Методы генерирования альтернатив

1. Мозговой штурм

При проведении «мозгового штурма» подбирается группа участников разнообразных профессий, проводятся специальные тренировки. Затем участники по очереди формируют варианты разрешения проблемы. Обсуждение идей, а тем более участников – запрещено. После этого группа организаторов занимается отбором предложенных идей.

Используемые факторы: подбор участников, запрет критики, коллективность, снятие ответственности т.к. участники не принимают решений, а лишь вырабатывают идеи!

2. Метод Делфи

Выработка обобщающего мнения экспертов, причем общение происходит опосредованно через группу организаторов. Этапы выработки решения:

1) формулирование проблемы

2) обощение мнений экспертов и выявление противоречий, выяснение причин отклонений

Это совершается до тех пор, пока не закончаться идеи и не выпработается общее мнение

Используемые факторы: анонимность (как следствие снятие ответственности), отсутствие критики личности, подбор участников.

3. Морфологический анализ

Цель – сконцентрироваться на на формулировке свойств альтернатив. 3 этапа:

1) выделяются независимые факторы (свойства) альтернатив

2) перечисляются возможные значения этих факторов

3) перебираются све возможные сочетания свойств и каждое из них рассматривается как отдельнае альтернатива

4. Синектика

Создаются группы из людей разнообразных профессий и имеющих психологическую совместимость. Группы изолируются и устраивается систематическое обсуждение всяких аналогий. Роль ведущего перходящая от одного к другому.

Используемые факторы: запрет персональной критики, …

8. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ

Цель моделирования – предсказать поведение системы на каждую альтернативу вмешательтства. Модели должны быть пригодны для оценки критериев, выбранных на 6-м этапе. Модели формируются с участием специалистов, которые умеют работать с ними. Существуют сложности при создании качественных моделей - они обладают размытостью.

Главной сложностью данного этапа является возможность неадекватного описания. Причины:

1) размытость описания

2) нарушение предположений, заложенных в модели

3) выявленная зависимость в системе принимается за причинно-следственную связь

9. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Цель экперимента – с помощью полученных моделей и постановки опыта оценить последствия вмешательства и предсказать поведение системы, оценить критерий для каждого вмешательства.

Результаты эксперимента фиксируются в измерителных шкалах. Шкалы бывают:

1) номинальная

2) порядковая

3) количественнная

Необходимо заметить, что выбор измерительной шкалы зависит от природы измеряемого явления, от ответа на вопрос имеет ли смысл опираться на упорядочение. Для шкал характерна «сила», т.е. количество возможных операций, которые можно совершить с ними. При попытке усилить шкалу неприсущим ей свойством происходит совершение недопустимых операций – навязывание явлению того, что ему в реальности неприсуще (# сложение рангов). Ослабляя же более сильные шкалы мы теряем часть информации, полученной из опыта (# группировка вместо сложения).

10. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Здесь происходсит ыыбор альтернативы для реализации вмешательства.

Сложность здесь в том, что критерии противоречивы.

Морфология выбора:

1) тип множества альтернатив (конечный/бесконечный)

2) тип критериев (количественная шкала/ ранговая)

3) характер группы, принимающей решение (один/много, коалиция/конфронтация)


* Другие варианты мы рассмотрим ниже.

[1] Известны и другие определения сложности (см.). Нас это не должно смущать, т.к. множественность моделей для одного оригинала вполне естественна. Предлагаемое здесь понимание сложности заметно облегчает изложение многих тонкостей прикладного системного анализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: