д. минутах восстановительного периода, до возвращения показателей к исходному уровню. Регистри­руются также данные визуальных наблюдений и изменениясубъективных ощущений обследуемого.

Билет № 10

1.Програмно-методические рекомендации по ФК для учащихся коррекционной школы 7-8 видов (анализ содержания школьной программы).

2.Методика определения психофункциональных особенностей и физических качеств у детей с дефектами слуха.

3.Методы оценки функционального состояния дыхательной и нервной систем.

1. В СКОУ 8 вида обучаются дети с умственной отсталостью. К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим в следствие органического поражения КГМ, имеющею диффузный (разлитой) характер. УО является нарушением высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности.

В СКОУ 7 вида обучаются дети с ЗПР. Дети с минимальными органическими поражениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально – волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Важным отличием ЗПР от УО является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выявить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности УО детей этого же возраста.

ОСНОВНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

ОСНОВНЫЕ:

К ним относятся воспитательные и образовательные задачи физического развития:

- укрепление здоровья,

- обучение основам техники движений, формирование необходимых умений и навыков,

- развитие физических качеств,

- формирование необходимых физкультурных знаний,

- воспитание потребности и умении самостоятельно заниматься ФУ,

- воспитание нравственных и волевых качеств.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:

1.координация основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнения с предметами,

2.коррекция и развитие координационных способностей,

3.коррекция и развитие физической подготовленности,

4.коррекция и профилактика соматических нарушений,

5.профилактика вторичных дефектов,

6.коррекция и развитие психических и сенсорно - перцептивных способностей дефференцировка зрительных и слуховых сингналов по силе расстоянию,направлению.

7.развитие познавательной деятельности формирование понятий об элементарных движениях,частях тела, об упражнениях и их влиянии на организм

8.воспитание личности.

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ФК включает разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, л/а, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и ЛФК, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами используются следующие группы:

1.упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползанье, плавание, передвижение на лыжах.

2.ОРУ:

а) без предмета

б) с предметом

в) на снарядах

3.упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

4.упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей.

5.упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепление мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

6.упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

7.художествено-музыкальные упражнения: ритмика, танцы, элементы хореографии и ритмопластика.

8.упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом.

9.упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания.

10.упражнения прикладного характера, направленные на освоение мастерства. Трудовой деятельности.

11.упражнения, выступающие как самостоятельные виды: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд общих и методов, совокупность которых характеризует вид физической деятельности:

- метод формирования знаний,

-метод обучения двигательным действиям,

-метод развития физических способностей,

-метод воспитания личности,

-метод организации взаимодействия педагога и занимающихся,

-метод регулирования психического состояния детей.

2. Методика определения развития физических качеств у детей с дефектами слуха:

I. Сила

1. Силу кистей рук определяют с помощью детских динамометров со школой до 10 или 25 кг, у подростков и юношей – 50 и 100 кг по максимальному результату отдельно для правой и левой руки. Становую силу измеряют с помощью станового дмнамометра. Используя динамометр, имеющий нефиксируемый режим измерения, можно также определить статическую и динамическую силовую выносливость.

2.Тест с броском набивного мяча (0,5; 1 или 2 кг) из исходного положения «сидя на полу, ноги врозь, руки вверх». Угол, образуемый при разведении ног, находится на стартовой линии. Дальность броска измеряют рулеткой. Выполняют три попытки, зачет - по лучшей. Для детей дошкольного возраста – метание на дальность мешочка с песком (200г).

3.прыжковые тесты:

а) прыжок в длину с места в см. выполняется толчком двух ног с приземлением на две ноги на размеченную дорожку. Учитывается лучший результат из трех попыток;

б) прыжок в высоту по Абалакову, см. Лента с сантиметровыми делениями укрепляется на поясе ребенка и нежестко фиксируется внизу. При прыжке лента скользит по планке, лежащей на полу, и показывает высоту перемещения тела вверх. Результат рассчитывают по разнице конечного и исходного значений.

II.Быстрота

1.Определение латентного времени двигательной реакции на свет и звук с помощью миорефлексометра с электронным секундомером. Тест выполняют не менее 5-10 раз для ведущей руки, находят среднее значение в мс.

Также латентное время двигательной реакции можно измерить в тесте «падающая линейка».

2.Определение максимальной частоты движений рук. Используется теппинг-тест по максимальному числу точек, поставленных на листе бумаги за 6 или 10 с. Можно провести исследование и для ног, подсчитывая количество беговых шагов на месте за 10 с. С помощью теппинг-теста, который проводится в течение 60 с, возможна также оценка скоростно-силовой выносливости и коэффициента утомления. Показатели регистрируют для ведущей руки. Исследуемый на листе бумаги, разделенном на 6 пронумерованных квадратов (в два ряда по 3), начинает по команде часто стучать карандашом по первому квадрату, стараясь сделать максимальное число точек. Переход на последующие квадраты (слева направо – 1-й ряд и справа налево – 2-й ряд) осуществляет по команде каждый 10 с. По окончании работы подсчитывают число точек в каждом квадрате.

Учитывают:

1) Показатели быстроты – а) Т10 – количество точек за первые 10 с, б) Т30 – количество точек за первые 30 с, в) величину теппинг-теста в баллах (с учетом Т30);

2)Показатели скоростной выносливости Т60 – количество точек за все 60 с;

3)Коэффициент утомления (Ку) по формуле:

Т10 - Т50- Т60

Ку=------------------,

Т10

где Т10 - количество точек в последнем квадрате.

3. Быстрота целостного движения характеризуется показателями бега на 10, 20, 30 м (с высокого старта) в зависимости от возраста ребенка. Для школьников – 10 м с хода.

III. Выносливость.

Определяется по времени бега с заданной скоростью, например 40 м за 10 с. Через каждые 10 с исследователь подает сигнал свистком (визуальным сигналом). Чем дольше ребенок продолжает бег, тем больше его выносливость. Можно, в зависимости от возраста, использовать пробу с пробеганием 300, 500, 1000 м на время. Для детей 5 лет рекомендуется дистанция 120 м, 6 лет – 150 м.

IV. Ловкость

«Челночный бег» 10 м * 3, с. Тест проводят на ровной дорожке длиной 10 м. Дистанция ограничена линиями старта и финиша. У каждой линии стоит кубик. Из положения высокого старта по команде «Марш!» дети пробегают три отрезка по 10 м, с поворотом после каждого кубика на 180 градусов. Регистрируют время финиширования в секундах.

Реакция на движущийся объект, см. Экспериментатор держит палку (60 см) за верхний конец. Исследуемый подставляет вытянутую руку к нижнему концу палки (0 см) с расчетом, чтобы ее конец приходился между большим и указательным пальцами. Руку фиксируют в положении лежа на столе. Экспериментатор отпускает палку, которую исследуемый должен схватить в области средней отметки. По верхнему краю кисти определяют отклонение от заданной отметки. Из 10 значений вычисляют среднюю величину отклонения.

V. Гибкость

Стоя наклон вперед, см. Устройство для определения представляет собой линейку, установленную на скамейке, со шкалой с делениями вверх до 12, вниз – до 20 см. По шкале свободно движется деревянный брусок. Исследуемый, стоя на скамейке, совершает наклон вперед и выпрямленными пальцами рук двигает брусок вниз. Уровень гибкости по верхней границе бруска с точностью до 0,5 см. Брусок опускается ниже носков, то результат фиксируется со знаком «+», если выше – «-».

О времени наступления школьной зрелости судят по так называемому «филиппинскому тесту» - способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо. Этот тест основан на том, что школьная зрелость наступает одновременно с «полуростовым скачком» - увеличением интенсивности роста длины конечностей (в первую очередь рук).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: